Сквозь столетия

    
     Вы видите фотографию курительной трубки, вырезанной из кости,с янтарным мундштуком, на которой ( из кости же) изображен родовой герб Крузенштернов: на щите - согнутая в локте рука в доспехах,  держащая арбалет, а под щитом — инициалы « Ph. v. K » -  готическими буквами. «Ph» читается как «Ф», «v» — это приставка «фон», т.е. «фон Крузенштерн». Остается только догадаться или «вычислить», как теперь говорят, кто же из нее курил и как она попала к моей прабабушке, а от нее – к бабушке, потом маме и, наконец, ко мне.
     Рядом - родовой герб баронов фон Клугенов, родственные отношения одного из которых  - барона Эрнеста фон Клугена -  с семьей Крузенштернов мне удалось установить.

     Оказалось, что моя бабушка – Юлия Эрнестовна Брюхачева, урожденная фон Клуген, была праправнучкой  Карла Фридриха фон Крузенштерна, родного брата всем известного адмирала Ивана (Адама) Федоровича (Фридриха) Крузенштерна. Она иногда,  правда очень туманно, упоминала о каких-то родственных связях с семьей Крузенштернов. Но в то время,  1930-е  - 1940-е годы, людей сажали в тюрьмы (в лучшем случае, отправляли на поселение куда-нибудь в Сибирь), а иногда и расстреливали за связь с «врагами народа», а уж за родство — и подавно. А наши предки и были представителями дворянского класса, а, значит, считались «врагами народа». Поэтому мне, девочке, ничего и не рассказывали, так как я могла нечаянно проговориться, и тогда за благополучие семьи никто не дал бы и ломаного гроша. Поэтому мне пришлось до всего докапываться самой.

      Дворянство возникло в России в XI—XIII вв. из низшей части военно-служивого сословия, которое с XIV в. стало получать за службу землю.В 18-м в. оно объединяло земельную аристократию и основную массу средних и мелких землевладельцев. В 1785г. «Жалованной грамотой дворянству» за ними были закреплены определенные привилегии: освобождение от обязательной государственной службы, от телесных наказаний и др. Дворянство считалось высшим потомственным сословием народа, т.е. награжденным большими преимуществами касательно собственности и частной свободы. «По жизни», как теперь говорят, смысл слова «дворянство» заключался в том, что оно было не только термином, оно определяло главную сущность дворян — высокие моральные качества, уважение этих качеств в самом себе, т.е. самоуважение, сознание своей значимости. Думаю, что наши предки обладали именно этими качествами, благодаря которым и добились высоких наград, званий и положения в обществе. Права дворянства включали право на защиту чести, достоинства и жизни. Основанием для лишения звания дворянина могли быть только уголовные преступления и нечестность.

    Проанализировав энное количество источников в Интернете, я узнала, что первым Крузенштерном стал Филипп Кризиус (1597 – 1676), известный немецкий и шведский дипломат, наставник шведского короля в Эстонии, которому в 1659г.  (по некоторым данным – в 1649-м) за усердную службу шведской короне шведская королева Кристина даровала дворянство. Он получил фамилию «Крузенштерн» и герб: щит синего цвета и на нем изображение руки, согнутой в локте, обтянутой красной тканью, в белой перчатке, держащей арбалет, и чалмы, как знака его участия в посольстве Персии (синий цвет в геральдике означает великодушие, честность, верность или просто небо). Девиз рода Крузенштернов — «Доверяющий надежде».

     Я построила таблицу,  в которой не было пробелов: внук ( по некоторым данным –  сын ) Филиппа Кризиуса - Эверт Филипп (?)  >  сын  Филиппа  – Йоган Фридрих  (1724 – 17910),  жена - Кристина Фредерика фон Топль  > сын Йоганна и Кристины - Карл Фридрих (1769 – 1847),  вторая жена Карла - Анна София фон Берг (1788 - 1878)  >  их дочь – Анна, урожденная фон Крузенштерн (1816 - 1906) - мать моего  прадедушки – барона Эрнеста фон Клугена.   Этот факт удостоверен записью, сделанной в одной из граф формулярного списка о службе и достоинстве Дворянского полка наставника, наблюдателя  и учителя, полковника барона Йогана Якова  фон Клугена: « женат на дочери отставного капитана фон Крузенштерна девице Анне Карловне.  Имеет детей – сына Эрнеста фюрхтеготта Панкратия Ивановича, родившегося в 1841г. декабря 21-го, дочерей Анну Катарину ( 1888г. рожд., 23 января), Марию Магдалину Елизавету (1846г. рожд. 24 февраля), Агнес Доротею Августину (1857г. рожд., 6 марта)".

   

     Карл Фридрих фон Крузенштерн, старший брат адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна ( и оказывается мой прапрапрадед ), был женат дважды и от обоих браков имел 28 детей. От второй жены, кроме дочерей, у него было, если я не ошибаюсь, 9 сыновей, из которых у двоих имена начинались с буквы «Ф»: Филипп (1805 – 1859) и Фридрих (Федор) ( 1823 - 1898 ). Второй — вице-адмирал, командир шхерного отряда лодок и миноносок Балтийского флота. Я думаю, что трубка принадлежала ему. Анна была старше Фридриха на 7 лет. А женат он был на Шарлотте, урожденной фон Клуген, возможно, сестре или близкой родственнице отца Эрнеста. Умер он раньше Анны. Вполне вероятно, что вдова после его смерти передала трубку его сестре на память. Таким образом она и попала к моей прапрабабушке. Но эти инициалы совпадают и с инициалами самого Филиппа Кризиуса, т.е. Филиппа фон Крузенштерна, если она была сделана уже  после того, как он им стал.

     На шелковой подкладке футляра, в котором хранится трубка, — печать, свидетельствующая о том, что приобретена она в Дрездене, и еще надпись на  немецком языке: I.C.Kr;ger's S;hne (сыновья Крюгера), а под их фамилией напечатана другая — Dreehsler in Dresden. Первая фамилия означает либо династию мастеров, изготавливавших трубки (ясно, что она выполнена на заказ), либо она принадлежала владельцам магазина. Установив, кто носил эти фамилии, выяснив годы жизни и род их деятельности, сопоставив с годами жизни Фридриха Крузенштерна вообще (1823—1898) и пребывания его в городе Дрездене, в частности, можно будет сделать окончательный вывод. Хотя, конечно, не исключены и другие версии.
       
     Родственные связи семьи моего прадедушки, барона Эрнеста фон Клугена, с семьей Крузенштернов подтверждает и факт крещения первой дочери барона — Елены. В сохранившемся подлиннике свидетельства о крещении говорится, что ее восприемником (а роль восприемников, как правило, выполняли родственники) был Николай Карлович фон Крузенштерн (Пауль-Отто-Николай,1830—1877), полковник, командир Сборного казачьего № 1 полка, дядя Эрнеста, родной брат его матери. Он погиб на Кавказе во время Русско-Турецкой войны.   («Восприемник» при крещении — это тот человек, которого мы привыкли называть «крестная мать или крестный отец»).

     Бабушка и мама сохранили еще одно свидетельство, подтверждающее существование родственных связей с семьей Крузенштернов, — парные  подвесные японские кашпо. Они попали к нам от моей прапрабабушки Анны (дочери Карла фон Крузенштерна), а к ней — от отца, которому их мог подарить адмирал Крузенштерн, чья яхта стояла в Нагасаки с октября 1804 по 30 марта 1805 гг.  Я отдавала их на экспертизу в Музей восточной культуры в Москве. Там установили, что это японский фарфор 19-го века, роспись ручная, а в рисунке кустов, если знаешь где, — можно разглядеть иероглиф, означающий имя художника. Других произведений восточного искусства в семье нет и никогда не было.
      
     Барон Эрнест фон Клуген, если верить даным его послужного списка, родился 21 декабря 1842 г. В формулярном списке его отца фигурирует другая дата: 1841г.  «Фюрхтеготт Панкратий Иванович» — означает, наверное, «раб божий Панкратий»,  как принято говорить у русских,  например,  «раб божий Сергий».  Дословный перевод — «фюрхтен» — бояться, «готт» — бог. Можно было бы предположить, что оно означает «богобоязненный», но по-немецки это слово звучит иначе — «готтесфюрхтиг». 
    
     Прадед начал службу прапорщиком в 6-м Драгунском Глуховском Ея Императорского Высочества Великой Княгини Александры Иосифовны полку. В русской армии до 1917г. драгунским назывался кавалерийский полк, предназначенный для действий как в конном, так и пешем строю. В 1868г. был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени, в 1872г. - орденом Св. Анны 3-й степени и имел бронзовую медаль за усмирение Польского мятежа в 1863-1864гг. В 1869г. произведен в штабс-капитаны и назначен «исправлять должность» полкового адъютанта.

     В 1874г. его командировали в Ялту для принесения поздравления Ея Императорскому Высочеству Великой Княгине Александре Иосифовне по случаю 25-летнего юбилея со дня назначения Ея Высочества шефом полка. Когда он поздравлял Великую Княгиню, у него уже были дети: трехлетняя Елена, годовалый Георгий и двухмесячная Юлия. И поскольку прапрадедушка -  Аполлон Фомич Кардашевский, бывший в то время командиром этого полка, и барон знали лично Великую Княгиню, шефа полка, то она согласилась стать одной из восприемников при крещении дочери барона и внучки командира полка — Юлии —моей бабушки. В свидетельстве о ее крещении написано: «Таинство крещения (28 июля) совершал полковой священник Петр Белявский. Восприемниками были командир 2-го батальона 1-й саперной бригады полковник Цезарь Яковлевич фон Клуген и Шеф 6-го Драгунского Глуховского полка Ея Императорского Высочества Великая Княгиня Александра Иосифовна заочно. Именем же Ея Императорского Высочества от купели воспринимала дочь генерал-майора Кардашевского, девица Олимпиада Аполлоновна» (сестра Ольги). Вторым восприемником назван Цезарь Яковлевич фон Клуген (родился 5 авг. 1824г.). Как мне удалось выяснить, — родной брат отца Эрнеста, т.е. его дядя, тогда полковник, а в будущем тоже генерал-лейтенант.
    
    В 1876г. Эрнест фон Клуген уже командовал 3-м эскадроном, но в 1877г. служба его была прервана из-за тяжелой болезни. Судьба моего прадедушки оказалась трагичной: прослужив 17 лет, он вынужден был уволиться: «По болезненному состоянию сдал эскадрон на законном основании младшему в чине». Послужной список подписал командир 6-го Драгунского полка полковник Иванов. Подписи предшествовала фраза: «В службе обер-офицера сего не было обстоятельств, лишающих права на знак отличия беспорочной службы…». Дата его смерти неизвестна.

     Кроме Юлии у барона были еще две дочери - Елена и Лидия и сын - Георгий. Елена вышла замуж и у нее было трое детей, судя по уцелевшей до сих пор двойной поздравительной открытке, которую она прислала «Ея Высокоблагородию Ольге Аполлоновне фон Клуген», датированной 30-м марта 1906г.,   на одной стороне помещена фотография немолодой супружеской пары, на другой — двух мальчиков и девочки. Очевидно, что это семья Елены, старшей сестры моей бабушки. На внешних сторонах - адрес: Гор. Екатеринослав, Соборная площадь, дом Галича. О ее судьбе я  ничего не знаю. Во время революции и Гражданской войны (1917—1922 ) ей уже исполнилось 47 лет. Она с семьей могла эмигрировать, если не погибли.  Лидия осталась одна: родители не разрешили выйти замуж за  любимого и любящего ее офицера, а ни за кого другого, будучи потрясающей красавицей, она не пошла.
 
      Когда я слушаю песню, исполняемую А. Малининым, «Зачем мне, поручик, чужая земля?», я всегда думаю о Георгии (муж Елены на фотографии, помещенной на открытке, в штатском и ему по виду уже за 50). По возрасту,Георгий должен был участвовать в Гражданской войне на стороне «белых», и потому нетрудно предсказать, что с ним могло произойти. Если он сражался в рядах белой армии за «царя и отечество», то мог погибнуть во время боевых действий, а мог быть расстрелян, как барон, раз, и, как белый офицер, - два, во время массового уничтожения офицерства. То, что он эмигрировал, мне кажется маловероятным. Он был последним в нашей семье из рода Клугенов.

     Первым был Ганс фон Клуген (1615—1675), переселившийся из Баварии в Эстляндию, где его предки в конце XV века владели поместьями, дальше - кто-то из перечисленных ниже баронов: Йоханн Фридрих (1663—1755), Георг Густав (1668—1744), Христиан Соломон Густав  (ум. в 1756г.) или Ханс Хейнрих (1713—1785), которые были помещиками в Лифляндской и Эстляндской губерниях. В Государственном историческом архиве бывшей Эстонской ССР (фонд 2472, ед.хр. 16, 1532—1840) хранятся документы, доказывающие, что этот русский дворянский род внесен в эстляндский дворянский матрикул (матрикул — официальный список определенных лиц, например, дворянских фамилий). Поскольку прадед мой (барон  Эрнест фон Клуген) и прапрадед (его отец) были родом из Эстляндской губернии, остается только установить, кто из перечисленных выше Клугенов жил именно там, узнать имена потомков, и тогда можно будет выстроить родословную до первой половины 19-го века (Йоганн Яков фон Клуген умер в 1856г.) или конца 18-го века, если станет известна дата его рождения.  Жаль, что я занялась этим так поздно.

     Интернет помог мне подтвердить, что на уцелевшей овальной (3х4) бронзовой печатке тонко выгравирован  герб, принадлежавший, теперь бесспорно, Клугенам. Выглядит он так: щит разделен на четыре части; в верхней левой и нижней правой (от держащего щит) — львы, смотрящие влево, стоящие на двух лапах с поднятыми передними и задранным хвостом. В верхней правой - рука, согнутая в локте, грозящая из облаков, с мечом, направленным вверх. В нижней левой — перевернутый якорь. Герб, изображенный на печатке, несколько отличается от родового. Нанем  львы стоят на трех лапах, вверх поднята одна.

     Лев, стоящий на задних лапах, символ благородства, силы, уверенности в себе, мужества и великодушия. Львы, как бы идущие на трех лапах и приподнявшие четвертую, как у нас, считаются леопардовыми львами, символизирующими храбрость и отвагу. Внешний вид нашего леопарда не совпадает с описанием геральдического только в одном: у леопардового льва, идущего на трех лапах и поднявшего четвертую, голова должна быть повернута к смотрящему на него в анфас. А у нас лев идет, лапа и хвост подняты, но голова повернута в профиль.

    Рука с мечом, поднятым вверх, означает, что кто-то из предков отличился в военном деле. Рука, возникающая из облака, символизирует божественную силу и приносит благо и величие. Трактуется как верность, защита, покровительство высших сил. Перевернутый якорь свидетельствует о том, что в роду были моряки, но к моменту появления герба они уже умерли.
 
     В упомянутой выше "Жалованной грамоте ",  данной Екатериной 2-й Российскому дворянству 21 апреля 1785 г., было предписано для доказательства дворянских прав ввести для каждой губернии дворянские книги шести категорий. В каждую часть вписывались дворянские роды определённой категории: первые три к нам отношения не имеют. А вот  под 4-ю часть — Иностранные роды, то есть иностранцы, приехавшие в Россию, уже имея дворянское достоинство,  ( кто-то из баронов  фон Клугенов) и 5-ю — Титулами отмечённые роды, то есть такие, которые имеют «… наследственно или по соизволению коронованной главы название или княжеское, или графское, или баронское, или иное» походят.

     Над щитом в центре — рыцарский шлем, увенчанный короной, над ней три страусовых пера. На печатке изображены элементы, которых на родовом гербе нет. Это так называемый «намёт»: украшения,выходящие из под щита и в обе стороны от шлема.  Щит передними лапами держат с двух сторон львы, стоящие на задних лапах, с поднятыми вдоль спины хвостами и головой, повернутой в профиль. Наличие короны соответствует титулу владельца. Шлем над гербом мог быть только в гербах лиц, внесенных в 6-ю, самую почетную, часть родословной книги, куда попадали древние, самые благородные дворянские роды, которые вели свое родословное древо с 17-го и даже 16-го столетия, или принадлежали к гербам лиц древних удельных княжеских родов. Щитодержатели имели право быть только на гербах, принадлежащих лицам, внесенным в 4-ю, 5-ю или 6-ю часть родословной книги, а шлем над гербом — только у лиц древних удельных княжеских родов. Поэтому  можно предположить, что его внесли в 6-ю часть,  так как и щитодержатели,  и шлем могли присутствовать одновременно в гербах только у этих лиц.

    Наконец-то я узнала и цвета четырех частей щита: золотые львы на черном фоне по диагонали, якорь —  на красном, рука в доспехах, держащая меч, —на белом.
Что означают различные цвета в геральдике? Белый –  символ чистоты, правдивости, благородства и невинности; красный - храбрости, мужества, любви или крови, пролитой в борьбе;  золотой - знатности, справедливости,  веры и милосердия;  черный -   мудрости,  постоянства, печали и траура.

    Бронзовая печать, которой прадедушки и прабабушки запечатывали письма расплавленным сургучом, пропала. Она представляла собой перевернутую птичью лапу, держащщую в когтях малахитовое яйцо. У «локтя» лапа как будто отрублена, на нижней стороне рельефное изображение герба. Стояла она всегда на открытой полке книжной этажерки. Пропажу я обнаружила не сразу. Много позже стало ясно, что ее попросту украли. Наверное, привлекло малахитовое яйцо. Но вернуть ее, к сожалению, уже не представлялось возможным.

    Осталось только добавить, что дочь Эрнеста фон Клугена – Юлия – вышла замуж за статского советника Бориса Васильевича Брюхачева и в 1898г. у них родилась дочь, моя мама, - Елизавета Борисовна Брюхачева (1898 – 1969) – пианистка, доцент, зав кафедрой  концертмейстерского мастерства  Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Она вышла замуж за профессора консерватории  Льва Моисеевича Цейтлина ( 1880 – 1952) - скрипача, заслуженного деятеля искусств, доктора искусствоведения, одного из основоположников русской скрипичной школы, основателя Персимфанса, и в 1935г.  родилась я – Огнева Наталия Львовна (фамилия первого мужа). Второй мой муж – Викулин Анатолий Григорьевич (1935 - 2007). Завершают  генеалогическую таблицу дети нашего сына -  Викулина Сергея Анатольевича (1966г. рожд.) – дочь –  Юлия Сергеевна (1995г. рожд.) и сын – Артемий Сергеевич  (2001г. родж.),  которые, по моей, т.е. материнской линии (или по линии бабушки) являются : сын – четырежды правнуком Карла фон Клугена и четырежды правнучатым племянником адмирала,  а его дети – прапрапрапраправнуками Карла и столько же раз (5) правнучатыми племянниками  Ивана Федоровича Крузенштерна.








   
         
   

   


Рецензии