Анатолий Дяченко

Анатолий ДЯЧЕНКО

20 марта 2017 года Анатолию Дяченко исполнилось бы пятьдесят восемь.
Зрители знают его по фильмам «Снежная любовь или Сон в зимнюю ночь», «Женская интуиция», «На поле крови», «Убей меня, ну пожалуйста!», по мюзиклу «За двумя зайцами» и по многим другим талантливым ролям. Известный в Украине и России популярный актёр и телеведущий программ «Золотой гусь» и «3х4 — самое смешное домашнее видео» на «Интере»,  погиб в автокатастрофе под Киевом 13 июля 2005 года. Анатолий ушёл в расцвете творческих сил, в период, когда стал популярным и узнаваемым, когда к его природному таланту пришли опыт и житейская мудрость. Какой он был — толстый, смешливый добряк, веселивший публику своими анекдотами? Неоднозначный. Умный. Вдумчивый. Внимательный. Ироничный. Серьёзный. И, безусловно, очень добрый человек. У меня остались воспоминания о личных встречах с Анатолием.

Был август 2003 года. Мы с дочерью зашли в пиццерию «Уно Моменто», в которой любили обедать, когда бывали в Киеве. Но в тот раз зал был полон — ни одного свободного столика.
Развернувшись на выход, я услышала знакомый голос:
— Ну, наконец-то! Сколько можно ждать?!
Обернулась и увидела за столиком Анатолия Дяченко и Илью Ноябрёва. Анатолий встал, с шумом отодвинул свободный стул, и со словами: «Садитесь, я уже заждался» — положил перед нами меню: «Рекомендую грибной суп-пюре». Мы сделали заказ и начали разговаривать, как старые знакомые.
Уже в гостинице, поздно вечером, дочь спросила меня:
— А когда ты познакомилась с Дяченко?
Она даже не поняла, что мы встретились тогда впервые в жизни…
А пока мы уплетали за обе щёки вкусный грибной суп. Анатолий выяснил, что мы не киевлянки, и тут же предложил экскурсию по Киеву.
— А потом едем к родителям моего друга Михаила Церишенко на дачу в Русановку, — безапелляционно заявил он. — И это не обсуждается. Вы же на отдыхе! Мишиному отцу завтра семьдесят. Надо помочь с подготовкой к юбилею. Но сначала я покажу вам свой Киев, такой, которого вы не знаете, — пообещал Анатолий.
Он провёз нас по своим любимым и памятным местам города и блистательно провёл экскурсию. А когда приехали на улицу Саксаганского, спросил у одного неприметного дома:
— Как думаете, чем замечателен этот дом?
Мы признались, что затрудняемся ответить.
— В этом доме родился и жил ваш покорный слуга — Анатолий Дяченко!
После мы поехали к дому, где жили родители Церишенко, и вошли в магазин. Анатолий закупил полную тележку продуктов, и, пока стоял в очереди к кассе, возле него столпилась куча поклонников. Он балагурил, веселил всех, рассказывал какие-то анекдоты, просто разбрызгивал вокруг себя солнечную энергию… И обычный поход в магазин обернулся в тот день для покупателей небольшим шоу. Я видела, с какими озабоченными, постными физиономиями люди заходили в магазин и с каким мажорным настроением, с улыбками на лицах выходили на улицу.
Когда подошла Толина очередь к кассе, он попросил для Церишенко-старшего дисконтную карту со скидкой. Помню, со скидкой произошла некоторая заминка, и продавец сказала:
— Пользуетесь вы своей популярностью, Анатолий Николаевич!
На что Дяченко без улыбки ответил:
— Да, девочка, пользуюсь и ничего зазорного в этом не нахожу. Я полжизни работал на свою популярность, теперь пусть она поработает на меня!
В этот момент я увидела не весёлого балагура, не искромётного актёра, а уставшего, пожившего человека, который может быть и другим. Таким, каким должен быть настоящий мужчина в жизни, а не на сцене.
— Да, я практичный, — не отрицал Анатолий. — Вот увидите, как я в квартире своими руками всё перестроил, лоджию застеклил. Заскочим на минуточку выпить кофе? Можем, конечно, и в кафе, но дома лучше. Я вас с мамой познакомлю. И с котом, — предложил он.
И взгляд такой открытый, искренний! Ну что тут можно сказать? Я почувствовала, что при всей своей популярности Анатолий очень одинок.
Мы поднялись в квартиру.
— Знакомьтесь, это Серафима Петровна. Утверждает, что мать! — продолжал шутить Анатолий.
— Иди сюда, — позвал меня уже с лоджии. — Сейчас поймёшь, почему я купил именно эту квартиру, казалось бы, в самом обыкновенном доме.
Я подошла к окну. За кронами деревьев высились купола церкви.
— Мне здесь к Богу ближе, — улыбнулся он.
После кофе все вместе поехали на дачу в Русановку. Весь вечер Анатолий был в ударе. Шутил, вспоминал комичные случаи из своей актёрской жизни, готовил барбекю, ухаживал за всеми. И был очень нежен и внимателен со своей мамой — Серафимой Петровной. Здесь, под раскидистой яблоней и звёздным небом, они с Михаилом сыграли для нас несколько фрагментов из своих старых спектаклей. Я никогда этого не забуду. Кажется, у меня впервые в жизни болели лицевые мышцы и живот от смеха.
— Жаль, что ты не видела меня в спектаклях. Я, между прочим, неплохой драматический актёр. Ну, ничего, ещё увидишь.
Весь этот домашний «капустник» снимала на видео невестка Церишенко. А когда я заикнулась о том, чтобы сделать копию на память, Анатолий ответил:
— Какая память? Выходи за меня. Дома этих фильмов — за год не пересмотришь.
Я потеряла дар речи от неожиданности. А он смутился, покраснел, как мальчишка, отвёл взгляд. И я подумала, что физическая оболочка порой совсем не соответствует тонкой, чувствительной душе, которая живёт внутри её, или же специально природа так устраивает, защищая тонкую внутреннюю организацию и ранимое сердце.
Три дня в Киеве Анатолий возил и развлекал нас с дочерью.
— Мне всё равно сейчас делать нечего, — говорил он.
В аэропорту, когда провожал, вокруг собралась толпа. Анатолий не скрывал, что ему нравится всеобщее внимание, популярность, которой ещё не успел пресытиться. Говорил громко, видел — все окружающие подтягиваются к нему поближе, ловят его шутки. И он шутил, что-то рассказывал в тему. Все смеялись, просили автографы. Мне неловко было находиться рядом. Я к его популярности не имела никакого отношения и отходила в сторону. Потом он спрашивал, почему я ухожу.
— Неуютно себя чувствую в лучах твоей славы, — отвечала я.
Когда прощались, он сунул мне в руки коробку и сказал:
— Откроешь дома.
Как только я вошла в квартиру, раздался звонок:
— Посмотрела? Что скажешь?
Я не знала, что сказать, — ещё не успела открыть коробку. Разорвала шпагат, открыла крышку и увидела керамический домик, расписанный под Гжель.
— Это наш дом, в котором мы будем жить, — услышала я в трубке. — Я покупаю у соседа Церишенко дачу, мы сносим забор, а на меже строим баню. Всё уже решено.
Мне очень не хотелось обижать замечательного человека, прекрасного друга, великолепного актёра, перед талантом которого я преклонялась. Но чтобы связать судьбу, этого было недостаточно.
— Ладно, ты подумай. Я не тороплю. Скоро приеду в Крым.
И он приехал. Когда шли съёмки мюзикла «За двумя зайцами», Анатолий звонил мне со съёмочной площадки. А потом в съёмках случилась пауза, и он на своём автомобиле выехал в Симферополь.
Анатолий забрал меня в Симферополе, и мы поехали сразу к морю — в Алушту. Потом — в Ялту, Севастополь, Бахчисарай. Толя захотел побывать в Успенском монастыре. Там он купил маленькую икону Божьей Матери, высеченную в камне, и подарил мне. Долго о чём-то разговаривал со священником. Я не мешала, ждала поодаль.
— Хочу объехать все наши монастыри, — сказал он мне тогда.
Затем поехали на кладбище, где похоронена моя мама. Толя молча постоял у могилы, потом пошёл к машине, открыл багажник, достал рабочие перчатки, секатор, по-хозяйски обрезал сирень, вырвал сорняки, протёр памятник. И это было так по-настоящему, искренне, просто. Мне было очень приятно за его заботу. Эти простые действия были красноречивее любых слов и обещаний. Я увидела, что передо мной человек, на которого можно положиться, что за ним женщина будет действительно чувствовать себя, как за каменной стеной. Но я знала, что могу быть Анатолию только другом.
Когда возвращались обратно, Толя раскрылся, рассказал многое о своей жизни, о прошлом. О своём отце, которого очень любил. Признался: несмотря на то что постоянно находится среди людей, чувствует себя очень одиноким. Что хочет иметь семью, родную душу рядом и готов идти на компромиссы.
— Я уже способен многое прощать и понимать. Знаешь, я был очень хорошим семьянином, — говорил он. — И я очень любил свою жену. Очень страдал, когда она ушла к другому, уехала в Штаты и забрала сына. Больно до сих пор. Хотя прошло уже много лет.
Три дня Анатолий провёл в Крыму. Он жил в Алуште, в небольшой частной гостинице. Каждое утро забирал меня в Симферополе, мы путешествовали по Крыму и очень много разговаривали. Казалось, мы знакомы тысячу лет. Он любил, когда друзья называли его Толяшей, обожал покупать сувениры, делать подарки друзьям. Помню, увидел в торговом центре кимоно и стал звонить кому-то: «Какой у тебя размер?»
Он великолепно водил автомобиль. Правда, иногда рискованно, и мне приходилось говорить:
— Пожалуйста, сбавь скорость.
— Галю! Не боись! Я свою машину чувствую, как продолжение своего организма. Ты не представляешь, сколько лет я за рулём!
А однажды на спуске с Ангарского перевала нас остановил внезапно появившийся из кустов гаишник. Толя открыл окно и протянул ему с радостным восклицанием червонец:
— Держи. Ты выиграл!
Гаишник растерялся:
— Что значит — выиграл?
— Ну, так ты первый меня увидел. Если бы я первый — я бы сбросил скорость. А так — ты. Всё по честному.
Тот смутился:
— Поезжайте, только осторожнее.
У Анатолия было невероятное количество идей и планов на будущее. Он рассказывал мне, что задумал написать сценарий кинокомедии:
 — В Америке умирает дедушка и оставляет своим внукам наследство. Вместе с наследством в контейнере в нашу страну прибывает и дух умершего дедушки. И тут начинается такое — обхохочешься. Вот этого духа я сам и сыграю! — мечтал Анатолий.
О себе он говорил:
— Ты не смотри, что я толстый. Я ведь могу похудеть. Когда-то и я был юный и стройный мужчина до ста килограммов. Зато у меня в груди ядерный реактор. Мне никогда не бывает холодно, даже в мороз я сплю с открытым окном. И несмотря на свою комплекцию, двигаюсь на съёмочной площадке быстрее многих.
После короткой паузы в Крыму Анатолий снова поехал на съёмки мюзикла «За двумя зайцами». Каждый час он звонил с дороги, рассказывал байки о том, как они снимают кино, и между прочим спросил:
— Ты в курсе? Мы с тобой едем в Шарм Эль Шейх в свадебное путешествие.
Я начала:
— Толяша, мне очень жаль, но…
Он перебил меня:
— Слушай, я забыл тебе рассказать свой сон…
 
Установили киевляне на улице Саксаганского мемориальную доску на доме, где родился Анатолий Дяченко, или нет, я не знаю, но очень надеюсь, что, если не сделали это до сих пор, сделают в ближайшее время. Анатолий очень любил свой город и своей любовью мог зарядить всех окружающих. Он открыл мне свой Киев и, кажется, подсоединил к эгрегору города. Теперь, когда приезжаю в Киев, не чувствую себя чужой на его улицах. Но горько сознавать, что не смогу уже никогда набрать Толяшин номер и услышать его энергичный голос, увидеть его обаятельную улыбку, рассмеяться его остроумной шутке…


Рецензии
Очень любила этого актера... Спасибо за память,Галочка...Пишешь легко, свободно, мне очень нравится твое творчество!!!Удачи во всем, Галя !!!

Светлана Ковалева 2   14.02.2020 12:22     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Лана. И вам удачи и жизненных благ!

Галина Миленина   14.02.2020 14:36   Заявить о нарушении