Молчаливые сороки

                1 апреля – День птиц
                ОКНО В ПРИРОДУ

     Помню, как в раннем детстве кормившая меня с ложечки манной кашей бабушка по матери Анна Титовна Маврина, баба Каня, крутила пальцем по моей ладошке и приговаривала:

     Сорока, сорока, где была?  – Далёко!
     Кашку варила, деток кормила –
     Этому дала, этому дала.
     Попили, поели, кыш полетели!

     Но увидел я это пернатое существо не в Рязани, где рос, а в Ершове, у бабушки по отцу Елизаветы Наумовны, бабы Лизы. Стрекотавшую под окном нашего дома длиннохвостую большую птицу удалось хорошо рассмотреть и запомнить, считай, на всю жизнь. От каркавших ворон, которых в Ершове было много, сорока отличалась не только своим стрёкотом. Длинный чёрный блестящий хвост, белые бока и брюшко, ну и впрямь – сказочная сорока-белобока!
 
     Прошло сколько-то лет, и про сороку мне стало известно, что она на своём хвосте приносит какие-то вести. Понять этого я не мог, но со временем заметил, что спокойно сидевшая на дереве или на заборе птица, заметив кого-то, например, пробежавшую дворняжку, слетая со своего места, обязательно громко прострекочит об этом всем. Вот они и вести на сорочьем хвосте!

     …Новое тысячелетие. Покровский осенний лес. С корзиной отличных грибов решил прогуляться по дорожке, что свернула от бетонки в сторону Клязьмы. Где-то здесь, на заливных лугах есть поляна с бесшипастым шиповником. Но до неё надо пройти вдоль одной из многочисленных стариц – бывших русел реки. Берега озера-старицы заросли кустарником и деревьями, но в просветах на водной глади видна большая утиная стая, готовящаяся к отлёту на юг. О моём приближении уткам тут же сообщили их соседки – отдыхавшие на осинах две сороки. Им-то улетать на юг не надо, своим стрёкотом они подняли с воды утиную стаю, и та двинулась подальше от меня. Так пернатая братва заботится о всеобщей безопасности.

     …Первые весенние мартовские деньки в Криуше. После сильных снегопадов наступила оттепель. Бульдозерист Геннадий расчистил проезжую часть грунтовок в зоне нашего «домика в деревне». Образовались большие лужи с сугробами по обочинам. Пройти до магазинчика можно, но только в резиновых сапогах – внучка Таня как раз привезла из Рязани две пары – 41-го и 44-го размеров, на всех. Купив молока, познакомился с продавцом. Людмила оказалась разговорчивым человеком, любительницей природы, живописи, со своими страничками в соцсетях. Обменялись адресами, и я с удовольствием рассматривал в Фейсбуке её зимние пейзажи, семейные фотоснимки, грибные урожаи. А Людмила пополнила список моих читателей на Проза.ру. Вечерком мы с женой любовались с крылечка заходом солнца, я рассказывал о новой читательнице, а на вершине высокого дерева метрах в двухстах от нас сидел длиннохвостый сорок. А как иначе назвать сороку мужского пола? Ворон был это или сорока, удалось выяснить очень простым способом.  Вспомнив молодость, я засунул два пальца в рот и громко свистнул в сторону сидевшей птицы. Поднявшись на крыло и распустив свой длинный хвост, сорок снялся со своей наблюдательной вышки и молча полетел на восток по своим делам. Зимует в Криуше несколько сорок. Но вот уже которую зиму я не слышу их стрёкота. Наверное, ничто им здесь не угрожает, бояться и предупреждать об опасности друзей нет нужды. Кормятся сороки на подворьях тех сельчан, что держат скот и домашнюю птицу – что-нибудь да достаётся там этим большим белобоким птицам, умеющим и кашку варить, и деток кормить, и вести приносить на своих длинных блестящих чёрных хвостах.

     А подробно о сороках можно прочитать, прослушать в записи их крики и стрёкот в Интернете, набрав в поисковике всего три слова – птица сорока википедия. Фото шагающей сороки – тоже оттуда.

     Возвращение к содержанию сборника "Окно в мещёрскую природу" – http://proza.ru/2022/07/25/656.

     2017


Рецензии
Здравствуйте, Владимир Михайлович!
У меня в детстве жила ручная сорока. Мы её выкормили из птенцов.Любопытная стрекотунья была, особенно любила она моего отца, - даже провожала его на работу, когда ехал он на велосипеде, летела рядом. Ждала и его возвращения. Он ужинал, а она из тарелки у него вытаскивала кусочки, любила макароны. Вместе с моей мамой обихаживала грядки, склёвывая жучков и червячков... Людей она совершенно не боялась и, видимо, за это и поплатилась - пропала к зиме. С тех пор я не приручаю ни птиц, ни белок, которые бегают у нас во дворе,ни уточек в соседнем болоте, потому что люди очень разные могут встретиться им. Не приручаю, но подкармливаю.
С уважением,

Александр Сизухин   05.03.2017 19:35     Заявить о нарушении
Александр Петрович, доброго здоровья! Утки, что зимуют на Пехорке, привыкли к людям - те же их кормят. В прежние времена они улетали при взмахе руки человека, а сегодня подлетают в этом случае наоборот к мосту в ожидании корма. В сильные морозы много уток гибнет, считай, по нашей же вине, - мы не дали им улететь на юг. Есть у меня вот такое про Кучинский пруд с водопадом на Пехорке: 40000 кубов в сутки понимают даже утки, и летят они сюда - здесь же тёплая вода! - Это к пуску первой очереди Акатовских отстойников, при прорывах которых дохнет в Пехорке вся ихтиофауна... С уважением,

Владимир Калабухов   06.03.2017 09:10   Заявить о нарушении