Помни предков своих. Строгановское училище

Поступление

В возрасте 11 лет Николай успешно оканчивает курс обучения в Вербилковском начальном училище. В сентябре 1904 года ему вручают свидетельство Дмитровского уездного училищного совета, которое дает ему право на льготу по воинской повинности – он получает отсрочку от призыва в армию до достижения им 24-летнего возраста.
Сомнений с выбором места дальнейшего обучения не было – или ИСЦХПУ или МУВЖЗ, которые оканчивали его старшие братья. Но надо было немного потерпеть, ведь туда принимали детей в возрасте 12–14 лет. Николай не терял времени даром – при возможности брал уроки
у старших братьев, самостоятельно занимался рисованием. Бумага и карандаш были его постоянными спутниками.
На семейном совете было решено, что Николай, как и старший брат Сергей, будет поступать в МУВЖЗ. В апреле 1906 года, в соответствии с заведенным в Российской империи порядком, калязинский мещанский староста выдает Николаю Егоровичу Тихонову удостоверение о том, что со стороны «… мещанского общества к вступлению его в училище Живописи, ваяния
и зодчества претензий никаких не имеется» .
Но здесь судьба делает в жизни будущего художника и педагога первый неожиданный поворот. Брат Константин, который в тот год заканчивал ИСЦХПУ, показал своим преподавателям несколько рисунков Николая с просьбой оценить их исполнение и указать на имеющиеся недостатки. Каково же было его удивление, когда преподаватели в один голос стали настойчиво рекомендовать Константину, чтобы его брат поступал именно в Строгановское училище. 
В августе 1906 года Константин подает в ИСЦХПУ прошение о принятии в число учеников I класса его брата Н.Тихонова. В середине сентября того же года – прошение о принятии Н.Е.Тихонова в число любителей рисования с обязательствами внесения платы за обучение брата. В обоих заявлениях К.Е.Тихонов записывает один и тот же адрес проживание Николая в Москве
– Уланский переулок, дом Красковского, № 7.
Для Николеньки Тихонова заканчивается беззаботное детство, и начинается совершенно иной этап в его жизни – этап взросления и возмужания, формирования отношения к своей будущей профессии и постижения премудростей ее мастерства.

Альма-матер

Строгановское училище – одна из старейших художественно-рисовальных школ Российской империи – было основано графом С.Г.Строгановым в 1825 году. Обучение в нем было всецело посвящено развитию русского национального искусства и возрождению традиций декоративно-прикладного народного творчества, издревле существовавшего на Руси.
В объемном Отчете Училища за 1913-16 учебные годы написано: «В русской художественной промышленной школе изучение родного русского стиля должно состоять обязательно на первом месте и заботы о его развитии должны быть краеугольным камнем художественного образования» .
«… Не столько, может быть малочисленностью художников-творцов в области русского прикладного искусства, сколько отсутствием надлежаще образованных художников-исполнителей создаются условия столь благоприятные для наплыва иностранных художественно-промышленных произведений, наплыва столь тяжелого для русской промышленности» .
Как видно, сказанное сто лет назад не потеряло своей актуальности и сегодня.
В Программе Училища особое внимание уделялось изучению такого предмета как композиция: «Композиция, важнейший художественный предмет Училища, является как бы венцом теоретического творчества учащихся, подготовленных в Школе изучением стилей
и творческим рисованием; на нее, конечно, обращено особое внимание» .
Почему «В Школе и Училище»? Дело в том, что по Уставу, утвержденному в августе 1892 года и частично измененному в декабре 1902 года, ИСЦХПУ  имело, помимо подготовительного класса рисования, восемь общеобразовательных и художественных классов и множество учебных художественно-ремесленных мастерских.
Училище подразделялось на две части: Художественно-промышленную Школу (ХПШ), состоявшую из первых пяти классов с их мастерскими и Художественно-промышленное Училище (ХПУ), состоявшее из трех старших классов со своими мастерскими.
На обучение принимались подростки обоего пола от 12 до 14 лет независимо от звания, сословия и вероисповедования.
Были штатные учащиеся, которые изучали общеобразовательные, художественные
и специальные предметы и работали в мастерских, а также вольнослушатели, занимавшиеся только художественными предметами и в мастерских. При этом практическим работам придавалось особое значение.
Ученики, окончившие ХПШ, получали звание «Ученый рисовальщик», а ХПУ – звание «Художник прикладного искусства». Все без исключения ученики должны были успешно сдать переходные испытания по общеобразовательным и художественным предметам, а также представить соответствующие работы, выполненные в мастерских.
При этом ученики, оканчивающие Училище с исключительными успехами по художественным предметам и по работам в мастерских, могли быть награждены золотыми медалями и командированы для усовершенствования за границу за счет Училища.
У штатных учащихся мужского пола была еще одна привилегия – им предоставлялась отсрочка от воинской повинности до 24 лет.

Преподаватели

Во время поступления и учебы дедушки в Училище его директором был Н.В.Глоба, единственный из художников камергер Высочайшего Двора, признанный педагог, реформатор художественного образования и пропагандист русского народного искусства. Он провел существенную реорганизацию Училища, направив его деятельность на нужды художественной промышленности и потребностей бытового искусства.
Пригласив в него многих талантливых художников и педагогов, он ввел новые программы обучения, увеличил число различных художественно-промышленных мастерских, учредил ежегодные отчетные выставки учащихся, открыл магазин для продажи изделий, изготовленных
в мастерских Училища.
Именно в начале XX века в Училище собирается практически весь цвет русого искусства, что обусловило высочайший профессионализм и качество подготовки учеников, многие из которых стали в дальнейшем признанными мастерами искусств и продолжателями лучших традиций Строгановского училища.
Об этом учебном заведении Российской империи написано немало книг. Но хотелось бы особенно выделить многолетний и очень содержательный труд Е.Н.Шульгиной и И.А.Прониной «История Строгановского училища. 1825–1918 гг.», в котором с большой теплотой повествуется
о славном духе, традициях, этапах становления и развития Училища.
Когорта профессоров, преподавателей и заведующих различными мастерскими при Училище, с которыми имел счастье познакомиться и учиться у них Н.Тихонов, составляет не один десяток самых опытных, выдающихся мастеров своего дела.
Приведем вкратце имена лишь тех преподавателей, которые, по мнению дедушки, оказали на его творческое и гуманитарное развитие непосредственное и неоценимое влияние и с которыми он встречался или работал в своей дальнейшей творческой жизни.
Н.Б.Бакланов (1881–1959) – русский и советский архитектор, график, педагог, профессор.
Выпускник Академии художеств 1910 года, преподавал историю архитектуры и рисунок
в Строгановском училище с 1911 по 1918 год. Мастер архитектурных пейзажей.
В своей дипломной работе дедушка использовал творческие наработки, примененные Н.Б.Баклановым в его архитектурных пейзажах.
В.Н.Бакшеев (1862–1958) – русский и советский художник-живописец, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, педагог.
Выпускник МУЖВЗ 1888 года, преподавал в Строгановском училище живопись с 1910 года. Дедушке посчастливилось не только учиться у В.Н.Бакшеева, но и совместно с ним творчески работать художником и преподавателем в МХПУ им. М.И.Калинина.
А.П.Барышников (1880–1960-е гг.) – профессор, педагог.
В 1898 году окончил Строгановское училище с золотой медалью, вел основы композиции и русского стиля до 1918 года. Автор популярного учебного пособия «Перспектива», соавтор книги «Основы композиции». Преподавал в МИПиДИ, где также работал дедушка.
С.И.Вашков (1879–1914) – русский художник и архитектор, истовый подвижник
и специалист по русскому церковному искусству, педагог.
Выпускник Строгановского училища 1901 года, художественный руководитель фирмы братьев Оловянишниковых с 1901 года. В 1912–1914 гг. преподавал курс композиции
в Строгановском училище.
Дедушка работал в фирме братьев Оловянишниковых под непосредственным руководством С.И.Вашкова.
С.А.Виноградов (1869–1938) – русский живописец, действительный член Академии художеств, педагог.
В 1889 году окончил МУЖВЗ с большой золотой медалью. Преподавал курс рисунка
в старших классах Строгановского училища в 1897–1912 гг. Писал жанровые картины, портреты, интерьеры, пейзажи.
С.С.Голоушев (1855–1920) – врач, художник, гравер, историк искусства, критик, педагог.
В 1884 году окончил медицинский факультет Московского университета, учился
в МУЖВЗ. С 1902 года читал лекции по пластической анатомии в Строгановском училище. В 1907 году основал в Училище мастерскую графических искусств, которую вел до 1918 года.
В.Е.Егоров (1878–1960) – русский и советский художник театра и кино. Один из основателей русского и советского кинодекорационного искусства. Народный художник РСФСР, профессор, педагог.
В 1900 году окончил Строгановское училище с золотой медалью. Преподавал курс композиции в 1909–1918 гг. Заведующий декорационно-театральной мастерской.
Н.И.Козлов (1869–1931) – рисовальщик, педагог.
Выпускник Строгановского училища 1888 года, преподавал курс рисунка с 1898 года, позже назначен учителем в приготовительный класс. Дедушка часто встречался с ним, когда работал на подготовительном отделении Училища.
П.В.Кузнецов (1878–1968) – талантливый  русский и советский живописец, иллюстратор, заслуженный деятель искусств РСФСР, педагог.
В 1904 году окончил МУЖВЗ. В 1917–1918 гг. преподавал в Строгановском училище.
В начале революции оформлял революционные торжества. В 1932 году был избран
в члены правления МОСХ. После войны дедушка как член МОСХ неоднократно общался по совместной работе с П.В.Кузнецовым.
С.-В.В.Ноаковский (1867–1928) – польский архитектор, график, рисовальщик, аквалерист, иллюстратор. Член Академии художеств, профессор, педагог.
Хранитель музея и библиотеки Строгановского училища. В 1899–1910 гг. вел курс истории искусств и композицию. Особую известность получил как непревзойденный мастер архитектурных зарисовок.
В своей дипломной работе дедушка творчески применил методы архитектурных зарисовок, использованные С.-В.В.Ноаковским.
П.П.Пашков (1872–1952) – художник, профессор, педагог.
Выпускник Строгановского училища 1890 года. В 1891–1918 гг. преподавал курсы учебного рисунка с живой натурой цветов и натюрмортов, живописи акварелью, стилизации
и композиции. Помимо преподавания П.П.Пашков работал в области декоративного рисунка, книжной и промышленной графики, станковой живописи.
К.К.Первухин (1863–1915) – русский пейзажный живописец, импрессионист, иллюстратор, фотограф, талантливый педагог.
Вольноприходящий ученик Академии художеств. С 1902 по 1915 год руководил фигурным и натурным классами академического рисования в Строгановском училище.
Оказал огромное влияние на формирование дедушки как многопланового художника, педагога и фотографа.
Н.Н.Соболев (1874–1966) – художник, искусствовед, профессор, заслуженный деятель наук РСФСР, педагог.
В 1893 году окончил с отличием Строгановское училище. С 1900 года – преподаватель
и заведующий набивной мастерской Училища.
Заведовал художественно-промышленным отделом при ЦНОПС и Кустарным музеем ВСНХ, где дедушка работал по совместительству с 1921 по 1927 год.
Ф.Ф.Федоровский (1883–1955) – театральный художник, народный художник СССР
и действительный член АХ СССР, педагог.
В 1907 году окончил Строгановское училище с золотой медалью. Вел приготовительные классы, преподавал курс творческого рисования и в декоративно-театральной мастерской. Превосходный колорист, обладавший пространственным, композиционно-пластическим мышлением. Мастер художественного оформления спектаклей, а также революционных празднеств и физкультурных парадов на красной площади.
Вместе с братом дедушки Константином исполнял по заказу Великой Княгини Елизаветы Федоровны проект походной церкви.
Ф.О.Шехтель (1859–1926) – архитектор, живописец, график, сценограф. Академик, один из  наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве.
Ученик МУВЖЗ с1875 по 1878 год. С 1896 по 1918 вел в Училище курс композиции, на котором учился дедушка.
Д.А.Щербиновский (1867–1926) – русский живописец-импрессионист, педагог.
Воспитанник Академии художеств. Преподавал в Строгановском училище с 1904 года. Вместе с  К.К.Первухиным руководил фигурным и натурным классами.
Заметим, что за небольшим исключением, все указанные художники прожили долгую творческую жизнь.

К.К.Первухин

К.К.Первухин оказал большое, если не сказать решающее влияние, на становление как художника и педагога неопытного, но, безусловно, одаренного подростка Н.Тихонова. Именно К.К.Первухин заложил в него те основы профессиональной этики, творческого и неординарного подхода к своей профессии, моральный и нравственной ответственности перед обществом, которые способствовали превращению дедушки в многопланового художника и талантливого педагога.
Приведем цитату из статьи «Константин Первухин», опубликованной в интернете на одном из сайтов: «Его прелестные произведения, к сожалению, имели значительно меньший успех, чем тот, какой они заслуживали», – писал Аполлинарий Васнецов о пейзажах Первухина, живописца, принадлежавшего к младшему поколению художников-передвижников.
С творчеством этих художников, выступивших в конце 80-х годов прошлого века, связаны новые тенденции в русской реалистической живописи – к эмоционально-лирическому восприятию окружающей действительности и к непосредственному живописному его воплощению. Обращаясь к изображению природы, художники стремятся уловить и передать тончайшие оттенки настроения пейзажа, совершенствуют живописные средства. Именно к этому времени относится пробуждение особого интереса к колориту, к красочному богатству окружающего мира.
Первухин быстро создает себе репутацию хорошего рисовальщика пером, очень строго относящегося к своей работе. Но его влекло к краскам, к живописи, к этюдам с натуры. Как художник он сформировался в эпоху, когда в живописи большое значение начинали придавать краскам, колориту.
Константин Константинович Первухин был не только тонким художником – он был талантливым педагогом. В 1902 году художник получает приглашение в Москву, в Строгановское училище на должность преподавателя по классам так называемого академического рисования, то есть рисования с гипсовых слепков, антиков и натурщиков. То обстоятельство, что Первухин
не прошел никакой крупной художественной школы, не кончил Академии, сыграло определенную роль в его преподавательской деятельности. В педагогические приемы он не внес никакой рутины. Современник вспоминал о нем: «Первухин полагал, что преподаватель-художник должен постоянно учить и, главное, всесторонне развивать своих учеников, раскрывая перед ними все новые и новые, неведомые им горизонты… Он хотел, чтобы учащиеся прониклись не только красотой модели, но чтобы они знали, какого стиля, какой эпохи рисуемый антик, где он находился, какие мифы с ним связаны. Он указывал на чистоту линий, красоту светотени или колорита, на важность знания анатомии, перспективы, вообще всего того, что столь необходимо знать художнику» .
Следует отметить, что К.К.Первухин был не только отличным пейзажистом, но
и страстным фотографом – членом Русского фотографического общества.
В книге Е.Н.Шульгиной и И.А.Прониной приводятся воспоминания учеников
о преподавателе  К.К.Первухине: «Учившийся в Строгановском училище с 1899 по 1906 г. В.С.Воронов в своих мемуарах так отзывается о К.К.Первухине: «Фигурный класс вел Первухин
– художник скромный и умный… Первухин был деликатен, настойчив и требователен. Он почти не шутил и не смеялся. Тихо подсаживался на соседний табурет, зорко оглядывал начатый рисунок и критиковал его долго, жестко и вполголоса, как будто чему-то удивляясь и чуть, едва заметно, раздражаясь. Он требовал от рисующих большой сосредоточенности… Первухина уважали и старались работать так, как он требовал: сосредоточенно, деловито, спокойно».
… Подробнее о методе Первухина рассказал строгановец Н.Г.Тихонов: «Он прививал нам сознательное отношение к предмету, который мы рисовали, – следил, чтобы мы не срисовывали механически. Щербиновский приучил нас к очень строгому построению, а Первухин развивал
у нас более творческое восприятие вещей, следил, чтобы мы ясно представляли себе, какой предмет мы видим и как его нарисовать. Когда он замечал, что ученик рабски копирует, бессознательно воспроизводит то, что видит, он употреблял особый прием. Такой случай был
 со мною. Однажды подходит ко мне и говорит: «Дайте ваши руки, – загните их назад». Я загнул руки за спину и слышу, – он кладет в них какой-то предмет, – «Пощупайте его хорошенько
и нарисуйте». Я чувствую, что это маленькая вазочка. Я ее не вижу, но ощущаю форму. И знаю, что ее надо нарисовать, т.е. не видя ее, построить форму сознанием» . 
Впоследствии все эти приемы и методы преподавания дедушка широко и активно использовал в своей повседневной педагогической практике.

Ученик Н.Тихонов

Учился дедушка на «хорошо» и «отлично». В его архиве сохранился похвальный лист ИСЦХПУ № 3119 от 18 декабря 1913 года, выданный ученику VI класса Тихонову Николаю за отличные успехи по общеобразовательным предметам и поведение.
Занятий было много, везде надо было успеть – учеба в классах, работа в мастерских Училища. Дедушка увлеченно занимался в фарфоровой, керамической, скульптурной, декоративно-живописной и декоративно-рисовальной мастерских. Охотно посещал мастерские художественной обработки кожи и изделий из рога и графических искусств – все было в новинку и очень интересно. Преподаватели мастерских В.Е.Егоров, Н.П.Гаттенбергер, С.С.Голоушев
и М.В.Ружейников всемерно способствовали развитию его профессиональных навыков при работе с разнообразными материалами, что очень пригодится дедушке в дальнейшей творческой жизни.
Сохранились рисунок женского торса, выполненный им по всем канонам академического рисования, а также изображение фрагмента металлического кувшина, сделанное с натуры
в 1910 году. Поражает тончайшая, филигранная графика рисунка тушью, точно подобранная гамма цветовых вставок и проработанность мелких деталей.
Предположительно, к этому же времени относится и натюрморт «Розы и фарфоровая кружка», хранящийся в архиве дедушки.
Написанный гуашью, он представляет собой законченную композицию, выполненную
в приглушенных тонах коричневого оттенка. Затененные распускающиеся бледно-красные
и белые розы тонально сочетаются с фарфоровой кружкой, немного выдвинутой на передний план и уравновешенной по цвету белой розой в правой верхней части картины. В целом это полотно оказывает на зрителя некое умиротворяющее и расслабляющее воздействие.
К сожалению, полотно требует реставрации.

«Старые годы»

С 1907 года дедушка начал заниматься самообразованием – он постоянно штудировал иллюстрированный журнал «Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины», который издавался в Санкт-Петербурге. Этот искусствоведческий журнал публиковал превосходные по своей глубине и охвату тем материалы по истории русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, статьи о великих мастерах, а также описания различных коллекций.
Большое внимание в журнале уделялось проблемам сохранения памятников искусства
и старины России. Среди сотрудников журнала были Н.А.Бенуа, В.А.Верещагин, Н.Н.Врангель, И.Э.Грабарь, А.Н.Кубе, В.Я Курбатов, Н.К.Рерих, С.Н.Тройницкий, С.Р.Эрнст и другие известные деятели русского искусства.
Тщательно изучая каждый выпуск журнала «Старые годы», дедушка начал вести своеобразный дневник, в котором он по месяцам кратко записывал содержание номеров журнала
и темы, которые особенно привлекли его внимание.
В 50-е годы он восстановит записи старого дневника под названием «Старые годы». Вот, например, часть конспекта, относящаяся к сдвоенному выпуску журнала «Старые годы» за июль
– сентябрь 1912 года . Записи приведены в оригинальном изложении (в скобках даны примечания автора).
«1912 г. июль – сентябрь.
Врангель – «Иностранцы XIX в. в России» (статья барона Н.Н.Врангеля «Двенадцатый год и иностранные художники XIX века в России»).
Живопись: Лангрене мл. Куртейль, Верне, Дуарио «Бородино» и до., Митуар, Свебах, Ризенер, Пеншон, Крюгер, Толике, Гольпейн, Гампельн, Дау, Людернер, Шварц, Робертсон, Молинари, Виги, Гампельн – «бытовые идеи» и др.
Фалькерзам – «Реликвии Александровского времени» (статья барона А.Е. Фалькерзама «Реликвии Александровского времени в Петербургском Эрмитаже»).
Сандалия Наполеона, предметы Н.: печать, золотая табакерка, фарфоровая посуда. Чернильница и хрустальный бокал короля Жерома. Рельеф из слоновой кости 1814 г. Танкр.
– «Бронзовый бюст Александра I».
Игорь Грабарь «Ранний Александровский классицизм и его французские источники». Проекты Леду, проект Пьера Бернар, Тома де Томон, Фродо, Бурдель, Ларсоннер, Собр. Муат, Захаров, Стасов, Алекс. Горюнов, Росси, Воронихин.
Д. Рош – «Этюды Ланглуа для панорамы 1812 г.», наброски крестьян, пожар Москвы. Церковь в Красном, Вязьма, Смоленск, Орша.
В.Курбатов – «Классицизм и Ампир» («Пертовский дворец», сгоревший 23/IV 1912 г.).
Н.Лансере – «Художественная роспись в Троншире».
  Впечатляет широта интересов и глубина проникновения в изучаемый материал – здесь упоминаются не только русские живописцы, скульпторы, прикладники и искусствоведы, но
и знаменитые, а также малоизвестные представители европейского искусства – голландцы, немцы, французы, итальянцы, англичане.
Отметим, что в 1912 году дедушке было всего 19 лет. Поражает его внутренняя самодисциплина и стремление к углубленному изучению истории искусств. Хотя бы только одно такое подробное прочтение выпусков этого журнала вызывает неподдельное восхищение.

Каникулы

В Училище не давали скучать ученикам и летом на отдыхе. Они должны были зарисовывать с натуры флору и определенные оригинальные предметы в специальный альбом на 40 листов, который выдавали на лето каждому ученику. И делать это они должны были
не формально, а с творческим подходом и выдумкой.
Отдыхая в Вербилках, дедушка с большой охотой заполнял все 40 листов альбома всевозможными рисунками с натуры, включая садовые и полевые цветы, отдельные фрагменты понравившихся ему пейзажей, привлекшие его внимание предметы домашней утвари и изделия из фарфора. Благо, что под рукой всегда находился необъятный в этом отношении материал, надо было просто выйти к цветам во дворе, пойти в лес, на луга или берег Дубны, найти в доме тот предмет, который был необходим ему для зарисовки.
Эти упражнения он запомнил на всю жизнь и часто пользовался ими в своей педагогической и творческой работе.

Увлечения

Одним из преподавателей дедушки был К.К.Первухин, член Русского фотографического общества с 1910 года. Именно он стал для Николая и первым учителем фотографии, которой он будет плодотворно заниматься на протяжении всей жизни.
Еще одним увлечением для молодого человека стало оперное искусство – молодежь Строгановского училища часто ходила в оперу. Николай, слушая прекрасную музыку, постоянно открывал для себя все больше нового, интересного и завораживающего, питающего его вдохновение и стремление создавать прекрасное.

Дела житейские

Но не учебой единой жил в Москве дедушка. Иногда приходилось заниматься и сугубо житейскими проблемами. Так, согласно установленным МВД Российской империи жестким правилам, любой приезжий человек был обязан проходить раз в полгода регистрацию по месту своего проживания в столице. Раз в полгода Н.Тихонов получал в канцелярии ИСЦХПУ свидетельство на прожитие в городе Москве, подписанное Н.В.Глобой, и отвозил его приставу того полицейского участка, на территории которого он временно проживал.
Пристав выдавал листок бумаги, на котором в оттиснутой печати участка проставлял место жительства и статус заявителя. А проживал дедушка вместе с братом Константином в съемной комнате у своей родственницы М.Ф.Бутыриной в Уланском переулке, дом Красковского, № 7.
В течение полугода он не расставался с этой бумагой, подтверждавшей его полноправное
и законное пребывание в Москве.
Чтобы набраться опыта в работе с различными материалами, Николай с 1908 года по совету и рекомендациям старших братьев стал трудиться в товариществе ярославских купцов Оловянишниковых. Эта работа продолжалась практически до окончания  Училища и позволила ему приобрести неоценимый производственный и практический опыт, который был использован им сполна на протяжении всей дальнейшей творческой жизни.

Товарищество Оловянишниковых

Торгово-промышленное товарищество «П.И.Оловянишникова сыновья» внесло значительный вклад в развитие русского религиозного искусства в конце XIX – начале XX веков.
Московская фабрика товарищества выпускала различную церковную утварь и была официальным поставщиком Российского императорского двора.  Она пользовалась широкой известностью – среди ее заказчиков были не только члены императорской фамилии, но
и церковные иерархи, видные представители дворянства, промышленников и купечества, монастыри и храмы.
Дедушке снова везет. Он встречается и работает рядом с С.И.Вашковым, выпускником Строгановского училища, который еще не окончив Училища, становится начальником художественного отдела фирмы братьев Оловянишниковых.
Именно С.И.Вашков создал уникальный, с безупречным художественным вкусом, «русский стиль» церковной утвари фирмы Оловянишниковых, национальный по духу
и основанный на традициях русского народного декоративно-прикладного искусства.
Николай впитывает и реализует на практике идеи С.И.Вашкова о всемерном использовании богатейшего наследия и ценностей русского народного творчества с учетом тенденций его современного развития.
В 1913 году дедушка привлекается С.И.Вашковым к работе над крупным заказом Товарищества, который заключался в разработке интерьера церкви, сооружаемой по проекту академика архитектуры В.А.Покровского. Он разрабатывает эскизы и проекты настенных росписей, иконостасов и предметов церковной утвари. Часть работ он выполняет в мастерских Училища. Работа была сложной и напряженной, длилась вплоть до призыва его в царскую армию в 1917 году. А надо было еще успевать учиться и сдавать различные переходные экзамены.
В апреле 1915 года он даже подавал прошение директору ИСЦХПУ о переносе одного из экзаменов на более поздний срок. Ему высочайше было разрешено отложить экзамен
с представлением работы до середины ноября 1915 года.
Но дедушка трудился не только в товариществе Оловянишниковых – способного молодого человека привлекли к художественным работам на строительстве нового здания Брянского (ныне Киевского) вокзала.

Брянский вокзал

Первое здание Брянского вокзала было открыто в июне 1899 года. Оно получилось неказистым и, по мнению многих горожан, не соответствовало столичному статусу. В 1912 году было принято решение о строительстве нового здания вокзала, закладка которого состоялась накануне Первой мировой войны – в мае 1914 года.
Здание вокзала создавалось с 1914 по 1918 год, и было построено в стиле неоклассицизма
с элементами ампира.
К проекту были привлечены многие известные деятели искусств. Архитектурный проект разработал инженер и архитектор И.И.Рерберг, проект дебаркадера и перекрытий залов
– знаменитый инженер В.Г.Шухов, роспись залов проводили И.И.Нивинский и Ф.И.Рерберг
с участием других художников.
К настенной и плафонной росписи и был привлечен Н.Тихонов. Там он впервые встретился и познакомился с И.И.Нивинским, с которым он будет работать и в последующие годы. Эта работа, как и в товариществе Оловянишниковых, будет продолжаться до призыва дедушки в царскую армию в 1917 году.

Преподаватель Н.Г.Тихонов

В старших классах Училища у Николая проявилось еще одно его качество, о котором он раньше и не подозревал. Он мог доходчиво и просто объяснить соученикам непонятные для них вопросы, возникающие в ходе обучения. Преподаватели не раз замечали, что вокруг него собираются ученики, которым он с готовностью объяснял суть поставившего их в тупик вопроса.
В 1915 году ему было предложено вести занятия на подготовительном отделении Училища, и он с радостью становится его преподавателем, приобретая, таким образом, необходимый жизненный и педагогический опыт.
1916 год был для дедушки счастливым и одновременно тревожным. Он блестяще оканчивает ИСЦХПУ – ему присуждается звание «Художник прикладного искусства» с золотой медалью и вручается диплом первой степени за № 3182 от 25 ноября 1916 года.
Он получает звание «Ученый рисовальщик» и становится полноправным художником по прикладному искусству со всеми правами, присвоенными этому званию.
По рассказам дедушки, его даже предполагалось направить в заграничную творческую командировку для стажировки в Италии, но при сложившихся обстоятельствах (война в Европе
и скорый призыв его в армию) это было неосуществимым мероприятием – незачем было стремиться сделать то, что невыполнимо.
Одновременно он становится преподавателем ИСЦХПУ, в канцелярии которого осенью 1916 года было заведено дело № 119 об определении на службу преподавателями художественных предметов выпускников А.И.Гущина, В.В.Потанина, Н,Г.Тихонова.
Чего лучше можно было желать «золотому» выпускнику Николаю Тихонову – перед ним открывались широкие просторы для его дальнейшего совершенствования и развития как художника и педагога. Но светлое будущее было омрачено серой прозой будничной жизни.
В октябре 1916 года заканчивалась упомянутая выше отсрочка от воинской службы – по призыву Николай должен был пойти в армию еще в 1913 году.
Руководство Училища предприняло героические усилия по освобождению от призыва молодых преподавателей Гущина, Потанина и Тихонова. Н.В.Глоба неоднократно писал письма
в Учебный отдел Министерства торговли и промышленности, в чьем ведомстве находилось Училище, и в Контору по управлению Двора Ея Императорского Величества Великой Княгини Елизаветы Федоровны, под покровительством которой было Строгановское училище,
и в Генеральный штаб русской императорской армии.
Но военная машина Империи работала четко и слаженно – Глобе Управляющего двором был суров и неумолим: «И.д. Начальника Генерального штаба письмом от 28 декабря № 81102 уведомил меня, что он, к сожалению, не имеет возможности …сделать отсрочки от призыва преподавателям ИСЦХПУ Гущину, Потанину и Тихонову, т.к. названные военнообязанные  принадлежат к молодым, особенно ценным для пополнения армии, возрастам» .
Дата, подпись. Все очень просто – молодые талантливые художники и педагоги, уже имеющие большой опыт художественной и преподавательской работы, были нужны Молоху империи как необученное пушечное мясо.
Для Николая Тихонова начинался новый этап в его жизни – пора окончательного возмужания и выбора дальнейшего жизненного пути.

Произведение создано 19.01.15 в 10:29 по местному времени.


   


Рецензии