Печальное путешествие в Деревню Дураков

Россия - это не только Москва и несколько других крупных мегаполисов, но еще и огромнейшая часть территории, включающая в себя множество небольших городов, поселков и деревень. О непростых проблемах нынешней российской глубинки и извечных вопросах человеческого бытия рассказывает тонкий и глубокий спектакль " Деревня дураков ", поставленный в МХТ им. Чехова по повести Натальи Ключаревой.
Режиссер Марина Брусникина выстраивает интригу весьма деликатно и ненавязчиво, избегая черно-белых красок и нагнетания излишней напряженности. Спектакль пропитан светом и болью, он снова и снова заставляет возвращаться к увиденному, вспоминать и размышлять.

Действие поделено как бы на две части, различающиеся по глубине и накалу. Поначалу все разворачивается весело и беззаботно - как калейдоскоп необычайно колоритных и остроумных зарисовок деревенской жизни. Но уже слышны первые тревожные нотки, звучание которых усиливается  по ходу событий. А ближе к финалу внешняя гармония происходящего вообще разрушается.

События происходят в затерявшейся среди бескрайних просторов деревушке Митино, каких по России великое множество. Рядом с этой деревней расположен интернат для инвалидов и психически травмированных людей, презрительно называемый митинскими жителями Деревней Дураков.
Пациенты этого заведения, безобидные и доверчивые люди, содержатся в нем потому, что в силу своих физических или психических недугов просто не в состоянии существовать в условиях окружающего реального мира.
Управляют интернатом не жители России, а иностранные волонтеры ( муж и жена ), приехавшие из Германии по зову сердца. Их тоже считают полными дураками, а им искренне стыдно, что страна, победившая фашизм, живет так убого и так кошмарно относится к своим недееспособным гражданам.

Иностранцам-волонтерам бескорыстно помогает светлая, хрупкая и ранимая девушка Настя. Кроме того, за забором Деревни Дураков она укрывается от суровых жизненных реалий и душевного одиночества.  Молодежь в деревне Митино живет скучно и неинтересно, лучшее развлечение для них - убогая деревенская дискотека, где заправляет местный балагур и алкоголик Вова по кличке " Казанова " .

И вот в этом забытом Богом крае появляются два молодых романтика - учитель истории Митя и священник Константин, которые горят желанием " сеять разумное, доброе, вечное ".
В деревенском Храме давно уже нет настоятеля, и в его отсутствие там верховодит церковный староста - злобный фарисей и доносчик . Он пропитан ненавистью и лицемерием, хитер и неуязвим. Не только в Митино, но и в других местах люди зачастую не идут в Храм из-за недоверия к служителям культа.

И живет народ в забытой деревушке без веры в душе, без любви в сердце, без цели в жизни, без надежды на будущее.

Усилия двух молодых подвижников не дают быстрого результата - все, увы, слишком запущено, как в школе, так и в Храме. Чем больше будет истинных носителей Веры, подобных священнику Константину, тем быстрее возродится доверие к церкви.

А деревенская детвора пока вполне счастлива, как и подобает детям. Задорные пятиклассники и их малолетний друг Минкин живут солнечно, весело и беззаботно, не задаваясь вопросом -  что их ждет впереди.
А что же этих пацанов реально ожидает в будущем ? Перед их глазами - пример пьющих отцов, многие из которых давно превратились в законченных, опустившихся алкашей, быдло. В деревне, помимо трехлетнего Минкина, уже давно никто не рождался. Здесь не живут, а ,скорее, стараются выжить.

У девочек перспективы еще более безрадостные. Их измученные матери "тянут лямку", чтобы прокормить семью, работу найти очень сложно. Некоторые женщины начинают пить и рано старятся - от водки и непосильного труда.
Евгения Добровольская совершенно потрясающе играет опустившуюся, деградировавшую алкоголичку Любку, которая постоянно пьяна и готова за бутылку отдаться кому угодно. Под влиянием священника Константина героиня Добровольской вспоминает, что она человек, женщина и мать.  Непутевая Любка с болью осознает, что, как раньше, жить она уже не хочет, а по-новому, к сожалению, уже не сумеет. И Любка умирает. Сцена ее скромных похорон трагично - пронзительна.

Деревня Дураков отгорожена от деревни Митино высоким забором, но в реальности граница между ними ( и, соответственно, между безумием и нормой ) достаточно размыта. Восьмиклассница из Митино постоянно мечтает, влюбляется и хочет встретить кого-то необыкновенного, а в итоге - ее мерзко и тупо насилует местный выродок "Казанова". И мечтательная митинская девочка оказывается пациенткой Деревни Дураков.

Единственные персонажи, живущие в согласии с самими собой и гармонии с окружающим миром - это старый дед Фим ( арт. Евгений Киндинов ) и его жена, бабка Фима ( арт. Нина Гуляева ). Митя считает деда очень хорошим человеком, но зачастую пытается спорить с ним - ведь по Митиному разумению дед Фим живет несколько убого, как растение, небо коптит, в то время как жить надо ради какого-то большого дела или великой идеи.
Не сразу, но все-таки постигает Митя жизненную мудрость Фима, которому абсолютно ясно - как и для чего должен жить человек.

Финал спектакля трагичен. Деревня Дураков сгорает (  кто-то поджег ), а девушка Настя, бескорыстно помогавшая больным, сходит с ума. Администрация районного центра пытается отозвать учителя и священника. Школу, по-видимому, скоро закроют - кроме малолетнего Минкина в ближайшем будущем ее некому будет посещать.
Потрясенно молчат пятиклассники и старшеклассники. Со всей очевидностью приходит осознание того, что у них здесь нет будущего. Деревня обречена на вымирание.

Режиссер спектакля выходит на глубокие социальные обобщения, давая понять, что речь идет, конечно же, не об одной отдельно взятой деревушке, а о проблемах всей российской глубинки.
Деревня Митино с прилегающей Деревней Дураков очень напоминает модель нашего больного общества. Марина Брусникина не выносит окончательного и безапелляционного приговора, оставляя зрителям надежду и " свет в конце туннеля ".
В наше очень проблемное и безжалостное время, когда миром правит " бабло ", авторы данной постановки обращаются, прежде всего, к человеку, к его душе, способной воспринимать и генерировать Добро, Любовь и Сострадание.

Не случайно Марина Брусникина сделала деда Фима фактически ключевой фигурой, вложив в его уста простые и мудрые истины. " Живи, как человек, неси людям добро, радуйся каждому прожитому дню. Сбереги в своем сердце Любовь ко всему живому. Не стремись к осуществлению каких-то "глобальных", абстрактных добрых деяний, а сделай лучше что-то реально доброе  для конкретных людей. Хотя бы одного человека сделай счастливым !!! ".
В финале спектакля максималист и романтик Митя приходит к пониманию этих очень простых и очень важных истин - через сострадание и зарождающуюся любовь к девочке-инвалиду.

Наше нынешнее общество - это общество потребления с деформированными жизненными идеалами и размытой моралью, с "национальной идеей" в виде "бабла" - если речь идет об обществе В ЦЕЛОМ. Но ведь некоторые люди живут совсем иначе - в соответствии со своими высокими личными нравственными заповедями. Причем, не только пожилые,  но и молодые, подобные Константину, Мите и Насте. От них исходит доброта, искренность, убежденность, желание помочь и защитить. Пусть их не так много, но они есть. Их светлые души обладают несгибаемым нравственным стержнем. Таких не сломаешь, не собьешь с пути. Хочется надеяться, что, в конечном счете, будущее будет за ними.


Рецензии
Владимир, до глубины души тронут не тем, что Вы открыли мне Вашей замечательной работой (хотя это тоже имеет место), а тем, насколько Ваши мысли созвучны с моими. Да, сегодня множество мелких, но острых проблем и проблемок слились в одну мощнейшую проблемищу: обвальный беспредел, полная бездуховность на почве безумной гонки за баблом и, отсутствие какого-либо подобия, на перспективу. Спектакль, который Вы мастерски развернули перед читателем, подтверждает безнадежность каких-либо попыток сдвинуть тенденцию вымирания к лучшему. Не видится, увы пока, чего-то лучшего, и не надо убеждать в правоте деда Фимки - он прав. Однако трагедия ситуации состоит в том, что нормальный человек не может полноценно жить по рецепту деда Фимки, рано или поздно его ждут в "Деревне дураков". Отсюда возникает страшный, по своей сути, вопрос: что же остается делать тем, кого, пока еще, не поразил "вирус зла"? Если бы я только знал...

Константин Франишин 2   01.09.2017 07:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.