Элеон и Синай. Размышления о двух Заветах

Элеон и Синай. Размышления о двух Заветах.
Два Завета Божиих сопровождают жизнь народов уже два тысячелетия - Новый Завет, возникнув на основе Ветхого, в пределах Римской империи, в течение первого тысячелетия Нашей эры стал основой внутренней и внешней политики различных народов от Атлантики до Волги, то есть практически на всем пространстве географической Европы.

Основа первого Завета, называемого сегодня Ветхим, изложена в так называемом Синайском Законодательстве. Мы сегодня знаем его как 10 Заповедей, которые Моисей получил от Бога на горе Синай. Основа Нового Завета дана нам Иисусом в Его Проповеди на Элеонской горе. И хотя считается, что корень Нового Завета лежит в Ветхом, по сути это - два концептуально разных Завета, данных людям об одном и том же. Они оба ведут человека к одному и тому же - фактически они реализуются в словах Моисея, обращенных к Израилю, которые изложены в самом конце Книги Второзаконие: "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое..." Это -  призыв сделать выбор, следовать повелениям Бога, сделав Его доминантой своей жизни, или же отвергнуть их, начав "служить иным богам". Выбор, в основе которого должна лежать свобода воли, данная человеку Богом изначально, то есть, при творении, согласно творческому замыслу о человеке.

Однако в контексте Второзакония, да и вообще, всего ветхозаветного Законодательства, обращение на "ты" совершается не к отдельно взятой личности, а ко всему народу в целом.

В те времена личность не играет актуальной роли, в те времена актуален лишь целый народ. И потому выбор ставится не личностный, а общенациональный. Тут лингвистика играет с нами злую шутку: обращение на "ты"  совершается не к индивидууму, к к большой общности людей, к безликой общности, ко всему народу. "Ты" - это Израиль. Весь Ветхий Завет пропитан именно таким подходом: "ты" - это Израиль, "ты" - это народ. Но не лично "ты" как человек. В те времена отдельно взятая личность не имеет ценности перед Богом - только личность в системе народа, интегрированная в его судьбу. Но ведь, судьба народа складывается из судьбы отдельных личностей, а в системе Ветхого Завета это не учитывается - только весь народ в целом, без разделения на личности.

А потому в Законе, полученном на горе Синай, отсутствует по сути всякая возможность личностного выбора. Да, и выбора вообще: только императив или запрет -  ты, Израиль, должен делать то-то и не должен делать того-то. Или, или - выбора нет. Несмотря на личностное обращение "ты". За внешней личностной формой обращения скрыто безликое повеление, не оставляющее никакого выбора.

Но что же происходит на Элеонской горе, где Иисус обращается к людям, пришедшим послушать Его слова? По сути, это - толпа. Но это тот самый народ, которому был дан Закон, изложенный в "личностной" форме обращения. Заповеди Блаженств излагаются Иисусом в совершенно иной форме - они являют собой безличное размышление, совершенно, на первый взгляд, абстрактного характера: "Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное; блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся..." Совершенно абстрактные размышления, ... но сколько в них призыва именно к личностному выбору, сколько в них уважения к личностной свободе каждого отдельно взятого человека! Каждый фактически рассматривается Богом как отдельная и Ему очень ценная личность. Ни о какой народной общности речи не идет, как, впрочем, даже не идет речи ни о каком выборе - Иисус предоставляет право каждому слушающему (а в последствии, и читающему) Его слова самому задуматься, поразмышлять над их значением, и принять их или отвергнуть. Ни в коем случае не посягается на свободу человека быть с Богом или удалиться от Него, следовать Ему или идти иным путем.

В этих словах реализован принцип изначальной свободы, данной Богом человеку. Свободы делать выбор самостоятельно. Шутка правил языка заключается в том, что если в первом случае с ветхозаветным Законом за формой личного обращения скрыто обезличивание человека и фактическое лишение его свободы, принуждение его поступать "так" и не поступать "иначе",  то во втором случае, в Нагорной Проповеди совершается все наоборот - за формой безликих и абстрактных рассуждений скрыто глубочайшее уважение Самого Бога к личной свободе каждого человека и его личному праву на свободный выбор.

В действительности, в этом и состоит сущностная разница между Новым и Ветхим Заветами - это новое состояние человека в мире. Ибо если можно человека принудить к правильной вере в Бога, к соблюдению определенных религиозных обрядов и традиций, к  почитанию родителей, даже можно его принудить не завидовать соседу, то принудить быть нищим духом, принудить к милосердию, принудить нести другим мир и спокойствие невозможно. Это человек делает лишь по внутреннему повелению своей собственной души, по зову сердца. И он и только он, каждый отдельно взятый человек, властен открыть свою душу, впустить Бога в свое сердце, или же затворив от Него сердце и душу, следовать иными путями.

В фундаменте заповедей, произнесенных на Элеонской горе, отсутствует принцип всех религиозно-политических теорий, которыми жил христианский(и даже постхристианский) мир последние почти две тысячи лет, и которыми продолжает жить сегодня -  от Священной Римской империи до "Москва - Третий Рим" , от "Третьего рейха"  до "Русского мира" - их всех можно свести к одному принципу безликого следования Законодательству всенародно, без разделения на личности, без уважения права на личную свободу выбора каждого индивидуума, каждого отдельного представителя народа.

Но то, что подходит в области государственной политики, может ли считаться приемлемым в отношениях между человеком и Богом? Следуя принципам безликого Закона в построении религиозных отношений, мы неминуемо однажды станем перед выбором, с кем нам быть - со Христом или с цезарем? И этот выбор придется каждому сделать лично - за него не смогут это сделать ни старцы, ни архиереи, ни даже патриархи. Никто не сделает за нас этого выбора, кроме нас самих. Только каждый лично, сам сможет ответить Иисусу, Который говорит: "Се, стою у двери и стучу. Кто откроет, к тому войду и буду вечерять с ним, и он со Мной". Ибо внешне следовать заповедям Божиим можно всенародно, а впустить Его Самого в свое сердце, открыть Ему свою душу в системе народа невозможно - это может сделать только лично каждый. Или не сделать. Он предлагает - каждый либо принимает, либо отвергает предложение. Но делает это он только свободно и личностно. И не иначе.


Рецензии
В Евангелии есть императив:"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею и ближнего твоего, как самого себя". Но не на Елеонской горе, а в разговоре с книжниками. Наверное, чтобы более понятно было им, как Вы считаете, о.Владимир?
Большое спасибо за это ценное наблюдение.Слишком много людей склоняется к ветхозаветному пониманию. Да и этих заповедей не выполняют. До свободы надо еще дорасти.

Марина Балуева   05.03.2017 22:32     Заявить о нарушении