Ich bin nicht ich

Моему брату Матвею посвящается.


Что такое «я»? Какая функция организма или мыслеволна в человеке осознает себя как «я»? Или такое осознание находится за пределами человека и транслируется в него какой-то внешней силой? Последнее было бы не слишком радостно, потому что хочется надеяться на самостоятельность бытия. Но всё же стоит представить себе такую вот хреновую перспективу – всё сознание направляется внешней силой, в том числе и понимание данной перспективы. Что же из этого может получиться?

На ум сразу приходит эпизод разговора на Патриарших. Когда Волонда чуть не свели с ума два советских человека – Берлиоз и Бездомный. Но это слишком уж простое объяснение устройства мироздания и не является полноценной мыслеволной. Театрально и религиозно. Хочется другого.

…Моё тело, которое я воспринимал как «я», умерло и теперь моё «я» это что-то другое. «Я» стало шире и уже одновременно. Мир воспринимается совсем под другим углом. Что со мной? Что теперь «я»?

…Ну а теперь вполне серьёзно. Мне действительно порой кажется, что всё мне только кажется, потому что оболочки, которая может воспринимать через себя мир уже давно мертва. Меня прежнего уже нет, что представляю я теперешний – не вполне ясно. Потому что существование моё теперь подтверждается лишь общением с другими людьми. И всё. Когда этого общения нет – моё сознание, назовём мою новую форму так, перестаёт быть.

Выкапывая из сознания мыслеформы прошлого, я понимаю, что произойти это могло в двух событиях. Прекращение бытия одного и возникновение бытия другого. А может это происходило оба раза. И теперь уже «что, если я – не я» не совсем верно. Правильнее будет «что, если я, уже и не я, потому что не я». Дебри. В общем, не суть, сколько раз отвергается существование прошлого «я».

Порой я не могу вспомнить некоторые события или составляющие этих событий, детали, предметы. Например, я не помню, где возле дома асфальт, а где лужайки. Я лишь смутно, какой был интерьер в доме моего детства. Может быть это нормально, со временем забывать что-то. Но что тогда остаётся человеку? Чем подкрепляется позиция его «я» в пространстве мироздания? Или для пространствавремени важно лишь то, что человек представляет собой в единственный момент времени – «сейчас»? Но это всего лишь сгусток материи и крошечная частица сознания.

…Я не я. И уже давно. Социум постарался привить множество своих правил и норм. Это не хорошо и не плохо, это просто так есть. Препятствовать этому нужно было раньше. Да, привить ему удалось не всё. Хотя, дух протеста и недовольства — это тоже часть социума, просто она находится в тени и её не слишком любят.

Да, я перестал быть собой, как только первый раз коснулся этого мира. Начал обрастать мнениями и мыслеволнами, которые предлагает общество. И чем дальше, тем хуже.

Копаясь в себе, в своих воспоминаниях, я всё ещё могу отыскать того доброго и милого ребёнка, которым был когда-то давно, много вечностей и жизней назад. С тех пор, моя душа умирала дважды. И много раз страдала от ударов из внешнего мира. Кто-то скажет, что «зато сейчас её не сломить». Ну да. Сломать абсолютную тьму не так-то просто. Хотя я считаю, что свет во мне ещё остался. Потому что несколько людей меня ещё могут терпеть.

«Если Свет который во мне, есть Тьма, то какова тогда Тьма?» поёт Кинчев. Вот чем-то похожая ситуация и с моим светом происходит. Те, с кем я когда-то давно общался и по каким-либо причинам перестал, помнят меня жестоким и злым человеком.

Да, я не я. Но какой бы этот «не я» не был, он остаётся частью меня. Пусть лишь внешней, но частью. Поэтому остаётся сказать лишь спасибо тем, кто может терпеть все «не я», что меня наполняют. Это не раздублирования личностей во мне, это я. А вот какой из них всех я сейчас, я не знаю.


Рецензии