Перун

Перу;н (др.-рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун, польск. Piorun, Perun[4][5]),
Перун (бог-громовержец) в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».  (https://ru.wikipedia.org/wiki/Перун)
Это случилось в лето 7 484 от Сотворения Мира, а если по современному летоисчислению - летом 1976 года. Благополучно окончив целых 9 классов общеобразовательной школьной программы, я решил (может и не совсем добровольно) поддержать родителей в их стремлении посетить чудесный уголок нашей необъятной страны, который каждый человек называет малой Родиной. Мой брат, тоже не нашёл веских аргументов отказаться от столь увлекательного путешествия и доложил о готовности выдвинуться в указанный пункт даже немедленно.
Упустив подробности того, как трогательно прошло прощание с дворовыми «братами», и довольно скучный путь по железной дороге до окраины Костромской области, именуёмой на топографических картах Шарьинским районом и его столицей – Шарьёй. Тут стоит немного отойти от основной канвы повествования и описать этот отрезок путешествия.
Наш суровый Край известен ещё Древним Грекам. По их мифологическим верованиям многоуважаемый бог Аполлон брал ежегодный отпуск, чтобы на воздушной колеснице на лебединой тяге смотаться в Землю Обетованную, которая в те годы находилась за Полярным Кругом. Обитали там отличные ребята – Гиперборейцы. Их знания намного превосходили знания населения остальной части Ойкумены. Чтобы знания не утекли через промышленный шпионаж, Гиперборею от остального мира ограждали почти непроходимые Рипейские горы. Если вы, читатель, загляните в любое описание этого природного барьера, то разночтений быть не может – это хоть и несколько разрушившиеся, но всё ещё великолепные, покрытые таёжными лесами, Северные Увалы. Центром этого геологического образования и является цель нашего путешествия – Жемчужина Северных Увалов, именуемая в топографических атласах и картах - Никольском.
Несмотря на то, что цивилизацию Древних Греков мы изучаем только по мифам и развалинам, способ транспортировки в Жемчужину лишь немного изменился, благодаря широким шагам технического прогресса. Теперь попасть в Никольск можно практически  без проблем. Стоит только постоять в очереди в кассу аэропорта (очередь лишь на 15 человек меньше очереди в Мавзолей). Есть и другие способы попасть  в Жемчужину – это поездка на автотранспорте. Специфика дорожного полотна в советские времена такова, что руль в любом транспортном средстве – штука ненужная и бесполезная. Главное, чтобы мощность двигателя и диаметр колёс были побольше. Садишься сам, сажаешь пассажира и нажимаешь педаль газа. Дальше можешь играть на баяне, обниматься с пассажиром, лично разливать по стаканам – машина идёт ровно и прямо, ибо колея не даёт машине уйти в сторону.
Нам, в смысле - бате, (а именно он на себе вынес всю тяжесть битвы за билеты) сильно повезло. Рейс был на сегодня, а не на послезавтра, как это частенько бывает. Посетить достопримечательности старинного костромского  городка не было никакого желания. Нас ждала Бабушка и её пирожки. Но для этого надо было трохи потерпеть. Теперь о нашем отечественном чуде авиатехнической мысли. Он имел вполне заслуженную славу, но у некоторой части населения, не имеющей достаточной тренировки вестибулярного аппарата, сорокапятиминутный перелёт вызывал тихий ужас. Я как раз и относился к данной категории граждан. Заходя в это повозку Аполлона я ложился головой матушке на колени (ибо конструкция этой «тошниловки» вполне позволяла – десантный вариант, складывающиеся  сиденья шли вдоль салона) и старательно пытался заснуть.
Остальным попутчикам, из-за отсутствия мам, на случай восстания желудка выдавали дурно пахнущие крафтовые пакетики. Ревел мотор, и самолёт АН-2, отрываясь от земли, трясясь на каждой воздушной ямке, сокращал время ожидания встречи с любимыми родственниками. Хоть большая часть путешествия у меня проходила с закрытыми глазами, взгляд в иллюминатор не мог не радовать взгляд. На ум сразу приходили слова из песни: «Под крылом  самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги…» Зелёное море многократно пересекали голубые артерии речек, а когда самолёт падал в очередную «ямку», можно было полюбоваться кудряшками красавиц русской природы – белоствольных берёзок.
И вот мы на аэродроме. Похватав немалый багаж, пытаемся внедриться в рейсовый автобус. Второе чудо отечественной техники – ПАЗ. Очень способствует развитию мускул, повышает словарный запас, в основном в области ненормативной лексики, иногда позволяет получить яркие эротические эмоции (но это уже – как повезёт).
Наконец мы в объятиях родни. Даже бабуля (Царство Небесное), которая уже давно не помнит, как зовут её саму, вдруг узнаёт во мне давно сгинувшего после раскулачивания мужа и с криком «Пано (Степан) вернулся» пыталась задушить меня в объятиях.  Далее обычное застолье и разговоры, разговоры, разговоры…
Именно эти разговоры и привели к происшествию, где главным лицом и стал Верховный Бог восточных славян – Перун. Дело в том, что у тётушки, как и у многих её соседей в те времена имелась корова. Да, да. Именно корова. Для обеспечения семьи молоком и другими молочными продуктами. Кличка – Зорька. Зорьку требовалось выводить попастись. Соседям их коров - тоже. Поэтому, объединив коров в общественное стадо, решили пасти их по очереди, и именно завтра очередь стать пастухом выпала на долю моей тётушки.
Немного отвлекусь. Принято считать, что пожилые люди и старики всегда приукрашивают прошлые времена. И вода была воднее, и леса – леснее, и поля – польнее… Ну, вы меня понимаете. Прожив определённое время в этом Мире, я всё больше согласен с мнением старших поколений. Посудите сами. Общественное стадо только с одной улицы составляло порядка 20-30 коров. Сейчас в теремочках, понастроенных за последние годы, не побрезговал бы проживать и сам «Потрясатель Вселенной» Чингисхан. А сколько на этой улице коров? Нет. Сколько «меринов», «вольванов», «БМВух» сосчитают запросто,  а вот сколько коров???
И вот наступило ОНО!!! Солнечное, летнее, но отнюдь не доброе утро! Зорька вышла из ворот и в нашем сопровождении пошла вдоль улицы. Из других дворов тоже выходили коровы и, сливаясь в единый мычащий поток, покатились к околице.
Хочу заметить, что усилить контингент подпасков (то есть – меня) решили моей двоюродной сестрой (дочерью тётушки). С ней вам стоит познакомиться поближе. Старше меня почти на год, она по своему образу мышления была тождественна мне – лёгкая язвительность, чувство собственного достоинства (слегка гипертрофированное – как, впрочем, у нас всех в этом возрасте) и необыкновенная твёрдость в отстаивании своей точки зрения (одно мнение моё, остальные – неверные). Являясь почти полным моим аналогом, пребывать со мной в мире она могла не более 10 минут (по словам тётушки – как кошка с собакой). Вот и в это утро – не успев пройти пару кварталов, мы уже успели наговорить друг другу гадостей и больше не разговаривали. Тётушка ухмылялась, но помалкивала.
Мы вышли на околицу и углубились в подлесок. Тут я опять прерываю повествование и перехожу к описанию необыкновенной природы Русского Севера. Необыкновенным ценителем и знатоком природы родного края был мой батя (Царство Небесное). Рано оставшись единственным добытчиком в семье (сын раскулаченного – читай «врага народа) он всё, свободное от учёбы время пропадал в наших лесах, пытаясь добыть хоть что-нибудь к скудному семейному рациону (на начало войны ему было всего 13 лет). Он и меня приучал к этому Великому Источнику Жизни, как в материальном, так и чисто в духовно-энергетическом плане. В малолетстве  я знал о лесе намного больше, чем сейчас (различал породы деревьев, голоса лесных птиц, знал все съедобные ягоды северного леса). Однако с 17 лет, решив посвятить себя служению Отечеству, я находился в основном гораздо южнее Северных Увалов, потому и все знания, полученные от отца о природе этого легендарного края, были перенесены в дальние кладовки чердака, громко именуемого человеческой памяти, и извлекаться оттуда не торопятся. В данном направлении наблюдается регресс (что очень печально и в целом и в частности).
Особое внимание читателя хочу обратить на сосновые боры. Это огромные сосны, с медными стволами (когда солнечный луч касается такого ствола, сходство  медным изделием только усиливается), С ними гармонирует зелёная часть дерева (ветви с пушистыми длинными иглами). Внизу же всё покрыто различными лишайниками, в основном серого цвета, но с большими пятнами ядовито-зелёного цвета. Показывающиеся кое-где шляпки грибов только усиливают эффект «ковра». С борами с успехом конкурируют берёзовые рощи, особенно с молодыми берёзками. Не случайно берёзка один из символов России. Белые тонкие створы под спадающим каскадом зелёных ветвей дают полную иллюзию девичьего хоровода. Я не удивлён, что наши далёкие предки, исповедовавшие тогда другие религии, считали берёзовые рощи священными – сюда приходили молиться и просить о милостях Природу-Мать.   
Вернёмся к нашему повествованию. Пройдя несколько километров, и дойдя до обширной поляны, коровы решили, что совершать изнурительный марш бросок дальше не стоит, и спокойно паслись на данной площади лесного массива.
Сестра желания к примирению не высказывала, а вся её фигура просто орала – Пошёл вон. Что я, благодаря своей природной смекалке и невероятным интеллектуальным способностям, и сделал. Неплохо было бы ещё раз полюбоваться красотами Северной природы – подумалось мне. И я потихоньку пошёл всё дальше от стада. Пройдя примерно полкилометра, я понял, что пора возвращаться. Но не тут-то было. Возвращаться-то надо, но куда? Первое, что пришло в голову – волноваться не надо – тебя спасут, дней через десять, если не загрызут волки. Были ли здесь волки, думать не хотелось совсем, потому как я сын местного «лешего». Чего он там рассказывал про ориентирование без компаса? А! Время. Не фига! Уже четырнадцать часов! Солнце уходит на запад. Так, где солнце? Нету солнца, есть «дымка» - такая лёгкая облачность, когда диск неразличим. Угу! Мох растёт на северной части стволов деревьев! Обалдеть – нижняя часть стволов полностью заросла мохом. Однако…
Больше интересные идеи как-то не спешили посетить мой испуганный мозг. И вдруг! О, радость! Где-то не совсем далеко промычала корова. Возбуждённым чувствам с первого раза удалось запеленговать направление, откуда исходил спасительный звук. Я метнулся туда. Оказалось, отошёл я от поляны совсем не далеко. Но, движение по кругу сбило природный «дальномер». Уже намного позже никольские приятели, слушая мой рассказ, участливо кивали и   всем миром порешили, что это меня леший водил. Ты ему хлебца положил? – спросил самый компетентный в данном направлении товарищ. Я был вынужден признать, что не положил. Точно, леший! -  резюмировал «спец».
А тогда на моё относительно долгое отсутствие не сестра, ни тётушка особого внимания не обратили – Гуляет мальчоночка!
Я же, достав непременный атрибут любого пацана моего возраста, перочинный нож начал вырезать из попавшейся щепки фигурку. Поначалу никакой  определённой цели у меня не было, но фигурка всё больше стала напоминать человеческую физиономию. И тут меня сгубила моя необузданная любовь к истории, причём как раз периода до 17 века. Мне вспомнился и грозный Перун, и покровитель скотоводства – Велес. Повертев заготовку и так и эдак, я решил, что фигурка всё-таки больше смахивает на Перуна. Что ж, проведя ещё несколько манипуляций, я добился некоторого отличия лица фигурки от идолов острова Пасхи. Своим произведением я очень гордился, жаль, что некому было похвастаться такой великолепной работой – сестра сидела надувшись, а тётушке такие темы были глубоко до лампочки.
Через некоторое время мы собрали стадо и двинулись домой. Проходя через какой-то загон в лесу (и кто его делал, и зачем?) я поставил фигурку божка на один их столбов этого загона, как будто предназначенного для этого.
Дальше пошла сплошная мистика. И не верь потом народной мудрости – не буди лихо. Как я говорил, хоть солнышко и спряталось в лёгкой дымке, но день был скорее солнечным, чем пасмурным. Здесь же, не успели мы отойти от столба на каких –то двести метров, как нас догнала гроза. Мои учителя во всех учебных заведениях, где мне довелось развиваться интеллектуально, просто вдалбливали в меня постулаты материализма. Но они не когда не бывали на южном склоне Рипейских гор во время грозы. Прожив на этой бренной Земле без малого 56 лет, я не могу вспомнить ничего похожего…
Это был не ливень – это был всемирный потоп. Вода не капала сверху – она текла горной рекой, мне казалось, что моментально промокли не только трусы но и кишки. Молнии скорее походили на стрелы катапульт. Они взрывались прямо под ногами, и всё это безобразие проходило под вой ураганного ветра. Как мы добрались до дома, я не помню, в голове осталась, казалось недвижимая картинка сбесившейся стихии. Как мы не растеряли ошалевших от испуга коров – для меня загадка до сих пор. Хотя одна тёлка всё же отстала, но, подоспевший к нам на помощь батя, вместе с тётушкой быстро её отыскали. Гроза прекратилась так же мгновенно, как и началась. На небе в полную силушку светило ясно солнышко – даже дымка пропала.
Где же он сейчас, мой Перун? Наверное, всё так же охраняет древние тайны Древних гор, тех, что когда-то служили природными бастионами Земли Обетованной, и которые надёжно охраняли вход в сказочную страну Гиперборею, где жители жили долго и счастливо.


Рецензии
Улыбнуло,все всплыло живо перед глазами,дороги ,аэропорты,наши леса,опять же немного истории,для познания.Понравилось,Володь)))

Валентина Бычок   05.03.2017 12:01     Заявить о нарушении
И ещё раз СПАСИБО!

Владимир Камкин   05.03.2017 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.