39-3. Как сохранить своё лицо и своё достоинство

39-3.

КАК СОХРАНИТЬ СВОЁ ЛИЦО И СВОЁ ДОСТОИНСТВО

Мудрецы постоянно говорили мне, что в жизни нужно всегда сохранять независимость и не попадать ни под чьё влияние. Только тогда человек может быть полностью свободным, когда он держится только своих убеждений. Но убеждения могут исходить только из чистого сердца, поэтому, чтобы очистить своё сердце, его следует освободить от всего искусственного и оставить в нём только своё природное. А это природное и есть сама доброта человека.

Долгое время я не мог понять, о чём идет речь. Но как-то, вчитываясь в философские сочинения Чжуанцзы, я как бы мысленно почувствовал его присутствие рядом с собой, и вступил с ним в беседу, задавая вопросы.

- Я думаю, - сказал я, - что для того, чтобы познать Истину, нужно стать мудрецом, а для того чтобы быть мудрецом, необходимо обрести личную внутреннюю свободу. Я слышал, что только мудрец, отдавая себя общественному благу, способен подняться до истинного природного начала. Но, как мне кажется, самое сложное состоит в том, какой путь выбрать: следует ли заниматься только собой, совершенствуя себя, или же нужно отдаться служению ближнему, и творить людям добро.

- А разве нельзя совместить эти пути? – в свою очередь спросил меня Чжуанцзы.

Об этом он потом сказал мне через свои писания, как бы выразив  своё отношение к миру.

ОТНОШЕНИЕ
 
Конфуций говорил с чиновником в почёте,
Который был в очередной раз снят с работы:
- «Что чувствуете вы сейчас? И как живёте»?
По парку весело гулял тот без заботы.

- «Чем лучше я других? – ответил тот с улыбкой, -
Не мог я отказаться, когда мне  пост давали,
Вед наша служба зиждется на почве зыбкой,
Не смог и удержаться, когда её отняли.

Зависит в жизни многое не от нашей воли:
Что отнимается у нас, и что даётся.
Нам нужно покоряться всем неизбежной доли,
При этом не печалиться - лишь остаётся.

Чем лучше я других? – я этого не знаю,
В чём ценность, в службе иль во мне? – я сомневаюсь, -
Как ценят меня люди, иль презирают?
Колеблюсь я, не сплю, и всё понять пытаюсь».

Конфуций, слова слыша, в сердце размышляет:
- «С ним споры знающему знанья не помогут,
Его жизни превратности не огорчают,
И воры в расхищение вовлечь не смогут.

Он даже не печалится, покинув службу, 
С сердцами его душу связывают нити,
За честь считает каждый завязать с ним дружбу,
Глядит как с высоты вершины на событья. 

От ранга иль жалованья нет в нём измененья,
Там, наверху, препятствий дух его не знает,
При низком положении не чувствует стесненья,
В глубине источника он не промокает.

Вот, кто достоинствами всеми обладает!
Как небо и земля богатствами своими
Он в изобилье всегда делится с другими.
Чем больше отдаёт, тем больше получает».

Но для того чтобы быть свободным, нужно быть независимым от сильных мира сего.  Поэтому мудрец всегда живёт в одиночестве. Другой философ Лецзы согласился с ним, заявив, что нужно находить в себе силы, чтобы отказывать властям.

ОТКАЗ

Мудрец Лецзы, попав в нужду, дошёл до истощенья,
Об этом царь Цзыян узнал, читая донесенье,
Соображал он: «Что народ скажет, когда узнает,
Что мудрецы в стране от истощенья умирают»?
Сказал слуге, решив проса послать, чтоб торопился,
Лецзы, посланника увидев, дважды поклонился.
Не принял царский дар он и от подарка отказался,
Посланник с этим просом к царю ретировался.
Войдя в дом, жена накинулась на Лецзы с упрёком:
- «Как жизнь смогла прожить я с таким мужем недалёким?
Я думала, что семья мужа, постигшего ученье,   
В обычной жизни обрести покой и радость может,
Что за судьба с вами?! Я вижу всегда одно мученье!
Вы отказались от даров, кто нам сейчас поможет»?
Мудрец Лецзы с улыбкой, выслушав жену, ответил:
- «Царь шлёт в подарок просо мне, а сам меня не видел,
Что в государстве люди голодают - не приметил,
Он знает всё о людях с чужих лишь слов, как я увидел,
С чужих же слов он обвинит меня и в преступленье,
Могу ль принять я от него такое подношенье?»
Прошло немного времени, восстал народ Цзыяна,
Убив царя из-за лицемерия и обмана.

И наконец, как говорил Чжуанцзы, мудрец должен обладать безграничной добротой. Об этом он мне тоже сказал во время нашей встречи.

 
ДОБРОТА МУДРЕЦА

Янь Юаню нравилось с Конфуцием встречаться,
При встречах спрашивает того, тот отвечает:
- «Почему сейчас все люди в мире суетятся?
Никто друг друга не провожает, не встречает»?

- «Все люди целостностью в прошлом веке обладали,
Лишь внешне, не внутри все изменения имели.
Поэтому-то в суете себя не проявляли,
Поставлены в них глубже были внутренние цели.

Сейчас внутри не перестают все изменяться,
А внутренние цели сменились на простые,
Чтоб их добиться, в поте лица все суетятся,
Поэтому все в мире - похожие такие.

Но тот, кто внутренне в себе не может измениться,
Тот развивается с вещами всеми вместе,
Любым он внешним измененьям может покориться,
Но в глубине души останется на месте.

Такой мудрец вреда никому в мире не наносит,
Он с добротой всех провожает и встречает,
Он делает всегда то, что другие его просят,
И на добро добром ему все отвечают».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии