Из рецензии Борису Гатауллину

Борис Гатауллин
http://www.stihi.ru/2017/03/03/11310

Текст Бориса привожу полностью:

Солнце уже крепко припекало, и толпа,
в которой находились наши друзья, молча забурлила.
Все ожидали новых проявлений чудес. Но в этот раз чудо
зарождалось в их душах.
Каждое слово, выпущенное Христом в своей проповеди,
несло в себе семена будущих богатств предстоящих
открытий и наполняло душу невыразимым восторгом от 
головокружительной красоты полёта его поэтических мыслей.
Сделалось необычайно тихо, и неожиданная про-
хлада охватила тесно прижавшиеся друг к другу
человеческие тела народа израилевого.
*****
***
*
И эта сила поэтического слова превратила
Христа в живого Бога.


Публикация рецензии на
«Философско-лирическая миниатюра Нагорная проповедь»

Уважаемый Борис, ваша поэтизированная зарисовка, собранная из красивых словосочетаний, для человека незнакомого с Библией, может конечно, дать некоторые эмоции, но для меня - исследователя Библии, занимающегося этим вопросом четверть века, - это пустые красивые слова не несущие Истины от Бога, т. е. не дающие никаких духовных знаний, которые нёс Иисус в течении своего служения, которое продолжалось три с половиной года.
Может быть я зануда, но моё журналистское прошлое напоминает мне, что информация должна отвечать на три вопроса: Что? Где? Когда? (или хотя бы на некоторую часть от них или какие-то другие варианты возможны. Посмотрите к примеру палестинские описания Ивана Бунина - он был мастер подобных сюжетов и описывал те места, которые сам видел, где он побывал и мог прочувствоать и ночную прохладу, и дневной палестинский зной и, конечно ощущение причастности к описываемым событиям. Бунин побывал в местах где находился когда-то наш Господь и дышал практически тем же израильским воздухом и был в той же атмосфере, потому его рассказы правдивы и приятные для чтения).
Нагорная проповедь Иисуса Христа была записана в двух Евангелиях, в Писаниях Матфея и у Луки. И по прочтении описания самой знаменитой проповеди в мире вырисовывается такая картина:
Иисус, должно быть, устал: он провел всю ночь в молитве, а затем избрал из числа учеников 12 апостолов. Тем не менее, когда настает день, у него все еще есть силы и желание помогать людям. Иисус поднимается на один из горных склонов в Галилее, возможно, недалеко от Капернаума, центра его деятельности.
Возле него собрался народ. Многие пришли издалека, в том числе с юга — из Иерусалима и других городов Иудеи,— а также с северо-запада — из прибрежных городов Тира и Сидона. Что они хотят? Послушать Иисуса и «исцелиться от своих болезней». Так и происходит: Иисус исцеляет их всех. Подумать только! Все больные исцеляются. Иисус также помогает людям, которых мучают «нечистые духи», нечестивые ангелы Сатаны.
Затем Иисус находит ровное место, и вокруг него располагается народ. Ближе всех к нему, вероятно, садятся ученики, в первую очередь 12 апостолов. Всем не терпится послушать учителя, который творит такие поразительные чудеса. Иисус произносит проповедь, из которой слушатели, без сомнения, могут извлечь для себя много ценного. Ведь евреи, слушащие Христа хорошо знали Священные Писания (в те давние от нас времена это были свитки, составляющие ныне книги Ветхого Завета. Каждый их них, включая детей, выполняя предписание данное Богом Иеговой Моисею на Синайской горе каждую субботу посещали близлежащую синагогу, где и и прослушивали чтеца  Писаний.) Но в отличии от толкований раввинов, Иисус говорил нечно новое для слушателей.
Естественное желание для каждого человека быть счастливым. Иисус это знает и поэтому вначале говорит о подлинном счастье. Нетрудно догадаться, что он сразу же завладевает всеобщим вниманием. Но у кого-то его слова, по всей видимости, вызывают недоумение.
Он говорит: «Счастливы осознающие свои духовные потребности, потому что им принадлежит небесное царство. Счастливы скорбящие, потому что они будут утешены». Далее «Счастливы те, кто желает праведности и жаждет ее, потому что они насытятся». И опять «Счастливы преследуемые за праведность, потому что им принадлежит небесное царство. Счастливы вы, когда люди оскорбляют и преследуют вас... из-за меня. Радуйтесь и ликуйте».
Что имеет в виду Иисус, называя таких людей счастливыми? Он не говорит о радости и веселье тех, кто приятно проводит время. Подлинное счастье — более глубокое чувство. Это состояние довольства, удовлетворенности, радости от полноты жизни. Народ, слушающий эту проповедь, поражается тому, как учит Иисус. Он учит как человек, имеющий власть, а не как религиозные руководители. Возможно, многие из тех, кто слушал его, становятся его учениками.
Много, что ещё можно рассказать, но лучше обратиться к самим описаниям замечательного события в жизни Христа и его соотечественников.
Стоит напомнить, что прошло почти две тысячи лет со времён проповедования Иисуса, но эта проповедь актуально и поныне, она заканчивается словами: «Итак, продолжайте искать прежде царство и Божью праведность, и всё это будет дано вам. Никогда не беспокойтесь о завтрашнем дне, так как завтра будут свои беспокойства. Довольно для каждого дня своего зла.»
С тех пор она принесла пользу неисчислимому множеству людей. Мы тоже можем немало почерпнуть для себя из этой сокровищницы глубоких духовных истин, изложенных просто и ясно. Иисус приводит понятные примеры, основанные на том, что знакомо каждому. Благодаря этому все, кто стремится к лучшей жизни и кто хочет жить в согласии с волей Бога, могут легко уловить ход мыслей Иисуса.

Борис, ещё мне кажется недопустимыми такие слова в конце вашего интересного опуса: «тесно прижавшиеся друг к другу человеческие тела народа израилевого». У израильтян (народ всё таки восточный) не было привычек притираться друг к другу в толпе. Стоит посмотреть книги Моисеевы и постараться понять как жили люди на востоке в старину, какие они имели обычаи.
Да и конечный вывод философской миниатюры далеко не библейский.
С уважением, Николай, желаю творческих исканий и успехов.

Никола Калинин   04.03.2017

На рис. из Интернета sermon_on_the_mount


Рецензии