Солнечное затмение

                В этот день, а это как сейчас помню было  в послеобеденное время, когда солнце перевалило через зенит, откуда я возвращался пешим ходом домой уже и не припомню, было довольно жарко, поэтому и пробирался я вдоль дворов в тени уличных деревьев.

        Может этот июльский день перевалившего за половину месяца и не врезался в память, если бы, не одно но.
         Я неспешно шагал со стороны магазина, ещё того сельпо, кооперации смешанных товаров, вывеска которого красовалась с правой стороны от входа, саманного строения крайнего по улице.

        Отчего я шёл пешком, а ещё не освоил езды на велосипеде и случиться это приятное событие, когда поеду самостоятельно, не раннее будущей весны.

       Подошёл я к восточной части школьного двора, отсюда и до клубной территории не было ни единого дерева, с интересом поглядывал во двор и на саму нашу хуторскую школу, в которую только предстояло идти годами двумя позже.
        И только я собрался в быстром темпе проскочить разогретый под летним солнцем участок дорожки, как со стороны ещё того старого клуба, вросшего в землю, с маленькими оконцами со ставнями и деревянным крылечком, вышли трое рябят; Митька, Надька и её младший брат Сашка.

        Времена я вам скажу, были ещё те, когда детвора делилась на краины, а значит на своих и чужаков.
       Появление на чужой территории не сулило ничего хорошего, для профилактики могли и по шее надавать, чтобы знал кто на данной территории хозяин.

        Наша улица разделена была на три части, самая лояльная восточная краина, наша западная более агрессивная и срединная часть, с отдельными вкраплениями редкостного  выпендрёжа, от колодца на бульваре  и примерно до клуба.

       Территория у самого клуба считалась нейтральной, как и территория у магазина.

         Вот эти трое ребят относились к срединной части улицы, мне пришлось сбавить свой темп до самого медленного и сделать вид, что я проявляю заметный интерес к школьному участку за забором.

       Они, заметив меня, развернулись в мою сторону и начали кричать:
                -Конец света!
                -Конец света приближается!

        Особенно старался Митька, вкладывая в слова нотки страха.

        С Митькой мне уже приходилось общаться, он с Петькой учился в одном классе, по характеру был  спокойным и миролюбивым пацаном, такой здоровенький розовощёкий пухлячок, за словом в карман не лез, мог в любой момент и весело с острить.
         Но одно дело, когда находишься в компании своих товарищей, и совсем иная получается ситуация, когда ты в одиночестве шагаешь по улице, а тем более, когда на тебя обращают внимание.
       Не приятное ощущение вам скажу, но делать нечего, домой - то идти надо и я брёл, ожидая пусть не физического, но словесного приставания - воспитания.

         Я уже дошёл до школьного строения за забором, а ребята не переставили выкрикивать:
           -Конец света!
             -Надвигается конец света!
               -Берите простыни и идите на кладбище!

         Надька свои выкрики сопровождала взмахами руками, подобно взлетающей птицы.


       Я совершенно не понимал суть происходящего и зачем с простынями идти именно на кладбище.
       Видимо я был из тех самых, кто не был в курсе предстоящих событий.

      Ребятам не терпелось стоять на одном месте, и они шеренгой двинулись мне навстречу, сошлись мы в том месте, где между двух рядом стоящих акаций, это уже клубная территория, имелся турник, концами вросший в стволы деревьев.

        На меня смотрело три пары глаз и на полном серьёзе повторяли:
                -Конец света!
                -Конец света!

         Сашка младший брат Надьки хоть и не совсем выговаривал слова, но мне как - то было не смешно.
       Я понимал, что пропустил чего – то главного на сегодняшний день, но вот что именно не мог сообразить, а мне толком ничего не объясняли и я тупо смотрел на них.

     Чувствовал я, как внутри меня зрела и разрасталась непонятная неприятность, с лёгким страхом от не понятности ситуации.
      Меня смущало одно,  они знали то, что не знал я, а спрашивать у них стеснялся, чтобы меня не подняли на смех.

         Глядя на их  невозмутимые лица, где –то   даже подумывал,  что меня просто на просто дурачат и водят за нос, и я попался на новый вид розыгрыша, что частенько случалось на наших хуторских улицах.

      Я стал  обходить ребят стороной, но мне преградили дорогу, взяв в полукольцо, продолжили познавательную беседу с явной таинственностью.            

       -Скоро солнца не станет!

         У меня так и ёкнуло внутри:
                -Как это солнца не будет?
                -Куда же оно денется?

       Митька нагонял страху:
              -Солнце потухнет и станет темно, как ночью.
                -Наступит конец света!
                -Осталось около двух часов и всё!
                -Бери белую простынь и беги на кладбище.
                -Там скоро все соберутся.

         Я не мог ни как понять и осознать:
                -Как же так получается, солнце светило, светило и вдруг потухнет.               
                -Почему и от чего?

          Первое что пришло на ум, это бежать домой.

        Митька словно уловил мою мысль, предложил:
                -Идём по домам.
           Глядя в упор на меня, ободряющим голосом, сказал:
                -Пошли, доведу тебя до своего дома.

        Уже вчетвером дошли до аллеи, идущей к клубу, свернули в сторону бульвара, ребята продолжали выкрикивать:
                -Конец света!
                -Конец света!

         А я был морально подавлен новостью, что в ближайшее время потухнет солнце, брёл молча.

          На бульваре мы разделились, Надька с Сашкой перешли дорогу по их порядку дворов и потопали к себе домой, не доходя до калитки, на прощание выкрикнули:
                -Конец света!
                -Люди, конец света пришёл!

        Митька также им в ответ крикнул:
                - Ожидайте конца света!

          Я был в тяжких мыслях:
                -Как же так получилось?
                - Почему солнце потухнет?
                -Неужели ничего нельзя сделать.

        Митька, видя моё понурое лицо, продолжал нагонять на меня страху:            
                - Солнце будет закрываться с одного края.
                -Будет постепенно темнеть и потухнет.
                - Завоют собаки, замычат коровы.
                -Петухи начнут кукарекать, а куры бегать не находя себе места.
         - Станет темно как ночью, даже звёзды видно будет.

           Что будет дальше, он мне не успел рассказать, дошли до его двора, он свернул к своему двору, остановился на середине дороги и таинственно произнес:
              - Конец света!

         Какая тяжкая ситуация, в такое не подходящее время, на дворе лето, радоваться надо, а тут такое, потухнет солнце.
       Неужели всему конец, а где же справедливость?

      Одни значит, успели пожить, а как же остальным?

        Я спешил домой, там с родителями будет мне спокойнее, вот от них и узнаю ответы на многочисленные вопросы.

        С хмурыми мыслями я добрёл до колодца на бульваре, когда бросил взгляд в сторону двора нашего взрослого товарища, на душе произошли явные изменения в лучшую сторону.
          На лавочке сидел улыбающийся Витёк, в сопровождении нашей весёлой компании пацанов, он как всегда чего – то хохмил, а пацаны смеялись.

        Его весёлое настроение по каналам местного значения телепатической связи тут же  передалось мне, в моём сознании и на душе мгновенно наступило просветление и тёмные думы, как по волшебству покинули мою озабоченную голову.

       У двора бабки Конистяпихи я перебрался по кладке через уличный канальчик и почти бегом  направился туда, где отсутствовало уныние и присутствовала бодрость духа.
        На меня особо не обратили внимания, быстрого брошенного взгляда вполне хватило понять, что подошёл свой человек, как я вскоре понял, шло интересное обсуждение.

         Витёк скаля свои огромные зубы, которым любая лошадь позавидовала бы, объяснял, что нужно коптить стёкла, через которые можно будет смотреть на солнце.
         О копчении там рыбы или окороков с салом, я имел хорошие познания, сам принимал участие, помогая отцу, но вот как коптить стёкла, тут я совершенно не имел, ни какого представления, о таком забавном процессе.


            Мне не терпелось поделиться со всеми только что узнавшей новостью, я выждал удобного момента и когда  поведал товарищам, что скоро начнётся конец света, Витёк закатился весёлым смехом.
          На моё удивление  оказалось, он был в курсе, что вскоре начнётся затмение солнца и ни какого конца света не будет, луна только на время закроет солнце.

           Примерно через полчаса он повёл всех нас к себе во двор, там, где недалеко от сарайчика стояла летняя печка.
             Принёс старый резиновый сапог, ему помогли придерживать сапог и он ножом нарезал из  него  полосок  сантиметра по три ширины.

       Затем вместе с ним сходили к северной стороне его хаты, где у загаты, разделяющей два соседних участка, выбрали несколько подходящих кусков битого оконного стекла.
      Вернулись обратно, где Витёк сложил в стопку три красных кирпича, на них положил выбранные стёкла, подпалил полоску резины, дал ей разгореться, затем взял кусок стекла в левую руку, а снизу поднёс чадящую резину, делая под стеклом круговые движения.

         Мы с любопытством окружили нашего товарища  и смотрели, как чёрная сажа оседала на стекло. Витёк посмеивался и произносил своё коронное слово:
               -Гоббздыч!
                - Ха - га – га.

      Слово, которое  в нашей уличной компании считалось за приветствие, а также  признаком весёлого настроения и одобрения.
       Это развесёлое слово им услышано было в далёком детстве, когда на одной из хуторских гулянок, подвыпивший народ, горланя песни, пустился в пляс, а за отсутствием музыкальных инструментов, кто - то из подвыпивших гуляк орудовал двумя крышками от кастрюль, с грохотом стучал  ими и выкрикивал:
                -Гоп, гоп!
                -Бздыч, бздыч! 

         Витёк затемнил центральную часть стекла, поднял его, посмотрел через него на солнце, посчитал, что не достаточно закоптил, продолжил процедуру.

          Вместе со стеклом у него закоптились ногти и кончики пальцев на правой руке, от догоравшей полоски резины, которую он выбросил на землю, а через закопчённое стекло посмотрел на солнце, после чего одобрительно произнёс свое коронное слово и предложил нам посмотреть через него на солнце.

          Каждому хотелось первым посмотреть через стекло на солнце и началось:
                -Дай я!
                - Дай мне!
                - Хватит смотреть, дай и другим!

        Когда стекло оказалось в моих руках, и я посмотрел через стекло на солнце, был поражён ровным, круглым диском, похожим даже цветом на желток яйца.
        Я с интересом рассматривал солнце, а мои друзья уже каждый лично для себя,  ухватили по куску секла и подпалив полоски резины коптили стёкла.

           Я передаю стекло одной из девчонок с нашей улицы, которые зашли чуток позже, посмотреть, чем мы тут интересным занимаемся, беру кусок стекла вытянутой формы и присаживаюсь к компании коптящей стёкла.

      Спонтанный астрономический кружок кропотливо, с серьёзностью на лицах, проявляя упорство, готовились к диковинному явлению.
        У одного из участников этого занимательного действия от перегрева лопается стекло, пришлось всё начинать с начала, Витёк внимательно наблюдал за нами, не забывая давать советы.

          Я приподнимал стекло, поглядывал на солнце, пытаясь добиться качества Витькова стекла, но сажа ложилась на стекло где густо, а где и пусто, но я старался, если Витёк сумел, то и у меня получится.

          Вот уже Игорь и Серёга закоптили стёкла, даже устроили спор, у кого лучше вышло, Колька также закончил коптить и смотрит в сторонке с друзьями на солнце, меня пробивает волнение, ребята уже смотрят, а я всё копаюсь.
        Внутри меня происходит борьба, и так сойдёт, уже хорошо, вполне достаточно, а с другой стороны, куда спешить, ещё не началось затмение, сиди не рыпайся, успеешь посмотреть.

        Полоска резины догорая, прижигает пальцы, что делать?
           Брать новую или ну её и так хватит.

       Поднимаю глаза, смотрю на пацанов, те смотрят через своё стекло, через стёкла товарищей на солнце, спорят и хвастают, чьё стекло лучше.
        Решаю дальше коптить, чтобы у меня вышло лучше, чем у всех, поджигаю ещё одну полоску резины, продолжаю круговыми движениями наносить сажу на стекло.

         И вдруг слышу:
                -Вон! С краю пошло!
         Это Серега первым заметил наползание  тени луны на диск солнца.

           Колька с Игорем всматриваются, но изменений не видят:
                - Где?
                -С какой стороны?

        -Да вон с этого края,
                тыча пальцем в сторону солнца, взволновано говорит Серёга.

            Я бросаю затею с дальнейшим копчением и присоединяюсь к друзьям, внимательно вглядываюсь на солнечный диск и ничего там не замечаю.
      Витёк забирает своё стекло у девчат и присоединяется к нам.

     Солнце висело на небосводе в районе двух часов, если смотреть от того места где мы стояли, то солнце перевалило через конёк  крыши и находилось над западной частью хаты Витька.

        Меня радостно передёрнуло, когда я действительно увидел, как тонкая выпуклая полоска прикрыла с левой стороны диск солнца:
                - Пацаны!
                -Вон там смотрите! 

        Ну, кто теперь признается, что не видит, когда уже ясно видно всем, даже Витёк одобрительно признал начало затмения.
       Луна прикрывала всё больше и больше диск солнца, наш астрономический кружок под руководством старшего товарища, был поглощён наблюдением.

       Я решил немножко сменить место наблюдения, оглянулся на мгновение назад и был поражён, как с усердием и торопясь наши девчонки  пытались закоптить стёкла, но в данную минуту мне было не до них, в каждую секунду уменьшался диск солнца.


           Вот уже от диска оставался видимый месяц, который прямо на глазах молодел, отчего в нашей компании не переставали вести комментарии.
        Я ещё раз удивился, когда рядом с собой увидел девчонок, смотревших через свои стёкла на солнце, они не стали клянчить у нас стёкла, чтобы посмотреть затмение, а быстро сообразили и сделали сами.

         И когда диск солнца закрылся  полностью, раздались одобрительные крики, фиксируя для истории, что мы стали, свидетелями полного солнечного затмения, глядя вокруг себя, во двор и на улицу отметил наступившие сумерки, но вот чтобы завыли хуторские собаки, не припомню, может мы, слишком шумно вели себя.

         Первый появившийся луч солнца был встречен ещё с большим восторгом, радуясь скорой победы света над тьмою, вокруг становилось всё светлее.
        Зарождался молодой солнечный месяц, который с каждой секундой становился старше и мощнее.
         А ведь я не сразу сообразил, что в какой – то момент присутствовала прохлада и когда большая часть диска очистилась, то опять почувствовалось летнее тепло.

        Когда солнечный диск окончательно стал чист, это событие приветствовалось нами  восторженно.
        Подобно закончившемуся киносеансу, начались обсуждения и беспорядочный передвижения, что делать далее со стеклом я не знал, на всякий случай ещё раз посмотрел на солнечный диск, чего ещё там хотел увидеть, сам не знаю, наверно хотел убедиться, что с нашим солнцем всё в порядке.

          Стёкла за ненадобностью вскоре выбросили обратно под загату, а сами вышли на улицу, где вскоре и разошлись по домам.

       Я шёл к дому полный самодовольства, радуясь, что всё так замечательно закончилось, и чувствовал в желудке приступы лёгкого голода.


03 – 04 март 2017 г.


Рецензии