Монастырь Баромейских сестер в Иерусалиме

Я немного систематизирую здесь то, что мне известно о ордене Баромейских сестер. Дело в том, что несколько лет назад Evgeny Ozerov опубликовал пост о Немецкой коллонии в Иерусалие и Игорь Торик спросил у Жени, что ему известно о монастыре Боромейских сестер в Эмек Рефаим. Я не знаю, почему я ничего не написала тогда в Женином ЖЖ, но лучше поздно, чем никогда. Отвечаю здесь.
Итак, немцы католики, точно так-же как русские, австрийцы и.т.д. долгое время не осознавали, что они должны скупать территории, возводить постройки для своего гос-ва на Святой Земле. Долгое время львиная доля русских денег уходила в Греческую патриархию, австрийцы вовсю помогали францисканцам, немцы-католики-католикам Святой Земли. (см. внизу примечание Зоар Хальфан) Первым, кто стал создавать здесь немецкие католические учреждения был монах-францисканец Ладислав Шнайдер. Ладислав Шнайдер был родом из Силезии, той части, которая ныне принадлежит Польше. До окончания Второй мировой войны демографический состав этой области был совершенно не такой как сегодня. Там проживало очень много немцев, которые попали на территорию Польши и Балтики как в Средние века вместе с немецкими рыцарями, так и в более позднее время. Дело в том, что та территория, на которой проживал будущий монах сначала входила в состав Австрийской империи, а затем Пруссии.
Ладислав Шнайдер попал на Святую Землю в ходе так называемой "Культурной борьбы-культуркампф". Дело в том, что Бисмарк объединил Германию "железом и кровью". Вообще с начала 19-ого века, с момента Наполеоновских походов, немцы мечтали об объединении. Но, объединения на добровольных началах не получилось. При Бисмарке главной из всех немецких земель стала Пруссия. Вся власть оказалась в руках представителей этой земли.Вместе с тем самой большой партией в парламенте Объединенной Германии была партия состоящая из католиков. Пруссия, скажем, это в основном протестантская земля. Бавария-католическая. Есть и другие католические земли. Понятно, что католиков не очень устраивало то, как произошло объединение Германии и тогда Бисмарк начинает гонения на католическую церковь. Поводом послужило принятие Римом догмата о непогрешимости Папы в вопросах веры. Во время этих гонений многие католические монастыри в Германии были закрыты, многие монахи уехали в другие земли в том числе и в Эрец Исраель, как Ладислав Шнайдер.
Ладислав Шнайдер и пригласил на Святую Землю монахинь ордена Боромейских сестер, как представительниц одного из самых распространенных и многочисленных орденов в Силезии в то время.
Орден Баромейских сестер был основан в память о французском адвокате Иосифе Шовнеле, который всю жизнь помогал бедным и неимущим. Во время эпидемии черной оспы он ухаживал за больными, заразился сам и погиб. Он ушел совсем молодым в возрасте 31 год. Безутешный отец, в память о сыне, основал монашеский орден. Т.к. на территории, где располагался монастырь, находилась статуя св. Карла Бороиейского, в народе орден стали называть именем этого святого.
Святой Карл Боромео был уроженцем Вероны. В Германии он получил звание доктора права. Его дядя папа Пий 4 назначил Карла Боромео сначала кардиналом, а затем архиепископом Миланским. Карл Баромео славился своими радикальными взглядами в вопросах церковной дисциплины. Он был сторонником инквизиции и союзником иезуитов. Он так-же известен тем, что преследовал протестантов во время контрреформации.
Орден св. Карла Боромео был распущен во время французской революции, но 1804 г. Наполеон восстанавливает его. Через 7 лет после этого события было основано первое отделение ордена в немецкоговорящей среде в городе Трир. Наибольшее количество отделений ордена было основано в Силезии.
Сейчас у нас в Иерусалиме есть только одна резиденция монахинь данного ордена. Это монастырь св. Карла Боромео в Немецкой колонии. Но в конце 19 -начале 20 века картина была иной. Монахинь Боромейского ордена (боромеерин) можно было встретить в немецких католических учреждениях Иерусалима повсеместно: и в школе Шмидта, и в гостинице святого Павла и даже в Австрийском странноприимном доме. Австрийцы, правда, сначала хотели завести в Иерусалим какой-то свой местный австрийский орден, но слыша ото всех самые лучшие отзывы о работе баромейсих сестер, решили никого другого не звать и доверить обслуживание паломников боромееринам.
Я тут пишу, что монахини ордена взяли на себя заботу о паломниках. Может кому-то это покажется странным. Дело в том, что баромейские сестры точно так-же как и лазаристы или монахини ордена св. Винсента де Поля заботятся о больных и нуждающихся, т.е. "служат миру не будучи в миру". (Эту идею зародившуюся у лазористов "служить миру не будучи в миру" перенесла на русскую почву Елезавета Федоровна(Марфо-Маринская обитель, сестры милосердия )). А в Иерусалиме они взяли на себя еще и заботу о паломниках, людях пришедших поклониться самым святым для всех христиан местам.
Итак, отделение ордена в колонии "Рефаим" было основано в 1893 г. Цель поселения баромейских сестер именно в этом месте была, по словам настоятельницы монастыря, в возвращении заблудших детей немецкого народа в лоно католической церкви. Однако никакой миссионерской работы в среде темплеров сестры никогда не вели. Возможно, такое месторасположение было выбрано еще и потому, что находясь в среде людей, говорящих с ними на одном языке и выросших в рамках общей с ними культуры, монахини чувствовали себя в большей безопасности. Руководство ордена решило основать на территории монастыря в колонии темплеров дом престарелых, куда должны были приниматься люди старше 60 лет вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности.
Первые три монахини появились в колонии "Рефаим", как уже было сказано выше, в 1893 г. Некоторое время они проживали в доме винодела Христиана Имбергера (ныне дом 14 на ул. Эмек Рефаим), а затем приобрели участок, ранее принадлежавший Авраму Фасту. Дело в том, что в это время Фаст строил гостиницу на Мамиле и ему нужны были деньги. Вторую часть участка приобрели у какого-то русского поданного. На этом участке находилось здание, в котором и разместились сестры монастыря. Денежную помощь в приобретении земли оказала боромееринам католическая патриархия.
Боромейские сестры колонии темплеров постоянно испытывали финансовые затруднения. Поскольку они не входили в объединение немцев-католиков Deutscher Verein vom Heiligen Lande, то денежной помощи им от этой организации ждать было нечего.
Вскоре выяснилось, что приобретенный участок слишком мал, т.к. монахини решили еще основать сад для местной арабской детворы и школу. Сестры даже просили императора Вильгельма 2, во время его визита в Иерусалим, чтобы он оказал им материальную помощь в покупке дополнительной территории.
А потом вдруг оказалось, что темплерам срочно понадобился участок в центре Немецкой колонии, который занимали боромейские сестры. Взамен, за относительно невысокую плату, они готовы были предоставить монахиням огромный участок на окраине колонии "Рефаим". Через некоторое время здание монастыря на новом участке было отстроено, но опять возникли финансовые проблемы. Дело в том, что вся эта земля была записана на поляка русского по происхождению по фамилии Орлов. Благотворительные организации освобождались от оплаты налогов, а частные лица должны были их выплачивать. В общем, пришлось искать этого Орлова, потом долго судиться с ним и только после этого монастырь получил финансовые послабления.
В годы 2-ой мировой войны на территории моастря находился лагерь интернированных лиц. Туда были свезены все монахини подданые стран союзниц гитлеровской Германии.
Во время войны за Независимость в монастыре под покровительством Красного креста укрывались остатки жителей немецкой колонии.
После окончания войны за Независимость сестры взяли на себя заботу о еврейских стариках, переживших Катастрофу.
Более подробно о истории монастыря можно прочитать вот в этой книге : http://simania.co.il/bookdetails.php?item_id=134268
Сайт монастыря : http://www.deutsches-hospiz.de/ar/index.php
Отчет о посещении монастыря : http://botinok.co.il/node/77108
Кстати, капелла в монастыре Боромейских сестер работы темплера Германа Имбергера (сына Христиана Имбергера, у которого останавливались первые боромейские сестры, поселившиеся в колонии "Рефаим"). Он отстроил многие дома в немецкой колонии и провел ремонт немецкой церкви Вознесения после землетрясения 27 г. Не удивительно, что капелла поразила Даниеля Гельфдана своим скромным убранством.


Рецензии