Миф о Всемирном Потопе у разных народов

    Если вы думаете, что предание о Всемирном Потопе и о праведнике Ное, которому удалось спастись вместе с семьёй и живностью, существует только в Библии, то вы ошибаетесь. Эта история о глобальной катастрофе, которую послали Божественные Силы, дабы очистить Землю от грехов и порочных людей, имеет аналоги и в культурных источниках других народов, гораздо более древних, чем Библия. Например, самая старая запись с рассказом о всемирном наводнении, каре богов, была найдена на шумерских клинописных табличках, где была изложена в форме поэмы. Именно она впоследствии и повлияла на формирование мифа о Всемирном Потопе в разных культурах и религиях, при этом многие до сих пор считают Библию первоисточником.
    Шумерский вариант легенды изложен в «Поэме о Гильгамеше», эпосе на основе шумерских сказаний, в нём описывается, как Божественный Совет решил погубить человечество, наслав страшный потоп и дождь. Но один из богов, Эа (Нинингику), поведал об этом своему любимцу, мудрому и праведному царю Утнапиштиму (Зиусудре), посоветовав начать строить корабль для себя, семьи, достойных горожан, произведений искусств, имущества и скота. Стихийное бедствие продолжалось шесть или семь дней, даже сами боги пришли в ужас от его разрушительной силы. Они благословили выживших Утнапиштима и его жену, подарив им бессмертие и сказав начать новую жизнь на новом месте.
    Ассиро-вавилонские записи тоже содержат в себе похожий миф, восходящий к шумерскому первоисточнику. Он повествует о том, как Верховный Бог разгневался на людей за непослушание и решил наслать на них потоп, предварительно предупредив об этом царя, повелев ему записать историю своего царства и все имеющиеся знания для будущих поколений, построить корабль, составить список вещей и животных, которых надо взять с собой, и плыть к Араратским Горам, Обителю Богов. В Библии к ним держал свой путь и Ной на своём ковчеге.
    В мифологии Древней Индии тоже есть своя версия этой легенды: бог Вишну, приняв облик рыбы, сказал герою Ману, что надвигается великое наводнение, кара богов, но он поможет им с женой спастись, прислав корабль и указав дорогу к горе Набандана (Гималаи).
    Во Фригии (Малая Азия) существовал город Апамея Киботос, название которого можно перевести как «ковчег, ящик». Здесь были найдены монеты, на которых изображался корабль с людьми, к которым летят птицы с ветвями. Символична надпись на монетах - «Ноэ»,  то есть, «Ной».
    В греческих мифах тоже встречается описание великого потопа, который наслал на людей разгневанный их непослушанием бог Зевс. Сын Прометея, царь Девкалион, построил ковчег и вместе с женой поплыл к горе Парнас.
    История о потопе есть и у древних египтян, в "Книге мёртвых" бог мудрости Тот произносит следующее: "Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение... Вот почему я собираюсь смыть всё, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в прежние времена".
    У древних племён Северной Америки существовали свои предания о «Большой Воде». В них рассказывается о том, как боги наслали на Землю потоп, решив избавиться от людей, выжить в нём удалось только самым достойным и смелым, они долго плыли в лодке, а весть о конце катастрофы им принесли птицы.
   Как мы видим, рассказы о страшном Всемирном Потопе есть в культурных источниках разных народов, приведённые примеры - лишь малая их часть. Подобные мифы можно также встретить в «Авесте», священной книге персов, в Коране, у древних китайцев и ирландцев, даже у эскимосов и в башкирской мифологии... Это говорит о том, что у всех мировых религий один корень, берущий свой начало в Едином Источнике.


Коркунова Алёна, март 2017.


Рецензии