Очарование французских витражей

          Небольшая заметка в Интернете: «Со 2 марта по 4 июня 2017 года в Музеях Московского Кремля будет представлена выставка «Святой Людовик и реликвии Сен-Шапель». Знаменитые витражи французской готики! В Москве? В Патриаршем дворце Кремля? Невероятно! Из этой же заметки я узнала, что основой этому проекту послужила выставка, представленная в Париже в Музее Консьержери в 2014-2015 годах из коллекций Центра Национальных памятников, Лувра, Национальной Библиотеки, Национальных Архивов и Музея Клюни.
          Получив такой толчок, память тут же перенесла меня в тот ясный, по весеннему теплый день, много лет тому назад, когда я впервые увидела это чудо: средневековые витражи французской столицы. Впечатление ошеломляющее! Ни с чем не сравнимое! Словно вошла внутрь драгоценной шкатулки из самоцветов. Гид что-то рассказывала нам о содержании этих картин-мозаик, но ее слова терялись где-то в вышине собора и не доходили до сознания. Зато душа трепетно внимала той симфонии красок,  которые неиссякаемым потоком лились сверху, словно стараясь приоткрыть для нас великую тайну мироздания.
          Надо ли удивляться, что после этой поездки, где каждый день открывал что-то новое, я углубилась в книги по искусству, чтобы уже сознательно определить, что же так мощно воздействует на сознание людей в средневековых французских соборах. И оценить в полной мере значение витражей на развитие французской готики.
          Вот, что мне открылось…
          Несмотря на то, что витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства, долгое время им не придавали такого значения, как фрескам или произведениям станковой живописи. Создавать монументальные картины из цветного стекла придумали вовсе не в готическую эпоху: истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.
          Как я узнала, предшественницей витражей была фресковая живопись. Монументальные росписи стен  в романский период были широко распространены в церквах Франции.
          В романских постройках свет поступал из редко расположенных окон боковых нефов. В полумраке интерьера ярким пятном выделялись красочные фрески, покрывавшие стены храма.
          Интересно, что в Восточной Европе, где существовал купольный тип храма, небольшого и почти квадратного, роспись стен фресками сохранилась до сих пор. В Западной же Европе настенная живопись исчезла вместе с большими плоскостями стен романских соборов. Зато необыкновенного расцвета достигло витражное искусство. В готических соборах витражи полностью заполняют стрельчатые окна и ажурные розы. Судя по имеющейся литературе, можно предположить, что на рубеже 11 - 12 веков искусство витража уже вошло в эпоху расцвета, а вовсе не было новоизобретенным, несмотря на скудость сохранившихся до наших дней образцов. 
          Готический собор являл собой синтез трех искусств: архитектуры, скульптуры и живописи. Носителем не только света, но и цвета в данном случае служили витражи, производившие ни с чем не сравнимое впечатление на молящихся. Представить себе готический собор без витражей совершенно невозможно. Это все равно, что представить себе лес без пения птиц.
          Свет, льющийся сквозь расположенные высоко над людскими толпами оконные витражи, связывал молящихся с окружающей собор внешней средой и, пройдя сквозь цветные стекла, сказочно преображался.
          Трудно ответить, когда и как фреска романского периода была побеждена витражом. Вопрос о возникновении витражей ведет вглубь христианской эпохи. Они были тогда небольшого размера и заключались в деревянную, бронзовую, мраморную или гипсовую раму. Из древних трактатов мы узнаем, что техника изготовления витражей была хорошо известна в Галлии уже в VI веке. Найденные при раскопках фрагменты витражей в стиле «гризай» (маленькие кусочки светлого стекла, скрепленные свинцом наподобие перегородчатой эмали) относятся к каролингскому периоду.
          Позднее часть композиции дополнительно скрепляли еще железными прутьями, которым в дальнейшем придали изогнутую форму. Этот каркас до некоторой степени заменял рисунок, препятствуя полному исчезновению контуров в мерцании и блеске пронизанных светом цветных стекол.
          Уже в 12 веке витражи играли большую роль в формировании интерьера, по мере того, как стены освобождались от несущей функции. Но источником света оставались окна, которые заполнялись стеклами светло-голубого цвета, напоминавшими цвет неба.
          Размеры окон постепенно увеличивались, и стали выполнять функцию стены, а цвет витражей становился всё более темным, распространяя рассеянный сумеречный свет.
          Стекла для витражей требовали высокой температуры и изготавливались обычно на окраине леса. Резались и скреплялись они уже в мастерской. Стекла 12-13 веков получались довольно толстыми с вкраплением пузырьков. Они были не очень прозрачными, однако это давало определенный художественный эффект. Свет дробился, играл, создавая полупрозрачную завесу.
          При изучении французской готики, мы часто сталкиваемся  с таким понятием, как «витражи в технике гризай».
          Сначала это был всего лишь узор, который составлялся из железных переплетов окна. Известный реставратор соборов Виолле-ле-Дюк так описывает гризай: «Сначала рисунок наносился кистью. Малейшая ошибка становилась грязным пятном на витраже. Мы видим на стекле как бы два слоя узора: сплошной легкий фон, а на нем – слой декоративный. Бесцветные стекла на самом деле были зеленоватого или дымчатого оттенка».
          Расцвет французской готики и витражного искусства падает на 13 век, на царствование Людовика IX.
          Основными центрами витражного искусства в 13 веке были Шартр и Париж. Начиная с 14 века, звучные тона стекол уступили место живописи на стекле.
          Судя по сохранившимся данным, витражи стоили очень дорого. Чтобы дать представление об этом, можно сослаться на один документ 13 века, где упоминается, что витражи Святого Духа в церкви Св.Мартина в Лиможе стоили 23 ливра, т.е. почти в два раза превышали стоимость дома мясника на парижской улице, который стоил всего 15 ливров. Поэтому обычно витражи для собора заказывали целые корпорации ремесленников. Так, например, витражи для хора собора в Мане (как и в Шартре) были даром корпорации суконщиков, менял, меховщиков, булочников, виноделов и др.  Отсюда иногда получался разнобой по тематике. В благодарность за столь щедрый дар жертвователи изображались за своей работой в нижней части окна.
          Иногда и сам архитектор оказывался изображенным на витраже. В Реймсе окно бокового нефа сохранило в своей розе часть подлинных стекол. В одном из лепестков мы видим архитектора за работой, сидящего за столом.
          Во Франции покровительницей стекольщиков почиталась святая Клара.
          Так как пожертвования производились в разное время, нельзя было и думать о единстве цветовой гаммы собора в целом. Но это разнообразие только усиливало цветовое воздействие на входящих. Согласно традиции, верхние окна обычно были заполнены изображением одиночных фигур в полный рост. Особое внимание уделялось гармонии тонов стекол в алтарной части, больше всего привлекавших внимание входящих.
          В середине 13 века во Франции устанавливается решающее влияние Шартра и Амьена. Этому способствовало еще большее объединение страны под королевской властью. 13 век подарил миру самые замечательные образцы французской готики. К сожалению, жестокость времени и хрупкость витражей не дают нам  в полной мере оценить всё неповторимое очарование этого искусства.
         Оригинальных витражей сохранилось мало. К тому же в 18 веке в угоду моде на всё «современное» цветные витражи в соборах были почти полностью заменены простым стеклом. И если бы не усилия известного реставратора Виолле-ле-Дюка, который заново открыл для мира французскую готику и на основе старинных чертежей реставрировал наиболее известные французские соборы, мы не смогли бы сегодня приобщиться к завораживающей красоте витражей.
         Несколько слов об этом незаурядном  человеке.
Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (1814-1879) – выдающийся французский  архитектор, историк, археолог, реставратор, художник и писатель – обладал неукротимой энергией, универсальными знаниями и несокрушимой жаждой созидания. Творчество Виолле-ле-Дюка оставило яркий  свет в развитии европейской науки и просвещения XIX века. Он выступил первооткрывателем  новых методов реставрации старинных зданий. Эта работа стала делом всей его жизни.
          На первых же шагах его профессиональной деятельности ему повезло: на него обратил внимание популярный писатель Проспер Мериме, который в то время занимал должность генерального инспектора Комиссии исторических памятников. Молодой архитектор получает приглашение поработать над восстановлением парижской часовни Сен-Шапель, построенной по приказу короля Людовика IX  в 1239  году.
          Готическая часовня-реликварий Сен-Шапель расположена на острове Сите на месте бывшего Королевского дворца в центре Парижа. Капелла была задумана как место для размещения священных реликвий, привезенных из крестового похода на Константинополь. Среди них  были: «Терновый венец, обагренный кровью Христа", икона «Спас Нерукотворный» и множество других ценных реликвий.
          В цветовой палитре витражей преобладают красный и синий цвета, которые придают особую яркость и выразительность. На огромной витражной розе ХV века находится изображение сцен Апокалипсиса. Каждый витраж разделен на стрельчатые арки и «читается» слева направо и снизу вверх. На витражах изображено больше тысячи библейских сюжетов. Большая часть из них — подлинные,  изготовлены в ХIII веке, а остальные восстановлены во время реставраций..
          В  1844 году Виолле-ле-Дюк побеждает в конкурсе проектов  восстановления собора Парижской Богоматери... В 1846 г. ему доверяют воссоздание базилики аббатства Сен-Дени близ Парижа, а в 1849 г. — Амьенский собор.
          Из печатных трудов Виолле-ле-Дюка можно упомянуть  10-томный «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI вв.», 6-томный «Толковый словарь французской утвари со времен Каролингов до эпохи Возрождения», «Беседы об архитектуре» в двух томах. Кроме этого, им же написаны ряд популярных сочинений: «Прогулка художников по Парижу и его окрестностям» (1897), «История человеческого жилища с доисторических времен до наших дней» (1875), «Русское искусство: истоки, составные части, развитие и его будущность» (1877 г.) и многие другие.
          По своим художественным взглядам Виолле-ле-Дюк принадлежал к школе романтиков. В 1858 году он писал: «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени».
          Если бы не вмешательство Виолле-ле-Дюка, к настоящему времени было бы потеряно много ценнейших памятников прошлого. Архитектор спасал скульптуру, приводил в порядок руины, казалось, самых безнадежных зданий. По его чертежам мы получаем понятие о сооружениях, которые были разрушены в войнах XX столетия.
* * *
          Магия витражей  не осталась в далеком прошлом, она протянула свои живительные нити и в нашу современность. Величественным памятником зрелой готики возвышается над Реймсом один из крупнейших храмов Франции, официальное место коронации французских монархов с 1013 года.
          А в ее алтарной части центральной часовни, в строгой симметрии относительно главного нефа установлены огромные  окна, расписанные нашим современником Марком Шагалом: «Древо Ессеево», «Распятие Христа» и сцены из жизни французских монархов (1974 г). «Поющие» шагаловские краски  органически вписались в цветовую гамму средневекового собора.
          Витражами мастер начал серьезно заниматься в конце 50-х годов, уже в преклонном возрасте – художнику было 70 лет. Но его не остановила необходимость освоить совершенно новую технику. Светящиеся картины Марка Шагала – это уникальные творения, где солнечный свет играет особую роль: проникая сквозь стекло, он заставляет картины играть ярчайшими красками и сотнями разнообразных оттенков.
* * *
          Небольшая заметка о выставке разбудила мою память. И она покорно прокрутила перед моим внутренним взором всю вереницу городов, архитектурных памятников, средневековых соборов с их удивительными творениями древних мастеров. Но на первом месте так и осталось неизгладимое впечатление от первого в моей жизни соприкосновения с изумительными по своей красоте и силе воздействия витражами Святой Капеллы в Париже.

04.03.17 г

Фото из Интернета


Рецензии
Людмила, огромное спасибо. Очень познавательно. Неоднократно бывал в Sainte-Chapelle. Витражи, легкость и воздушность часовни поражают воображение!
Успехов! Жму зеленую.
С уважением,

Михаил Шуваев   07.04.2017 21:53     Заявить о нарушении
Рада, что работа Вам понравилась. Люблю собирать и сопоставлять отклики разных людей. Ведь каждый видит что-то свое. Это так интересно! С уважением и пожеланием новых впечатлений. Л.Х.

Людмила Ханыкова   12.04.2017 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.