Виктор Ширали и эротика

         
Представлять Виктора Ширали ( род. в1945 г. в Ленинграде) советским и постсоветским читателям не нужно: его все знают великолепно со времён «Сайгона»  70-х годов. И не только, конечно, как поэта, а как испытанного женолюба и ловеласа. Хотя поэту уже семьдесят лет, но это качество в его творчестве остаётся неизменным. Я не так давно уже писал о его книге  избранных стихов «Избранные возлюбленные», в которой стихи были сгруппированы по именам его девяти «муз». Назовём  их так. Этот сборник имел успех, разумеется, в узких кругах.
И вот теперь В. Ширали представляет читателю новую книгу «Флейтисточка» (СПб, 2016) – ассорти из новых и старых произведений.
Начнём с  авторского предисловия:

 «Читать Экклезиаста надо в юности, “Песнь Песней” – в старости.
Я пропел свою, с чем и прихожу к вам. Виктор Ширали 2016 год».
 
Вот и пришёл к нам Виктор Ширали с его старческой «Песнью песен», подобно престарелому царю Соломону и, кстати, в его же возрасте.

Нужда задуматься о том, что смерть близка,
        Сегодня вечером и через полстолетья.
        Но жизнь моя не более, чем искра… ( Стр. 7)
Царь Соломон, как известно, сочинил и Экклезиаст и знаменитую «Песнь песней».
Также и Виктор Ширали:
Я люблю,
        И цветут поцелуи твои
        Ладони моей посредине. 
    (…)
Я люблю.
        Я ласкал твою грудь.
        И соски,
        влажные, словно щенячьи носы,
        Целовали ладонь мою.  (Стр. 12)

Вновь и вновь возникают библейские аллюзии: «… два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями» («Песнь песнейя»).
Но Виктор Ширали многообразен. Судя по всему,  в этой книге  он подводит некоторые итоги своей поэтической деятельности. Поэтому наряду с библейскими ассоциациями  и авангардными изысками прежних лет  он включает в сборник   и простые стихи, написанные в самой традиционной манере. Но посвящены они той же ключевой для поэта теме – теме любви. Чувствуется, как дорога автору героиня его послания:

Чернеют дерева, глаза мои осенни.
        Чернеют дерева, души осенний вид.
        Чернеют дерева, дни певчие пропели,
        И голубь на карниз осенним днём прибит.
        Прости меня, моя весенняя невеста.

Как бы хотелось мне женой тебя назвать!
        Но надо ли тебе в душе осенней место?
        И стоит ли тебе женой осенней стать?   (Стр. 127)

Это лирика уровня Боратынского, и тем удивительнее, что В. Ширали одновременно   соединяет в своём творчестве и обращение к прежним мастерам поэзии,  и внимание к современности:
У поэта трупный возраст тридцать семь… (Стр. 130).

Я не знаю, кто раньше это написал В.Высоцкий («С меня при цифре тридцать семь в момент слетает хмель// Вот и сейчас как холодом подуло// Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль, // И Маяковский лёг виском на дуло»)  или В. Ширали. Если Ширали подражает Высоцкому, то это некрасиво  – надо хотя бы сослаться на первоисточник.

Но всё же главное в творчестве В. Ширали  –  это его любовная лирика, хотя подчас она бывает экстравагантной:
И когда я входил в тебя,
        Как входит в шлюз
        Большой корабль,
        То есть впритирку,
        Тщеславный образ…   
 (…)
Можно жить уже и своею топкой,
        И своими огнями,
        Впрочем, я никогда не брал
        Огня напрокат.        (Стр. 142)

В этом весь Виктор Ширали – он входит в женщину, как большой корабль и не берёт огня напрокат, поскольку в его «топке» всегда горит божественная «искра».
Закончить эту рецензию всё-таки хочется новым обращением к библейским сюжетам,   постоянной теме этого сборника:
Царь был прав, крутя колечко, – 
        Всё на крути как вода
        Только Суламифь сердечко
        Не вернётся никогда. (Стр. 158)
Конечно, поэт далеко не молод, но творческая божественная искра, о которой мы упомянули, его не оставляет.
Санкт-Петербург


Рецензии