Памяти Олеся Бузины

Памяти Олеся Бузины

Об его убийстве сообщили во время «прямого канала» президента РФ В.В. Путина 16 апреля. Олеся Бузину застрелили в Киеве возле своего дома среди «белого дня». Убийство было настолько наглое, что не оставляло никакого сомнения в его безнаказанности. Тот, кто его осуществил, хорошо знал, кому это было нужно…
Когда я услышал это сообщение, моим первым ощущением был звук пролетевшей мимо моей головы пули (ощущение, испытанное в детстве). Потом пришло осознание того, что теперь эти выстрелы могут настигнуть  любого, кто имеет и высказывает открыто свое мнение по поводу того, что происходит  сегодня в Украине.
Я был знаком с Бузиной только по его книгам «Вурдалак Тарас Шевченко», «Тайная история Украины-Руси», «Союз плуга и трезуба» и нескольким выступлениям на российских телеканалах. До сих пор я не относил себя к его поклонникам. Но мне импонировала его публицистическая эпатажность, хотя нередко она выходила за границы литературной этики. Я отдавал должное его исторической компетентности и исследовательской дотошности, которая иногда погружалась в «эмпиризм». Однако это вызывало интерес к его небанальным сентенциям и неординарным оценкам, с которыми можно было не соглашаться, но игнорировать их было уже невозможно. Массовое историческое сознание, действительно, время от времени должно «перетряхиваться» («верифицироваться», как говорят философы). Иначе созданные в свое время, по определенному «госзаказу», «исторические» легенды и мифы однажды «выстрелят»  геноцидом инакомыслящих.
Так и произошло в современной Украине.
Олесь Бузина был из немногих (если не единственный) публицистов, который задолго до национальной трагедии «Евромайдана» писал, предупреждая, о том, что корни (а значит и причины) «украинского кризиса» лежат в глубине национального сознания, формировавшегося целенаправленно на протяжении последних двух веков. Украинская мифология, которую кропотливо «воссоздавали» историки и литераторы в XIX веке, естественным путем превратилась в политическую идеологию в XX веке. «Украинофилы» XIX века создали Большой миф об «Украине» (и «украинцах»), которой никогда не было. Их адепты в XX веке на основе этого мифа неоднократно пытались реализовать эту умозрительную «украинскую идею».
Бузина, как историк-исследователь, убедительно доказывал, что слово «украинское»  («украинский язык») никогда не имело конкретного национального содержания. На самом деле при употреблении этого термина речь идет об искусственном конгломерате этнических общностей (и диалектов), различающихся между собой либо польскими, либо немецкими (австрийскими), либо турецкими корнями. В XIX  веке были общеприняты два понятия: «русины» для населения восточных «окраин» Австро-Венгрии и Польши («Галичина») и «малороссы» для населения  «левобережья» Днепра южных территорий России. Слово «украина» появляется в русском языке как  географическое название («пограничье»).
Так что Бузина абсолютно прав: «украинского народа» и «украинского языка» до начала XX  века не было. Это миф, созданный «украинскими профессионалами».
«Украина» - это польско-германский проект начала XX века (во время Первой мировой войны), который удалось реализовать только Советской России. После того как в 1918-1919 годах потерпели неудачу германский проект Грушевского-Скоропадского (УНР) и польский проект Пилсудского-Петлюры («автономная» Украина в составе «Великой Польши»), российский совнарком (В.И. Ленин) создал Украинскую советскую республику, своим декретом включив в нее почти всю Новороссию (Донбасс, Луганск, Днепропетровск, Харьков, Одесса и города Северного Причерноморья), территории, на которые никогда не вступала нога «щирого украинца». Окончательно этот проект был завершен И.В. Сталиным при образовании СССР. Так что своим историческим рождением «Украина» («украинская национальная идея») обязана двум родителям: Германии и Советскому Союзу. Поэтому неслучайно во время Великой Отечественной войны («Второй мировой войны»), уже гитлеровская Германия так стремилась вернуть себе «свое», как она считала, незаконно отнятое «дитя».
Олесь Бузина в своей последней книге «Союз плуга и трезубца» показывает, как еще во время Первой мировой войны сложился союз германских и «украинских» националистов, который преследовал единую цель: отторжение «украинских» земель от России даже ценой продажи своей «незалежности». Это было логично. Как искусственное образование «украинское государство» не могло существовать иначе, как в качестве «сателлита» другой державы.
Бузина, в свойственной ему саркастической манере, рассказывает о том, как во время Гражданской войны идейные «украинцы-националисты» воевали то на стороне «белых», то на стороне «красных», то в отрядах «зеленых», то в отрядах польской армии. И у каждого, вероятно, была своя «правда» относительно «украинской идеи». После Гражданской войны многие этих «борцов-самостийников» были сильно «разочарованы». Некоторые даже перешли в «ренегаты» (Грушевский, Винниченко и прочие по-мельче). Но другие, наконец-то, «успокоились» в Советской Украине (даже став «классиками» советской «украинской» политики и культуры).
Благодаря Великому вождю «всех народов» и его неустанной борьбе за «право наций на самоопределение» против «великорусского шовинизма» («завет» В.И. Ленина), «украинский народ» (в подавляющем большинстве своем «русскоязычный») обрел, наконец-то, свою «государственность» (правда, несколько «ограниченную»), о которой мечтали («боролись») «украинофилы» в конце XIX- начале XX  веков.
Нынешнее, даже старшее, поколение уже не помнит, как усиленно (фактически насильственно) насаждалась «национальная» политика в Советском Союзе. Например, в «русской» Украине (и в Крыму после 1954 года) изучение украинского языка в школах было обязательно. В то же время во всех высших учебных заведениях Союза (а тем более в республиках) «национальные» абитуриенты принимались «вне конкурса» (фактически без экзаменов). Соответственно они и получали «условное» высшее образование, так как советским управленческим структурам нужны были  «национальные кадры», из которых формировалась национальная «элита». В культуре и искусстве бережно взлелеивалась армия «национальных» писателей, художников, и артистов или просто «народных акынов», которых никто не знал за пределами их  «национальных спилок». В городах республик (где большинство населения не владело национальным «книжным» языком) магазины и библиотеки были завалены «национальной» литературой, (на искусственные национальные языки переводилась  даже мировая литература, которую предпочитали, однако. читать на русском языке).
Конечно, «советская культура» в эти годы получила плеяду талантливых людей, рожденных в «национальных» республиках. Но это были, прежде всего, люди «Русского мира», русской цивилизации, через посредство которой они приобретали, иногда, мировое признание. И все-таки большинство национальных «идолов», выпестованных Советской властью, составили клан бесталанных посредственностей, с энтузиазмом вступивших в русофобскую армию после распада Советского Союза. Мифология «дружбы народов» обернулась национальными гражданскими войнами, которые были инициированы национальной политической элитой и «освящены» националистической идеологией.
Бузина в своей книге приводит много примеров фарисейства некоторых из таких национальных «кумиров» в сфере культуры.
Лидеры новой Украины долгие годы гордилась тем, что здесь якобы завоевание «незалежности» произошло «мирным путем». Однако эта иллюзия просуществовала недолго. Уже первый «Майдан» 2004 года показал, что не все так благополучно в «украинском королевстве». Однако при оценке тех событий была допущена очень серьезная методологическая ошибка: следствие было выдано за причину. Следствие (социально-экономический кризис) было определенным образом «погашено» (во времена правительства Азарова), а причина осталась и все-таки взорвала украинское общество через десять лет.
«Майдан 2013/14» обнажил, наконец-то, что истинной проблемой самопровозглашенной «незалежной» Украины был с самого начала «национальный вопрос». Именно двадцатилетняя эволюция национального сознания от «украинской идеи» до циничной русофобии неизбежно должна была привести к неонацистскому реваншизму. Сегодня кризис  украинского народа не в «клозетах», а в «головах». Нынешние политические «лидеры» страны бездумно открыли «ящик Пандоры». И спровоцированная ими так называемая «гражданская война» теперь уже не закончиться никакими «минскими договоренностями». Это – уже национальный геноцид, конец которому может быть положен только «принуждением к миру».
Об этом прямо предупреждал Олесь Бузина (в том числе и с телевизионных экранов). Ни социально-экономические проблемы страны (которые, безусловно, сыграли роль детонатора), ни личные «разборки» украинских олигархов (которые просто не могли ни воспользоваться благоприятной ситуацией), ни даже «геополитические интересы» США и Европы (которые, естественно, присутствуют  всегда и везде) не явились действительными причинами украинского «кризиса». Эти причины заложены глубоко в «украинском» псевдонациональном сознании. Все остальное, что лежит на поверхности событий и страстей, лишь производные факторы. Поэтому сегодня совершенно ясно, что окончание украинского кризиса возможно только при решении, прежде всего, «национального вопроса». Украина просто не может существовать как мононацинальное («унитарное») государство потому, что она не является таковым по существу (и по своей истории).
Это была Правда Олеся Бузины, которую он высказывал открыто, обращаясь не только к украинской, но и к российской аудитории. «Но, - как предупреждал русский поэт, -  ясновидцев –  прочем, как и очевидцев – во все века сжигали люди на кострах». А Олеся Бузину просто пристрелили, как «антимайдановца». И его эфирные коллеги продолжают сегодня бесконечные демагогические «дебаты» по временным «недоразумениям» между двумя «братскими народами».
Бузина презирал тех, кто его убил. И оказался прав!

г. Севастополь               
Михаил Колесов, член Союза писателей России.


Рецензии