Про Антона Эндлихера

Архитектора Австрийского странноприимного дома в Иерусалиме

 У меня такое ощущение, что при разгребании горы мусора и археологических обломков и расчистки территории под строительство Австрийского странноприимного дома участвовали чуть-ли не все арабы Старого города. Не удивительно, что на время Австрия стала главным работодателем для местных жителей. Мы можем сейчас только гадать и удивляться, нужно ли было столько рабочих или Эндлихера элементарно развели на деньги, но вот что я обнаружила перечитывая "Им ориент цу хаузе"-На Востоке дома. Пицамано (первый консул Австрии в Иерусалиме), считал, что Эндлихер слишком расточительно относится к деньгам. Он тратит на строительство большие суммы, чем следовало. Такие жалобы неоднократно поступали Венскому архиепископу, работодателю Эндлихера. Практически все деньги выделенные на строительство были потрачены, а даже центральное здание было по большей части еще не достроено. Изначально архитектор предполагал строительство центрального и двух прилегающих к нему боковых зданий. В это время в Астрийской империи разразился кризис связанный с войной, которая шла между Сардинией Пиамонтом с участием Франции и Австрией. Последняя потерпела поражение в этой войне. Лишних денег в казне не было. Из Вены поступило распоряжение, чтобы Эндлихер ограничился лишь возведением центрального здания. Но, молодой амбициозный архитектор (в ту пору ему было 30 лет) хотел видеть полное воплощение своего строительного проекта и приступил к расчистке территории под боковые флигели. За что он и поплатился карьерой. Его отозвали в Вену. Больше крупные строительные проекты ему не доверяли. А ведь в свое время он учился у ведущих венских архитекторов, подавал большие надежды. Эх Восток... Восток и незнание, непонимание местных условий, сыграло с тобой Антон злую шутку.
А ведь Пицамано, первый австрийский консул, хотел чтобы проектом и постройкой здания руководил Пиероти, главный архитектор Иерусалима в то время, но венский архиепископ отверг эту кандидатуру, т.к. Пиероти не был поданным Австрийской империи.
Мне казалось почему-то, что Антон Эндлихер после провала иерусалимского проекта прожил как минимум еще лет 10, но вчера просматривая подробности его биографии, обнаружила, что он скончался в возрасте 33 лет. Отстранение его от строительства Австрийского странноприимного дома стало для архитектора смертельным ударом. В этой связи невольно вспоминаешь судьбу одного из величайших архитекторов в истории Эрец Исраэль Антонио Барлуци. После того, как проект Базилики Благовещения предложенный Барлуци был отклонен, с архитектором случился инфаркт. Дело в том, что именно постройку Базилики Благовещения архитектор считал делом своей жизни. Переживания так сказались на его здоровье, что он уже не смог вернуться к прежней деятельности.


Рецензии