Яблоки

               
       Лялька давно просила купить – подарить ей собаку , но в Москве в двухкомнатной квартире не до собаки , а вот когда родилась Аська и они переехали в Подмосковье в свой новый просторный дом такая возможность появилась .

     Подарили ей щенка – девочку породы ретривер золотистый с прицелом , что ухаживать за ней будет Лялька , а играть , в основном , Аська . Порода эта была выведена в Англии века два назад , а в Россию её завезли только в 1989 году . Это разновидность лабрадора , белая с густым подшёрстком , вислоухая , по спине , бокам и ушам действительно золотистый окрас , на морде только глаза и нос чёрные , красивая , добрая , ласковая собака и для маленького ребёнка лучшей игрушки не найти . Аська , когда была маленькой , засыпала на ней , устроившись поперёк . По паспорту собаку звать Фенси ( кажется так называют драгоценные цветные камни ) , а мы её называем красивым русским именем Фрося .

     Как это всегда бывает , первое время Лялька не могла ею надышаться , кормила – поила , гуляла и даже одно лето ходила с ней на курсы по обучению , но потом школа - ездить нужно за десять километров – рано вставать , поздно приезжает – не до собаки . Вот и подошли к тому , что собаку  в будние дни в любое время года выгуливаю я , и должен сказать , что хоть не всегда хочется делать это ,  но два раза в сутки минимум по полчаса я гуляю в любую погоду и наблюдаю природу . В сильные морозы хочется одеть Фроське какую – то обувку , в лапы ей попадает снег , она ложится и вылизывает его , а через несколько метров всё снова повторяется , а летом она не знает куда ей деться от жары – эта порода собак предназначена для доставки подстреляной водоплавающей птицы и поэтому она очень любит купаться .

     Есть у нас для прогулок несколько определённых маршрутов , один из которых мне очень нравится , он идёт по задворкам в тупиковую улицу из семи садовых участков , машины здесь не ездят и только в дачный сезон на двух – трёх участках постоянно пребывают пенсионеры и поэтому гулять там в это время не комфортно . А вот ранней весной , в пору цветения  , просто чудо – чудесное , яблони , вишни , шиповник , боярышник , каштаны – всё  благоухает и радует глаза . Яблони рослые , ветви простираются на два – три метра наружу  над забором и боярышник на треть высовывается ,  осенью  там гулять ещё и прибыльно , так как некоторые хозяева приезжают только раз в две – три недели , а яблоки осыпаются - только успевай собирать , что я и делал .

     Яблоки позднеосеннего созревания , похожие на Антоновку , они сохранно лежат до Нового года и даже далее и я каждое утро приносил от нескольких штук до десятка , для еды они были ещё не совсем годны , а вот запекать их в духовке – то , что надо или какие – то можно было отправить в лёжку . Прошлый год для яблонь был урожайным , деревья от плодов не ломились , но были густо усеяны и я всё ожидал , что в ближайшие выходные , наконец – то ,  приедут хозяева и соберут , насколько это возможно , красивые , ароматные , размером в кулак и более плоды . Но не знаю почему , увы …

     Так и стояли всю зиму усыпанные яблоками деревья . И я вспомнил , когда мы жили в городе Гера в  Германии , четырёхэтажный дом советских специалистов примыкал к частному сектору , где жили , естественно , немцы и у них на участках тоже росли яблони и они не собирали урожай , а по весне сгребали опавшие плоды и выбрасывали в мусорный контейнер . Я тогда спросил у работающего со мной коллегу Герта , почему это так , на что он ответил , что яблони сажают для красоты , а яблоки всегда можно купить в магазине . Мне кажется  в этом случае может быть другое объяснение – вокруг города находилось несколько шахт , в которых добывали уран , и забалансовую руду сваливали в огромные терриконы , ветер разносил зараженную пыль … дальше всё понятно .

     В середине прошлого века – при Хрущёве –ввели налог на садовые деревья , наверно нужно было пополнить казну , а с другой стороны ( по мнению руководства страны ) "народ стал жировать - обзавёлся садами , стал продавать излишки на базаре – ну куда это годится  в нашем  социалистическом обществе " и закончилось это тем , что сады по большей части вырубили , потому что платить- то было нечем
.
                А какие теперь сады на Тамбовщине !

     Когда я первый раз был в Иркутске , то одна молодая женщина вызвалась показать мне город , который  впечатлил меня своей архитектурой , старинными купеческими домами , набережной Ангары , улицами , одна из которых называлась «Российская» ( это в советское время )  , а после прогулки она сказала , что сейчас зайдём на уличный базарчик – хочется яблок . Я глазел на продаваемое , а она попросила :"Дайте мне , пожалуйста , стакан яблок» . У меня заклинило мозги , как это может быть , наверно я что – то не так понял , но нет , ей действительно насыпали что – то вроде крупного гороха и она их с наслаждением ела , попробовал и я , но проглотить не смог .

     Вчера  зашли мы с Фроськой на задворки  и я был поражён , все яблони и высокое дерево боярышника были усеяны чёрными птицами и ещё больше их сидело на  стоящих напротив больших берёзах ( почти Хичкок ), стоял птичий гвалт , по мере нашего приближения птицы слетали с яблонь , а под ними на снегу оранжево  искрилась яблочная мезга .

       По возвращению домой заглянул в Интернет и там обнаружил маленькую заметку : «В Московскую область в связи с потеплением раньше срока прилетели грачи . 1го марта птиц видели на территории заказника «Журавлиная родина» в Талдомском и Сергиево – Посадском районах , сообщает интернет – издание «Подмосковье сегодня» со ссылкой на Минэкологии области. Специалисты отмечают, что прилёт грачей каждое десятилетие с начала прошлого века сдвигается на два – три дня , они объясняют это климатическими аномалиями . Температура в Московской области  в марте будет на 6 – 8 градусов выше нормы».

     И почему – то вспомнились хрестоматийные «Грачи прилетели» А.«Саврасова и «Март» И. Левитана .

                Вялки , 2 марта 2017г.


     P. S. Так получилось , что летом этого года на даче у себя мы не жили , а наезжали туда по мере крайней необходимости - покосить газон , собрать смородину - малину , да ещё  осенью - черноплодку , калину и яблоки .  За двадцать с лишним лет сажали в разных местах участка разные сорта яблок и пришли к тому , что определились с местами произрастания - их всего три , а ещё в пяти местах  рано или поздно (в 7 - 8 лет ) они гибли . И плодоносить по настоящему эти три яблони начали только года как четыре , причём (это получилось случайно ) период созревания плодов у одной июль - август , у второй август - сентябрь , а у третьей сентябрь - октябрь .

     За яблоками в этом году мы ездили дважды - первый раз в середине сентября , а потом на Покров и , конечно , на позднеосенней яблоне ещё оставалось достаточно плодов , да всё не получалось поехать туда . И вот однажды утром в начале ноября позвонил мне сосед по даче :"Когда же Вы приедете за яблоками , они висят как яркие новогодние игрушки на ветвях без листьев на фоне неба". Эти соседи появились лет пять назад , дооборудовали дом для зимнего проживания и теперь жили там круглый год , своего плодоносящего сада у них ещё не было и поэтому мне был понятен их неподдельный интерес к данной ситуации и  я обрадовал  его :"Валера , у нас не получается приехать и если ты сможешь каким либо образом пробраться на наш участок , то соберите плоды и используйте их по Вашему усмотрению ", на что он радостно воскликнул :"Да я забор разберу ! ". На том и порешили .

    А там на задворках , где я в прошлом году прогуливался с Фроськой , этот год для яблонь неурожайный .   
                Вялки ,21 декабря 2017г.               


Рецензии
Спасибо как это мне знакомо.Все мы родом из малых деревень и так хочется туда хоть на пять минут вернутся.У дачи Вам по жизни.

Виктор Сотников   14.05.2018 15:56     Заявить о нарушении
Виктор , спасибо за добрые слова . Рад , что Вам понравилось и Вам всего самого доброго , удачи . С уважением

Вячеслав Платонов   15.05.2018 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.