Анты - адыгское племя

 Долгое время в научном сообществе было молчание относительно гипотезы, что анты являлись северокавказским племенем, предками современных адыгов.
 Автор гипотезы - местный историк XIX века Шора-Бекмурзин Ногмов, который ещё в 1844 году пришёл к такому выводу на основе сопоставления фольклора (старинных преданий) кабардинцев о своём прошлом с известными на том момент сведениями об антах, Этокском камне и т.д..

По его выводам :
  - анты не слявянские племена;
  - адыги (кабардинцы и черкесы) называли себя в древности антихе, позднее перешедшем в адыге;
  - антихе обитали от Терека до Волги и Дона;
  - анты (предки адыгов) воевали с готами и аварами около восточной окраины Чёрного моря;
  - о миграции к другому концу Чёрного моря на Дунай предания ничего не сообщают.

 Российским археологам известна надпись с упоминанием антов, относящаяся к III веку Боспорского царства (опять же исторического обитания пра-адыгских племён).

 Скорее всего, в период с 1 по 6 век нашей эры, у одного из адыгских племён было название нат или нарт, которое сохранилось в поэзии, сказаниях и народных преданиях, например:
  а) В Дербент наме земли черкесов называются Джулн-Анд.
  б) Более того, Страбон, который писал в 26 году до н.э. тоже называет реку Кубань Антикнтав.
  в) Карта Лапни, вычерченная согласно Птоломею и Плинию, дает название Антика, подразумевающее антов на обеих берегах реки Кубань и у места ее слияния с рекой Лабой.

 Кроме того, хорошо известно адыгское племя "натухаевцев", которое просуществовало до конца РЧВ (1864г.).

  Вышеупомянутое молчание научного сообщества (длившееся более 132 лет) недавно нарушила российский историк Фёдорова М.С., по её выводам :
- анты — союз разноэтнический и разноязыковой, а ведущим этнолингвистическим компонентом антов являлись ханты. Анты двигались от Причерноморья и Приднепровья к Волго-Донско-Окскому междуречью. Какие-то группы антов двинулись севернее, другие остались на месте, сливаясь с местным населением, третьи двинулись к востоку. С ними двигались и бианты (протоюгра, предки обских угров), которые от Волго-Донско-Окского междуречья двинулись на восток и север. Здесь в движении частично участвовали касоги, мокша, мещёра и эрзя). Этим может объясняться появление (мокшанском и эрзянском) языках категории объектного спряжения, характерного только для угорских языков, а также сокращение количества падежей как результат тесных контактов с биантами.

 По мнению Федоровой М.С. сам этноним «ханты» пришёл в греческий от керкетов/касогов в форме «анты», что было обусловлено особенностями языка касогов. В адыгейском и кабардинском фольклоре упоминается народ с именем «ханты». В кабардинской национальной кухне присутствует блюдо, традиционно называемое «хантхубс», в дословном переводе «хантская просяная похлёбка», в смысловом переводе «ханская похлёбка» или «ханский суп» от слов «хан» — хан — и «тхупс» — суп, бульон, похлёбка.

 ИТОГ. В работе Фёдоровой делается вывод, что НЕТ лингвистических и исторических оснований для отождествления славян и антов.

Источники :
Ногмов Ш. Б. «История адыхейского народа». — Нальчик, 1893.
Фёдорова М. В. «Славяне, мордва и анты: к вопросу о языковых связях». -Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1976 год. 85 c.


Рецензии