Случай в автобусе

Этот рассказ я услышал в одной компании студентов, шестикурсников медицинского института много лет назад,  в самом начале 70-х годов. Тогда были автобусы ЗИС, у которых перед загородкой водителя  стояли пассажирские места,  и пассажиры смотрели в салон.  Вспомнили, те,   кто жил в те годы? Молодежь точно не знает, не видели и не ездили.  И я буду излагать свой рассказ, как запомнил, так что уж простите, если не все хорошо расскажу.
 
Итак, представьте квартиру, которую снимает студенческая семья.  В ней собрались по поводу празднования пролетарского праздника 7 ноября. Была  почти вся  группа, очень дружная, и которой через полгода придется расстаться после окончания института.  Разговоры, воспоминания о проведенных в институте 5 годах, как ездили осенью на первом курсе на уборку картофеля, где многие впервые увидели друг друга и даже не догадывались, что после приезда и начала  занятий окажутся в одной группе.  Да и многое другое вспоминалось.   Один из  студентов , назовем его Сашей, вспомнил, как его одногруппница Люда на занятиях по анатомии на просьбу преподавателя показать влагалище попала не туда, и преподаватель так многозначительно произнес: «Эдак вы, милочка, всех сперматозоидов в моче утопите».   Люда стала оправдываться, что, мол, препарат женских половых органов под действием формалина скукожился, и найти нужное отверстие было трудно.  И в отместку спросила  у Саши: «А как ты попал в список злостных безбилетников? Скажи-ка».  Все засмеялись, многие видели в автобусах наклеенные на стекло водительской кабины, выходящей в салон, фотографию Сашки.  И совершенно недавно.
 
И Сашка поведал: «Все это случилось осенью этого года.  Мне после занятий в железнодорожной больнице надо было срочно поехать домой и купить молока для ребенка.  Жене должен был в тот день прийти перевод с деньгами от родителей, накануне оставались копейки доехать мне на занятия и обратно. И мы остались без молока, а стоять очередь с маленьким ребенком она не хотела.  В общем, мне было дано такое задание – прийти домой, взять деньги и купить молока и еще кое-что из продуктов для нас  и малолетнего сына.  А потом еще надо было поехать на лекцию в институт.  Так что была дорога каждая минута. Выйдя из больницы, я увидел, как к остановке подходит автобус.  Бегаю я быстро, вы знаете. В общем, успел добежать и сесть в  салон. Причем я был единственным, кто сел на этой остановке.  У меня в кармане было 15 копеек.  Как раз доехать на одном автобусе за 6 копеек до вокзала, потом пересесть на другой до дома и опять 6 копеек  и еще 3 копейки на трамвай до института.
 
Чтобы заплатить, надо разменять или подождать, когда кто-то сядет на следующей остановке и будет покупать билет.  Я громко спросил, кто разменяет 15 копеек.  Тишина. Ничего удивительного, я и сам молчал, когда кто-то просил.  Ехать до вокзала две остановки, и как назло, никто в автобус не сел. Решил доехать до конечной на вокзале, дождаться, когда будут входить пассажиры на обратную дорогу, разменять свои 15 копеек и потом пересесть на другой автобус.  Подъезжаем к конечной остановке, и тут какая-то женщина, которая сидела рядом с кассовым аппаратом, у которого я стоял, т.е. рядом со мной, громко кричит на весь автобус: «Граждане, предъявите билеты на проверку». И сразу  мне: «Где ваш билет?». Отвечаю, что нет билета, сейчас зайдут  люди, разменяю деньги, заплачу и выйду. Она опять на весь автобус водителю: «Не открывай заднюю дверь, я тут «зайца» поймала».  А сама схватила меня за рукав и не отпускает.  Ну не буду же я драться с женщиной или тащить её за собой к передней двери автобуса.  Немногочисленные пассажиры недоуменно поглядывали на нас и быстренько выходили через открытую переднюю дверь.  Водитель закрыл её и стал смотреть, чем закончится схватка за мою честь.  А потом взял фотоаппарат и сфотографировал меня.  Желающие сесть  в автобус пассажиры уже стучали в двери, требуя их открыть.   Эта контролер заявила, что если я не хочу, чтобы мое фото попало на стенд «злостных зайцев», я должен приехать в автопарк, заплатить штраф 1 рубль, и тогда фотография не будет повешена в автобусах.  Двери открылись,  пассажиры стали  входить в автобус и покупать билеты. Я взял 9 копеек сдачи, опустил свои 15 в кассовый аппарат и оторвал билет. И после этого вышел из автобуса.
 
Когда мне было ехать в автопарк и платить штраф? Конечно, я не поехал, я посчитал, что  поскольку контролер видела, как я пытался разменять свои 15 копеек,  она  не опустится до такого подлога. Да и вид у меня не был похож на «зайца», согласитесь?»
 
Раздался голос еще одной  студентки Ларисы: « Я помню, едем мы на автобусе на лекцию, нас было несколько человек и Сашка в том числе. Вдруг присматриваюсь к фотомонтажу на стекле водительской кабины и вижу знакомую физиономию Сашки. Я ему в бок – смотри – ты.  А он, паразит, протолкался вперед, и когда освободилось место, сел прямо под своим фото».
 
Тут Сашка сказал: «Когда я сел и стал смотреть в лица напротив себя, вначале ничего не изменилось в выражениях лиц пассажиров,  тем более что там сидели в основном пожилые люди.  Потом одна женщина стала вглядываться в мою фотографию на стекле и в меня. Я приветливо улыбнулся в ответ,   и она отвернулась.  Потом   и другие пассажиры стали внимательно рассматривать меня и сравнивать оригинал с изображением на фото»…  А я так нагло  начал  смотреть им в лица и,  они стали отворачиваться».  А Лариска и другие студенты только похихикивали, глядя на все это».
 
Опять раздался голос Ларисы: «Да, это нас позабавило. Злостный нарушитель правил проезда, именуемый в народе «зайцем», нагло сидит под своей фотографией и еще бравирует этим, смущая своим видом честных пассажиров. Потом мы вышли из автобуса и дружно рассмеялись и стали спрашивать Сашку, что он чувствовал при этом?».
 
Опять заговорил Сашка: «Что чувствовал? Да ощутил, что моя популярность в  народных массах стала расти.  То я был неизвестный студент медик, а тут стал его величество ЗАЯЦ.  Но мне было обидно тогда, когда я разговаривал с этим контролером. Почему пассажир такой бесправный?  Она что, разве не видела, как я пытался по-честному купить билет, и  на её глазах потом заплатил, взяв сдачу?».
 
Раздались сразу несколько голосов, которые поддержали Сашку. Действительно, пассажиры часто бывают бесправными перед наглыми контролерами, которые сами не работают,  а собирают штрафы с пассажиров, часть из которых идет им на зарплату.  И чем больше штрафов им заплатят, тем больше заработают.
 
Внесла свою лепту в разговор и жена Сашки, тоже студентка, только из другой группы: «Представляете, еду как-то с девчатами на лекцию, и одна из них говорит – смотри, Людмила, там твой муж как безбилетник висит на кабине водителя. Я всмотрелась, и правда – мой муж. Когда его успели задержать ,  да еще сфотографировать? Он ничего мне не говорил. Но на фотографии он неплохо выглядел, фотогеничное лицо, согласитесь?»  Девчата поддержали мнение жены на счет внешности Сашки.
 
Тут раздался голос еще одного студента, старосты группы, степенного, крупного парня,  Володи: «У меня есть знакомый студент из пединститута. Он никогда принципиально не покупает билеты. Подсчитал, что в день ему надо 24 копейки за билеты на автобусы с пересадкой. Т.е. за 10 дней 2,4 рубля, а за месяц примерно 7, 5 рублей получается. Его в среднем ловят контролеры 1, максимум 2 раза в месяц. Все равно экономия получается  5-6  рублей. Для студента это деньги».
 
Ребята и девчата еще долго обсуждали и поведение Сашки, и ситуацию с контролерами.  Все согласились, что ездить «зайцем» для будущих врачей не очень хорошо, это пусть «педики» ездят, но вот про контролеров мнения разделились.  Потом перешли обсуждать и вспоминать другие случаи их студенческой жизни.
 
Много лет спустя я сам столкнулся с таким поведением контролеров. Приехал  в другой город в командировку.  Пора было уезжать в поезде, и я решил ехать на вокзал на трамвае. Вещей у меня было много, купил кое-какой дефицит.  А проехать надо был всего 1 остановку, поэтому такси ловить не стал. Еле втолкнулся в переполненный трамвай и встал со своими вещами на нижней подножке. Передал 3 копейки на билет.  Тут трамвай остановился на конечной остановке. Я, как был с вещами, буквально выпал из трамвая. Чуть ли не в руки какой-то женщине, которая потребовала с меня билет на трамвай. Мне билет не дали, я стал объяснять, как получилось. Мимо проходили пассажиры, и один из них подал билет контролеру, что вот, мол, это его билет, мы не успели ему передать. Но контролер еще пуще стали кричать про наглость безбилетников и буквально клещами вцепилась мне в куртку, требуя рубль.  Ругаться с ней и требовать справедливости мне было некогда, скоро отходил поезд, и на него надо было успеть дойти с моими вещами. Поэтому я достал из кармана 1 рубль, отдал ей, не стал ждать, пока контролер выпишет мне квитанцию и пошагал к вокзалу. И на душе стало так противно, и я вспомнил ту далекую посиделку со студентами-медиками.  И я подумал, что Сашка был прав!


Рецензии
Да, ситуация не из простых! Наверно с каждым такое могло случиться. Но лучше заплатить даже за одну остановку, чем опозориться на весь белый свет. У меня тоже был такой случай в те далёкие годы. Просто не взяла билет или мне его не дали, но штраф пришлось платить. А тут сосед рядом со мной ехал. Прошло много лет, а мне до сих пор перед ним стыдно. А вообще , контролёры должны быть не злодеями, а иногда понимать ситуацию. Помните, был случай, когда больного парня зимой она вытолкала за дверь на конечной остановке и он там замёрз. Даже пьяного мужика можно понять. А студентов всегда жалко, даже сейчас. По убирали много маршрутов и им приходится ехать до институтов на двух автобуса. Так, что Саша зря пострадал в этой ситуации. Зря убрали льготный проезд. Боятся, что пенсионеры разбогатеют. Да, что теперь. Всё идёт в " пользу" народа. Но, как говорит мой друг, будем жить!

Галина Егорова 2   08.12.2017 14:55     Заявить о нарушении