Помни предков своих. Революционные годы

Юнкер Н.Тихонов   

Для Николая Тихонова мирная жизнь заканчивается в начале 1917 года, когда он покидает стены альма-матер.
К большому сожалению, в личном архиве дедушки не осталось никаких бумаг, связанных с его службой в царской армии. Запрос в Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) тоже не принес никаких результатов – в ответе было сообщено, что, по данным научно-справочного аппарата, сведений о военной службе Н.Г.Тихонова нет.
В феврале 1917 года после призыва в царскую армию дедушка был зачислен в московское Александровское военное училище, готовившее офицеров пехоты и расположенное на улице Знаменка.
С началом Первой мировой войны обучение юнкеров в училище было сокращено с двух лет до четырех месяцев. Было разрешено принимать в училище не только дворянских детей, но
и молодежь других сословий. Юнкера занимались математикой, физикой, химией, черчением. В числе специальных предметов они изучали  тактику, воинские уставы, военную топографию, полевую фортификацию, сведения об оружии и военную гигиену. Изучение Закона Божьего, русского и иностранных языков, военной истории было упразднено.
Учиться дедушке было не в тягость  – за плечами он имел солидную школу Строгановского училища. В некоторых вопросах он был намного компетентнее, чем его преподаватели, но тактично не выказывал своих собственных суждений.
Выпуск из училища состоялся в начале июня 1917 года. Прапорщик Н.Г.Тихонов направляется в 7-ю роту 131 пехотного запасного полка (п.з.п.), расквартированного в Н-ском городе Троицке.
Страстно увлекавшийся живописью, он даже в строгих армейских условиях находил возможность и время для занятий своим любимым делом. Так появились его акварели «Автопортрет. Троицк. 1917 г.» и «Ветряные мельницы.1917 г.».   
На автопортрете изображен еще совсем недавно гражданский молодой человек, уже познавший тяготы воинской службы. Строгое, спокойное, гладко выбритое лицо будто говорит
о том, что он уже подготовился к отправке на фронт. Вот только напряженно смотрящие вдаль глаза и немного отрешенный взгляд говорят о его переживаниях и заботах об оставленных дома матери и родных. 
Мотив темы «Мельниц» явно резонирует с его автопортретом. Акварель написана
в бледных сине-зеленоватых тонах. Хмурое небо создает ощущение какой-то неясной тревоги, которая усиливается бездвижно висящими лопастями ветряков. Они, как и автор акварели, ждут ветра – никто еще не знает, каким он будет: то ли ураганом, сносящим все на своем пути, то ли попутным, благоприятным ветром, приносящим только добро и благие вести… 
В августе прапорщик Н.Г.Тихонов был зачислен в регулярный 131-й пехотный Тираспольский полк 33-й пехотной дивизии и направляется в действующую армию.
Перед отправкой на фронт дедушка посылает свою фотографию во френче с непременным офицерским кортиком хорошо знакомой ему по Уланскому переулку девушке Лиде Лгаловой
с лаконичной надписью на обороте: «На добрую память Лиде от воина-друга  г. Троицк 1917 г. август 1-го. Н.Тихонов». Эта фотография сыграет не последнюю роль в его дальнейшей судьбе.

Юго-Западный фронт 

Прапорщик Н.Г.Тихонов попал в действующую армию, мягко говоря, в весьма непростое, смутное время.
После победы в России Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года боевые действия на Восточном фронте между Антантой (Россией и Румынией)  и Центральными державами (Германской империей, Австро-Венгрией, Османской империей, Болгарским царством)  привели к тому, что трехлетнее противостояние на австро-венгерском фронте завершилось крахом замыслов русского верховного командования. Наступление Антанты на австро-венгерском фронте летом 1917 года было бездарно провалено Временным правительством.
Дедушка был определен взводным в 7-ю роту 131-го пехотного Тираспольского полка.
В полку большое влияние имел солдатский комитет, с которым пришлось столкнуться и новому прапорщику. Но он поставил свою работу таким образом, что претензий к нему со стороны комитета практически не было.
Имея от природы мягкий, уравновешенный, но твердый характер, настоянный на демократических традициях Строгановского училища, дедушка относился к своим солдатам как
к младшим товарищам, но без фамильярности и того духа старого офицерства, когда солдата почитали разве лишь безмолвной и бесправной вещью. Он требовал от солдат беспрекословного исполнения всех приказов, но делал это таким образом, чтобы солдат прочувствовал и понял всю необходимость исполнения поставленной перед ним задачи.
И когда начались беспорядки в войсках, вызванные общей неразберихой, действиями провокаторов различных мастей, упадочническими настроениями в армии и нежеланием воевать, он был спокоен за свое ближайшее будущее. Ведь уже были случаи, когда солдаты, доведенные до отчаяния,  самосудом расправлялись с неугодными командирами и офицерами, поднимая их на штыки или просто стреляя в спину.
Однажды он спросил своих солдат, почему они не трогают его, и услышал в ответ простое, но емкое объяснение: «Егорыч, мы тебя не тронем – ты к солдатам хорошо относишься
и не тиранишь».
Несмотря на всю сложность положения, а, может быть, вопреки этому, прирожденный художник Н. Тихонов  и здесь нашел возможность поработать с красками и бумагой. Он пишет цикл из небольших акварелей, удивительных по своему лирическому звучанию, под общим названием «Лесистые Карпаты. 1917 г.». Кажется, что  сама дивная природа осенних Карпат вдохновляла его на творение прекрасного.
Этюд «Березки» построен на цветовом и композиционном контрасте двух воздушно-прозрачных белоствольных тонких березок, будто парящих над расположенными ниже светлыми и темными цветовыми пятнами других изображенных деревьев, и гряды пологих голубовато-синих холмов, вереницей уходящих за светлеющий горизонт. Хрупкость березок как будто подчеркивает бренность мирской жизни, а молчаливая угрюмость холмов олицетворяет вечное безмолвие и бесконечность самого бытия.
Светлая лиричность акварели, кажущаяся неправдоподобной, заставляет забыть о том, что вокруг идет кровопролитная война, и словно утверждает будущую победу светлых сил природы над темным царством.
В этюде «Вид на долину» главное место в композиции занимает сине-зеленый утес, покрытый редколесьем и отодвинутый на второй план в правой части этюда.
Тем не менее, это не нарушает общей стройности изображения, так как цветовая гамма утеса уравновешивается и оттеняется резко контрастирующими с ним верхушками деревьев, расположенных ниже и пылающих оранжевым. А изображенные в средней части этюда фиолетово-зеленые холмы придают законченность такой композиции.
Однако и здесь чувствуется дыхание войны – горящие ярким огнем верхушки деревьев на переднем плане и клубящееся бледно-красное облако над сияющими вершинами гор далеко на горизонте символизируют ее безмолвное, давящее, неумолимое присутствие даже в таком идиллическом месте.

Возвращение

Несмотря на то, что русская армия еще вела разрозненные боевые действия во второй половине1917 года, к концу года она прекратила свое существование – развал армии привел
и к развалу Российской империи.
В декабре 1917 года Советское правительство заключило сепаратное соглашение
о перемирии с Германией и её союзниками. В начале марта 1918 года был подписан унизительный Брестский мирный договор, по которому Россия теряла обширнейшие территории,  должна была выплатить контрибуцию в размере 6 миллиардов марок и признать независимость Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии.
Многие люди в бурном потоке событий того непростого времени теряли всяческие жизненные ориентиры, бросали весла своей лодки и неслись неизвестно куда по бурным волнам штормового моря.
Но только не бывший прапорщик Н.Тихонов. Еще в армии, он точно определил для себя дальнейшие задачи и цели и знал, что теперь будет делать. Ненадолго вернувшись в родные Вербилки и успокоив с тревогой ждавшую его возвращения маму, он направляется в Москву
и принимается за намеченные дела.

Непростое время

28 января 1918 года был принят декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) «Об организации Рабоче-крестьянской Красной армии».
С мая 1918 года по приказу наркома по военным и морским делам Л.Д.Троцкого была введена принудительная мобилизация бывших офицеров царской армии. Все они были поставлены под жесткий учет и контроль.
Не избежал этой участи и бывший прапорщик Н.Г.Тихонов. Уже в августе 1918 года он получает в Центральном комиссариате городского района Москвы явочную карту № 9068 для бывших офицеров взамен отобранного вида на жительство без права выезда из Москвы
и указанием, что за «… неявку в указанный срок виновные отвечают по всей строгости революционных законов». При этом срок явки на сборный пункт указан не был.
В сентябре на обороте этой явочной карты появляется следующая запись: «От призыва на действующую военную службу освобожден впредь до особого распоряжения как учащийся, предъявивший Удостоверение № 2476 Училища Живописи, Ваяния и Зодчества от 21-го Сентября 1918 года».
Оказывается, дедушка поступил в МУВЖЗ! Он никогда об этом не рассказывал, но факт остается фактом – какое-то время строгановец Н.Г.Тихонов был учащимся этого учебного заведения.

Трудовые школы

В октябре 1918 года ВЦИК издал Декрет «О единой трудовой школе РСФСР», который почти на десятилетие определил направление развития народного образования в стране Советов.
Основой школьной жизни стал производительный общественно-необходимый труд детей. При этом обучение должно было носить общеобразовательный политехнический характер,
а физическому и эстетическому воспитанию детей уделялось особое внимание.
Все прежние типы школ были заменены на трудовые школы 1-й ступени для детей от 8 до 13 лет с 5-летним курсом обучения и 2-й ступени для детей от 13 до 17 лет с 4-летним  курсом. Сюда же включили детские сады для детей 6-8 лет.
Обучение было бесплатным, совместным для обоих полов. Было запрещено задавать на дом выполнение обязательных работ и уроков. Все виды экзаменов (вступительные, переходные
и выпускные)  отменялись.
В ноябре 1918 года дедушка становится учителем рисования в 1-й и 3-й советских трудовых школах 1-й ступени. В начале 1919 года он назначается учителем в 11-ю (бывшую Мариинскую) и 22-ю (бывшую Неглинную) советские трудовые школы 1-й ступени.
В течение 1918 года по заданию Агитационного отдела ВЦИК, для работы с которым его рекомендовал известный нам И.И.Нивинский, он разрабатывает эскизы и делает росписи агитационных плакатов на Ярославской железной дороге.
А еще в 1918 году для него произошло знаковое и волнующее событие, определившее на все оставшиеся годы его надежный тыл и опору.  Николай сделал Лидии Лгаловой предложение руки и сердца, которое она с радостью приняла. Они венчались в Храме Святителя Николая Мирликийского в Дербенёве, который находился по соседству в том же самом Уланском переулке.

1919 год

Этот год становится важной вехой в жизни молодого художника и педагога Н.Г.Тихонова.
В июне в молодой семье на свет появляется первенец – дочь Валентина, будущая мама автора.
Н.Г.Тихонов становится членом Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности и участвует в XI Государственной выставке «Работы Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности» в Москве.
180 художников, включая таких мастеров,  как Н.Д.Бартрам, В.А.Ватагин,
Л.В.Маяковская, Н.П.Пашков, А.М.Родченко, А.П.Фаберже, Е.Ф.Шехтель, выставили 1070 своих произведений декоративно-прикладного искусства.
Дедушка под номером 931 каталога выставки представил Nature morte (натюрморт).
Вновь, как и ранее (1915–1917 годы), он начинает работать вместе с И.И.Нивинским, тогда заведующим Художественным подотделом Отдела Агитпарпоездов ВЦИК. Тема была ответственная и очень интересная с точки зрения художника-прикладника – художественное оформление агитационно-инструкторских поездов и пароходов. Здесь можно было не только показать свое умение отличного исполнителя чужих замыслов, но и проявить творческий подход
и оригинальность авторских решений в выполнении поставленных задач.
Но прежде в судьбе дедушки произошли события, которые могли бы круто изменить его жизнь.

Высшая школа военной маскировки

В январе 1919 года мирная жизнь молодого преподавателя трудовых школ Н.Г.Тихонова вновь была нарушена вызовом повесткой в Московский окружной военный комиссариат. Поскольку дедушка служил в советской трудовой школе, то он по постановлению приемной комиссии комиссариата был освобожден от призыва.
Но на этом история не заканчивается – дедушка в сентябре все-таки призывается на действительную военную службу и направляется в Высшую школу военной маскировки (ВШВМ) в качестве прикомандированного военного художника в звании командира взвода, то есть поступает на военную службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию (РККА).
В Российском государственном военном архиве (РГВА) нашлись данные о службе Н.Г.Тихонова в РККА в межвоенный период только в виде «Краткой записки» о войсковом художнике маскировщике ВШВМ и учетная карточка воинского билета № 13333, датированные 1923 годом.
Однако в его архиве документов сохранились уникальные подлинники,  которые и были использованы для описания дальнейших событий того времени.
В личной карточке члена (кандидата) Союза Советских Художников, составленной
и подписанной дедушкой 2 января 1962 года, написано, что он поступил на службу в Красную Армию 1сентября 1919 года и прослужил в ней ровно 3 года.
В удостоверении № 19312/с, выданном ВШВМ 2  декабря 1919 года, указывается, что тов. Тихонов «… действительно состоит в прикомандировании в Высшей Школе Военной Маскировки Рабоче-Крестьянской Красной Армии…».
Еще более уникально по своему содержанию и полностью соответствует революционному духу того времени следующее удостоверение № 12, выданное дедушке 16 ноября 1919 года  бюро Вербилковской ячейки РКП /б/: «Вербилковская ячейка РКП /б/  рекомендует т. Тихонова Николая Георгиевича как честного и активного работника и стоящего на платформе Советской Власти».
Но и это еще не конец данной истории. В художнике Н.Г.Тихонове было заинтересовано
и самое могущественное ведомство молодой  Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР) – ее Всероссийской центральный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (ВЦИК).
17 декабря 1919 года Военный отдел Издательства ЦИК выдает Н.Г.Тихонову за подписью члена Коллегии этого отдела Я.И.Бурова удостоверение № 271 для представления в Военно-технический Комиссариат. В нем говорилось, что «… он является незаменимым специалистом по росписи Литературно-Агитационных поездов Военного Отдела Издательства ЦИК, отправляемых на фронт».
И дедушка начинает трудиться в Военном Отделе Издательства ЦИК, о чем свидетельствует следующее удостоверение № 6336, выданное ему Отделом агитационно-инструкторских парпоездов ВЦИК 3 апреля 1920 года: «Дано сие художнику Высшей Школы Военной Маскировки Рабоче-Крестьянской Красной Армии тов. Н.Г.Тихонову, прикомандированному к Отделу Агитационно-Инструкторских парпоездов ВЦИК, в том, что он работает по декоративной росписи Агитационно-Инструкторских поездов ВЦИК».
В заключение отметим один примечательный факт. Когда в сентябре 1922 года дедушка демобилизуется из РККА, то в его учетно-воинском билете в 1923 году делается следующая многообещающая запись: «Уволен в бессрочный отпуск».
Дедушка как офицер запаса будет еще не раз привлекаться к выполнению различных армейских работ. Так в 1934 году он приказом № 147 по I-му Отдельному Маскировочному батальону  получает благодарность за добросовестное отношение к проектированию специальных заданий. 

Агитпарпоезда ВЦИК

С первых лет своего существования Советское государство придавало огромное значение этой форме массовой агитационно-пропагандистской и просветительской работы.
Положение об агитационных пароходах и поездах (агитпарпоездах) было разработано
и утверждено при непосредственном участии В.И.Ленина в начале 1919 года. В народе агитпоезда быстро стали называть «ВЦИКом на колесах».
Для обеспечения их бесперебойного функционирования был создан Отдел агитпарпоездов ВЦИК, который возглавил упомянутый уже Я.И.Буров, матрос с крейсера «Аврора», большевик, активный участник Октябрьской революции, член ВЦИК. Он имел исключительное право напрямую обращаться по всем вопросам к председателю СНК товарищу  В.И.Ленину.
В работе агитпарпоездов активное и непосредственное участие принимали такие видные государственные и партийные работники, как М.И.Калинин, Н.К.Крупская, Я.М.Свердлов,
А.В.Луначарский, Г.И.Петровский, М.Ф.Владимирский, М.С.Ольминский и Н.А.Семашко.
Существует достаточно много источников, в которых рассматриваются вопросы работы данного Отдела агитпарпоездов ВЦИК.
В 1920 году был выпущен сборник статей «Агитпарпоезда В.Ц.И.К. Их история, аппарат, методы и формы работы». В нем были подробно рассмотрены первые результаты  работы агитпарпоездов.
В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) хранится объемный фонд
Р-1252 «Агитационно-инструкторские поезда и пароходы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 1918 –1922.», включающий самые различные материалы по данному вопросу.
В январе 1919 года Президиум ВЦИК утвердил положение о литературно-инструкторских поездах, в соответствии с которым поезд  или пароход  возглавлял комиссар, назначавшийся Президиумом ВЦИК. В состав каждого поезда или парохода входили основные органы: политотдел (лекторы и инструкторы), бюро жалоб, редакция, типография, киноустановка.  Работали также отделы: информационный, Российского телеграфного агентства (РОСТА), кино, выставочный, имелись литературный склад и книжный магазин. Охрану поезда или парохода осуществляла комендатура. Каждый агитпарпоезд имел свое нарядно вышитое знамя.
Для руководства деятельностью агитпарпоездов Президиум ВЦИК создал Комиссию по управлению агитпоездами и пароходами ВЦИК, в подчинении которой было восемь агитационно-инструкторских поездов: «Октябрьская революция», имени В.И.Ленина, «Красный Восток», «Красный Казак»,  «Советский Кавказ»,   «Красное Знамя», имени Свердлова, «Красный Север»
и три агитационно-инструкторских парохода: «Красная Звезда», «Володарский», «Михаил Калинин».    
Отдел агитпарпоездов ВЦИК поручил художнику И.И.Нивинскому сформировать изобразительно-агитационную бригаду «Изо-Агит» для разработки проектов художественно-декоративного оформления и росписи агитпарпоездов и назначил его художественным руководителем бригады.
Выбор И.И.Нивинского был не случаен. Он являлся постоянным художественным консультантом  коллектива художников «Изо-Агит», который в начале 1919 года сложился при Комиссии по управлению агитпоездами и пароходами, и осуществлял постоянный контроль как за качеством исполнения оформительских работ, их соответствием лозунгам и утвержденным жюри эскизам, так и за единым художественным и идейным воплощением заданной тематики агитпоезда.
Дедушка принимал самое активное участие в оформлении агитпоездов «Красный Казак», «Советский Кавказ», имени В.И.Ленина, «Украинский агитпоезд имени В.И.Ленина», «Октябрьская революция», «Красный Восток», имени Якова Свердлова, 2-го поезда «Октябрьская революция»  и агитпароходов «ВЦИК» и «Красная звезда».
Вместе с ним работали его старший брат С.Е.Тихонов и однокашник по Строгановскому училищу А.И.Гущин.
Очень наглядно и необычно процесс художественного создания агитпоездов рассмотрен
в двухтомнике «Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: Агитпоезда, агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат 1918–1932», изданном в 2002 году.
В первом томе этого издания представлены систематизированные архивные документы
и материалы первого пятнадцатилетия Советской власти по данной тематике. И, самое главное,
здесь приведены  воспоминания участников и свидетелей тех далеких событий.
 Второй том содержит уникальный и богатейший иллюстративный материал (архивные фотографии и плакатные работы) того периода, касающийся, в том числе, и агитпарпоездов.
Все интересующие нас документы помещены в первом томе в разделе 1 «Роспись агитпоездов и агитпароходов. Передвижной театр. Материалы и документы. 1918 – 1932».
Рассмотрим документ под номером 11.
«Из протокола заседания Союза деятелей подсекции художников-прикладников по искусству и художественной промышленности об утверждении списка художников, участвовавших в росписи поезда «Красный Восток» [1]
29 октября 1919
Слушали: Представлен список будущих участников в росписи поезда «Красный Восток», состоящий из 8 человек: 1. Виноградов, 2. Гущин, 3. Тихонов, 4. Якимченко, 5. Сапалов,
6. Соборова, 7. Овешников, 8. Н. Панков. [2] 
Постановили: В силу того, что означенная работа является продолжением чисто профессиональной работы союза прикладников и утвержденные кандидатуры уже работали по ее исполнению, считать настоящий список утвержденным [3].
Председатель Н.Пашков
Секретарь В.Ногтев
[художники] А.Якимченко, В.Теляковский, А.Соборова
ГАРФ, ф. 5508, оп. 1, д. 58. Л. 8 об. Подлинник».

Нас интересует 3-я ссылка. В нее включены воспоминания Н.Е.Тихонова о работе коллектива художников  «Изо-Агит» (мы помним, что отца Николая Тихонова звали Егором или Георгием Тихоновым-Манковым).
Вот полный текст 3-ей ссылки: «При отделе агитационно-инструкорских парпоездов ВЦИК уже в 1919 г. работала более или менее постоянная по составу группа художников, выполнявших в течение ряда лет роспись всех формировавшихся там агитпоездов
и агитпароходов. О деятельности этой группы художников, носившей название Изо-Агитколлектива (под таким  названием эта группа художников упоминается ниже  и в ряде других документов), сохранились интересные воспоминания одного из ее активных членов, Н.Е.Тихонова:
«По росписи агитпоездов я начал работать в 1919 г. с коллективом Изо-Агит
в железнодорожных мастерских в Мытищах.  В коллектив входили разнообразные художники: живописцы, графики, прикладники, бывшие иконописцы. Маркичев М.А. кончил Академию художеств; Герасимов С.В., Пичугин С.И., Поманский Н.Н., Тихонов С.Е. – школу Живописи, Ваяния и Зодчества; Бельский А.П., Виноградов В.М., Гущин А.И., Кочергин Н.М., Нивинский И.И., Пашков Н.П.,  Сапалов Н.И., Тихонов Н.Е. – Строгановское училище; Глазунов А.А.,
Гусев Т.В. – бывшие иконописцы.
Несмотря на это, коллектив под руководством Нивинского И.И., работал дружно. Все помогали друг другу. Эскизы просматривались и обсуждались всем коллективом, исправлялись перед тем, как представлялись в отдел ВЦИК.
Выполненная по эскизам на вагонах роспись, перед сдачей ее комиссии так же коллективно обсуждалась, и вносились поправки в нее.
Замечания и указания по работе каждого художника руководитель Нивинский И.И. всегда делал в корректной, доброжелательной форме. Он следил за тем, чтобы получаемые нами от отдела, порой довольно подробно разработанные сценарии росписи, были выполнены декоративно и художественно, хорошо были видны на расстоянии и были понятны народу. Он допускал
и условный, и реалистический подход в изображениях, но чтобы была сохранена целостность решения всего поезда. Сюжетно-тематические росписи чередовались с орнаментальными.
Роспись производилась масляными красками. Вместо палитр были большие железные противни, которые ставили рядом с собой. Многие краски, которыми работали (особенно киноварь красная), быстро выгорали во время рейса поезда.
Все красные знамена, по возвращении поезда из рейса, делались грязно-серыми.
Работать приходилось в очень трудных условиях. Тяжелое положение всей страны: голод, разруха. Зимой мастерские не отапливались, температура была в них как на улице. Хотя
и получали мы паек, но все равно всегда были полуголодные. Работали в пальто, в валенках
и даже в перчатках, когда было очень холодно.
Сроки для выполнения давались очень сжатые. На эскизы примерно неделя, каждому художнику на каждую стенку вагона отдел давал довольно подробно разработанный сценарий того, что и как нужно было изобразить для решения темы. Приходилось все рисовать от себя
и в такие короткие сроки, а в каждую композицию кроме орнаментальных входили фигуры людей, животных, пейзаж. Натурой пользоваться не было возможности. Вполне понятно, что довольно часто в росписи вагонов можно было увидеть недостатки в рисунке: нарушение пропорций
и перспективы. Герасимов С.В. добродушно высмеивал такие недостатки.
Когда мы уже расписали все вагоны и осматривали их, С.В. рассказал нам, что недавно видел кошмарный сон: «Все написанные фигуры людей и животных ожили и стали двигаться.
У одних людей оказалась очень большая голова, у других одна рука доставала до земли, а другая нормальная и все в таком роде. «Я проснулся в холодном поту», – закончил он свой рассказ»
(из беседы с И.М.Бибиковой – И.Б.)».
Приведем лишь несколько интересных отрывков из материалов данного тома, касающиеся порядка рассмотрения и принятия жюри агитационно-инструкторского отдела парпоездов ВЦИК выполненных художниками работ по оформлению агитпоездов.
Интересна своим лаконизмом и незатейливыми выражениями выдержка из документа под номером 22 «Из протокола совещания агитационно-инструкторского отдела парпоездов ВЦИК
с художниками по рассмотрению эскизов агитпоездов «Красный Кавказ» и имени В.И.Ленина («Октябрьская революция»)», датированного не ранее 16 апреля 1920 года. В документе содержится таблица с замечаниями жюри по каждой из работ художников. По эскизу  № 15 «Телефон» Тихонова записано: «Принято, лозунг сделать внизу, провода выше окон. Бабу убрать».
В следующем отрывке необходимо обратить внимание на то, как скрупулезно и предметно разбиралась выполняемая художниками работа.
Документ под номером 22 «Из протокола заседания жюри агитационно-инструкторского отдела парпоездов ВЦИК по осмотру росписи агитпоезда имени В.И. Ленина («Октябрьская революция»)» от 18 мая 1920 года также содержит таблицу с замечаниями жюри по работам художников.
В ней под номером 21 приведены замечания по сюжету «Телефон» для росписи  вагона
№ 1358 «Типография» художника Н.Е. Тихонова: «По эскизу 16 апреля 1920 г.: «Телефон в городе показать старой системы на светлом столе. На рабочего надеть австрийскую куртку, хорошие сапоги. Изобразить вид фабрики в окно, хорошую обстановку комнаты. Провод должен идти ярко и отчетливо, резко бросаясь в глаза. Дерево убрать, переставить старика в левый угол избы. Орнамент уничтожить, заменить другим, общим для всех вагонов».
После исправления эскиза от 16 апреля 1920 г. в протоколе записано: «Эскиз принимается. Фигура рабочего худая. Инструменты должны соответствовать действительности».
И, наконец, 18 мая 1920 г. внесено последнее замечание: «В надписях переставить двоеточие, переписать пыли от автомобиля сзади».
Для поощрения художников за хорошую и ударную работу в те голодные годы ВЦИК была предусмотрена выдача премий в натуральном выражении. Для этого в договорах на роспись агитпоездов включались соответствующие положения. Интересно в этом отношении следующее соглашение заинтересованных сторон, связанное с выездом бригады «Изо-Агит» из Москвы
в Харьков.
Документ под номером 30 содержит «Договор агитационно-инструкторского отдела парпоездов ВЦИК с художником Н.П.Пашковым о росписи «Украинского агитпоезда имени
В.И.Ленина», заключенный не ранее 21 июля 1920 года.
Вот интересные для читателя положения договора:
«Отдел инстр[укторско] - агитационных поездов ВЦИК заключает настоящий договор
с коллективом художников «Изо-Агит» в лице его председателя, художника Н.П.Пашкова,
в следующем:

4. Работы будут производиться в Харьковских [железнодорожных] мастерских, и во время работы будут для коллектива выдаваться обеды из двух блюд, ужины из двух блюд, хлеба
1 ; ф., 3 заварки чая, сахар и табак по поездной норме сотрудников.

7. Художникам-исполнителям гарантируется проезд по железной дороге туда и обратно со спальным местом за счет отдела.

9. Помимо денежного вознаграждения коллектив за срочность работы получает от отдела паек на всех участников работы, в количестве на каждого: муки 1 пуд пшеничной крупного размола, 10 ф. круп, 20 ф. фруктов, 5 ф. сахара, 250 шт. папирос, 2 ф. жиров, 1 ф. мыла, 2 ф. соли
и 5 коробок спичек.
Вследствие невозможности получения на месте жиров, мыла, соли и спичек таковые предметы выдаются отделом по приезде художников из командировки.
10. К поданной отделу смете коллективом «Изо-Агит» прибавляется при условии подтверждения Всерабисом 30% прибавка к общей сумме сметы за отъезд из Москвы и работу вне Москвы, в г. Харькове.
11. По присуждению жюри могут быть индивидуальные премии за художественное исполнение работ по объявленной отдельной норме:
1 премия – 30 ф. муки  6 ф. рыбы  2 ф. соли.
2 премия - 15 ф. муки  3 ф. рыбы  1 ф. соли.
Примечание. Премии должны быть выданы отделом в Москве.
Заведующий отделом инструкторско-
агитационных поездов ВЦИК  Я.Буров
Зав. художественным подотделом А.Пекелис
Председатель коллектива
художников «Изо-Агит» Пашков
ГАРФ. Ф. 1252. Оп. 1.Д. 115. Л. 26 Подлинник».

Напомним, что по «Положению о мерах и весах 1899 года» новый эталон русского фунта
в метрической системе мер был равен 0,4095 кг. Премированный художник мог получить около
12 кг муки, 2,5 кг рыбы и 0,8 кг соли.
Для эпохи  гражданской войны и военного коммунизма в России это было целое состояние, которое было больше месячного пайка по первой категории карточного снабжения рабочих оборонных предприятий, занятых тяжелым физическим трудом, и рабочих-транспортников.
Например, по данным статьи «Военный коммунизм» альманаха "Покорение смыслов", взятой из Интернета, в 1918 году в Петрограде месячный паек по первой категории составлял
в фунтах: хлеба – 25; сахара – 0,5; соли – 0,5; мяса или рыбы – 4;  растительного масла – 0,5; суррогатов кофе – 0,25.  А в Москве в 1919 году рабочий по карточкам получал паек калорийностью 336 ккал, тогда как суточная физиологическая норма составляла 3600 ккал.
В заключение хотелось бы упомянуть документ под номером 34 «Из отчета заведующего агитационно-инструкторским отделом парпоездов ВЦИК Я.И.Бурова по осмотру чехословацкой делегацией агитпоездов «Красное Знамя» и «Советский Кавказ» от 26 октября 1920 года.
В замечаниях к этому документу было  указано, что жюри по результатам работы на  агитпоезде «Красное Знамя» постановило выдать всем художникам премию. Среди них был
и Н.Е.Тихонов, который за роспись  вагона № 1311а получил одну вторую премию.
Весь коллектив художников «Изо-Агит» немало потрудился над созданием художественно-декоративного оформления и росписи агитпарпоездов и сделал очень многое для обеспечения их устойчивой и бесперебойной работы.
 Свою лепту в это дело внес и Н.Е.Тихонов, работая творчески, с полной отдачей сил
и способностей, ответственно подходя к выполнению любого порученного ему задания.

Произведение создано 01.03.15 в 16:20 по местному времени.


Рецензии