Орден Девы Марии под эгидой Габсбургов

RLD

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

XVI и XVII века были отмечены двумя событиями, имевшими тяжелейшие последствия для всей, но в особенности для Центральной Европы - нашествия турок-османов и вызванная Реформацией волна религиозных войн, кульминацией которых явилась Тридцатилетняя война - фактически первая мировая война (учитывая тогдашний европоцентристский взгляд на историю). К 1600 году из более чем двадцати баллеев (провинций, подразделявшихся, в свою очередь, на комтурства) формально подчиненного в духовном плане папе римскому изначально военно-монашеского Тевтонского (Немецкого) Ордена Девы Марии, расположенных на территории «Священной Римской Империи германской нации», верность католической вере сохранили только семь: Бизен, Кобленц, Лотарингия, Эльзас, Франкония, Австрия и Ан-дер-Этч (Альдо-Адидже в Южном Тироле).

Энергичному главе Ордена мариан-тевтонов - Верховному магистру (Гохмейстеру) эрцгерцогу Максимилиану Австрийскому - удалось полностью реорганизовать эти семь баллеев крайне ослабленного протестантской Реформацией и вызванными ею религиозными войнами Тевтонского Ордена. Был переработан орденский устав тевтонов. Отныне гораздо большее внимание, чем прежде, стало уделяться духовному окормлению паствы в орденских церковных приходах, а также всесторонней подготовке и обучению членов Ордена. «Братья-рыцари» Девы Марии решали разнообразные задачи в ходе религиозных войн, а позднее - в ходе войн с турками-османами, захватившими Венгрию, не раз опустошавшими имперские владения и даже доходившими до столицы «Священной Римской империи германской нации» - города Вены. Правда, мариане все реже надевали орденское облачение, отличаясь от своих сослуживцев-мирян чаще всего лишь единственным знаком своей принадлежности к Ордену - тевтонским лапчатым крестом на шее или крестообразной орденской звездой на груди. Тевтонские комтурства (командорства, комменды) на имперских землях, предназначенные изначально для хозяйственной деятельности, были реконструированы и превращены в мощные фортификационные сооружения, оборонявшиеся рыцарями Ордена Девы Марии.

В соответствии с переработанным уставом Тевтонского Ордена 1606 года каждому «брату-рыцарю» Ордена Девы Марии вменялось в обязанность не менее трех лет нести пограничную службу в орденских замках (орденсбургах). Как уже говорилось выше, на протяжении всего XVII и XVIII вв. значительная часть сил и средств Тевтонского Ордена уходила на борьбу против турок в составе войск «Священной Римской империи» Габсбургов. Тевтонский орден ежегодно выставлял против турок воинские контингенты, численность которых колебалась от 500 до 1000 конных и пеших бойцов. В составе современной австрийской армии еще сегодня существует основанный в 1696 году 4-й венский пехотный полк «Гох-унд-Дейчмейстер» (Regiment Hoch-und-Deutschmeister), или просто «Дейчмейстер» (Regiment Deutschmeister), возглавляемый, до самого падения монархии Габсбургов в 1918 году, австрийскими. Офицерский состав полка «Гох-унд-Дейчмейстер» столетиями комплектовался почти исключительно из тевтонских рыцарей. Даже полковая форма «дейчмейстеров» долгое время была традиционных цветов Тевтонского ордена - белого с черным (став впоследствии бело-синей). На момент падения монархии Габсбургов эта часть официально именовалась Нижнеавстрийским пехотным полком «Гох-унд Дейчмейстер» №4 (Niederоеsterreichisches Infanterie Regiment Hoch- und Deutschmeister Nr. 4).

Орденский полк, именовавшийся после своего создания в 1696 году, в соответствии с нормами тогдашнего немецкого языка, не Дейчмейстер (Deutschmeister), а Тейчмейстер Teutschmeister), активно участвовал в боевых действиях против турок-османов, в основном на территории Седмиградья (Трансильвании). 11 сентября 1697 года полк Тейчмейстер покрыл себя славой в битве с турками при Зенте под верховным командованием принца Евгения Савойского. По представлению принца Евгения, особо отметившего героизм полка в рапорте императору, последний особым письмом выразил свое высочайшее монаршее благоволение командиру полка Дамиану Гуго барону фон Фирмунд цу Неерзену. В 1717 году в битве под Белградом геройски пал командир полка Дамиан Казимир фон Дальберг. В период Семилетней войны полк доблестно сражался под командованием полковника графа Зоро (Соро) с пруссаками в битве при Колине  18 июня 1757 года (с тех пор день 18 июня стал днем ежегодного полкового праздника). В битве при Колине граф Зоро был тияжзело ранен и лишился ноги, но остался на императорской службе. По завершении Семилетней войны полк был переведен в район Венского леса. При введении нумерации полков Императорской армии в 1769 году полк получил №4. С 1814 года полк официально именовался «Гох-унд Дейчмейстер»  (Hoch- und Deutschmeister).

В федеральной армии (бундесгеере) Первой Австрийской республики 4-й пехотный полк также получил традиционное название «Гох-унд Дейчмейстер».

Традиции полка в составе австрийской федеральной армии послевоенной республики продолжал сначала кадровый 21-й ландверный полк (Landwehrstammregiment 21), затем - 2-й егерский полк 2-ё егерской бригады (Jаеgerregiment 2 der 2. Jаеgerbrigade), Егерский полк ВЕНА (Jаеgerregiment WIEN), а с лета 2006 году - 1-й Венский егерский батальон «Гох- унд Дейчмейстер» (Jаеgerbataillon 1 Wien Hoch- und Deutschmeister).

Любопытный факт: после присоединения Австрии к гитлеровскому Третьему рейху в 1938 году и включения бывшей австрийской армии в состав германского вермахта именно в полку «Гох-унд-Дейчмейстер» произошел бунт, вследствие чего он был расформирован и под его названием создан новый. Этот новый полк «Гох-унд Дейчмейстер», разросшийся со временем до размеров дивизии, был почти целиком истреблен под Сталинградом, однако его остаткам удалось вырваться из сталинградского «котла» и послужить основой для формирования новой дивизии вермахта, закончившей войну в другом, Курляндском «котле», из которого «дейчмейстерам» уже не суждено было вырваться, весной 1945 года. После Сталинграда погоны рядового, унтер-офицерского и офицерского состава этой дивизии (именуемой официально 44- Имперской Гренадерской дивизией «Гох-унд-Дейчмейстер», нем.: 44. Reichs-Grenadier-Division Hoch-und-Deutschmeister) украшала особая эмблема в форме креста Верховного магистра Тевтонского Ордена в сочетании с наложенным на крест орлом Третьего Рейха. Дивизия «дейчмейстеров» была одной из немногих в германском вермахте, сражавшейся под собственным, отличавшимся от стандартных знамен частей вермахта, знаменем - репликой знамени полка «Гох-унд-Дейчмейстер» габсбургской императорской и королевской армии (знамена большинства частей вермахта в годы Второй мировой войны хранились в гарнизонных церквях на территории Германии).

Войска германского вермахта, сражавшиеся в Курляндии, также получили в качестве знаков отличия нарукавные ленты с черной каймой, черной надписью «Kurland»(«Курляндия») и гербовым щитом Тевтонского Ордена с черным крестом на белом поле. Благодаря подобным фактам атрибутика тевтонских рыцарей - безо всякой вины с их стороны! - стала ассоциироваться у недостаточно информированной публики с германским национал-социализмом, достойным всяческого осуждения.

С окончанием войн против турок-османов во второй половине XVIII века все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских Орденов стало играть решение чисто мирских задач. В Тевтонском Ордене Девы Марии главный акцент также был перенесен на управление орденскими владениями, строительство новых замков, а по сути дела - пышных дворцов в стиле барокко, отвечавших вкусам той блестящей эпохи сравнительно недолгого затишья перед новой бурей.

Орденские комтурства превратились в находившиеся под образцовым управлениям имения или, если позволено будет употребить выражение более поздней эпохи - «культурные хозяйства». «Братья-священники» духовно окормляли свою паству и рачительно управляли орденскими храмами и приходами. А вот с когда-то образцовой орденской дисциплиной дело обстояло все хуже. Начиная с середины XVIII века участились случаи немыслимого прежде одновременного членства в Тевтонском и Мальтийском Ордене (и даже в масонских ложах, хотя членство в последних многократно запрещалось папским престолам правоверным католикам под угрозой отлучения от Церкви).

Эпоха наполеоновских войн привела к почти полному уничтожению Тевтонского Ордена. Завоевав пол-Европы и ликвидировав после победы при Аустерлице в 1805 году «Священную Римскую Империю германской нации», император французов Наполеон I Бонапарт повсюду запретил духовно-рыцарские Ордены, в том числе и Тевтонский Орден, и передал конфискованные орденские владения под управление своих марионеток - в первую очередь, монархов Рейнского Союза, протектором которого сам себя провозгласил. Это было концом существования Тевтонского Ордена в его прежней форме. Эпоха его государственного суверенитета завершилась раз и навсегда.

Тевтонский Орден Девы Марии сохранился, в виде мелких раздробленных владений, лишь на территории сильно урезанной монархии Габсбургов - Австрийской империи. Но в то же время французский завоеватель положил конец «эпохе троеверия (триконфессионализма)» в истории Тевтонского Ордена, силою вещей снова превратившегося в чисто католическую организацию (единственным исключением оказался маленький евангелический Утрехтский бальяж на территории Голландии, но и он не подчинялся уже не Верховному магистру-католику, а голландскому королю-протестанту).

На протяжении нескольких десятилетий Тевтонский Орден Девы Марии почти не пользовался влиянием. Существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное - орденское братство сохранилось. После смерти правившего начиная с 1804 года Верховного магистра эрцгерцога Австрийского Антона Виктора, в 1835 году, не только был избран Гохмейстером Тевтонского Ордена его преемник, эрцгерцог Максимилиан Иосиф, но и произошла очередная реорганизация Ордена. Главной идейной «движущей силой» этой реорганизации стал «реноватор (обновитель) Тевтонского Ордена» - католический священник брат Петер Риглер.

С 1809 года (и по сей день) резиденция Ордена Девы Марии находится в столице Австрии - Вене. В 1836 году Тевтонский Орден насчитывал в своих рядах всего лишь 6 «братьев-рыцарей» и 15 «братьев-священников». Только в 1839 году император Австрийский Франц и его знаменитый государственный канцлер Меттерних создали для ордена новую правовую основу. Орден Девы Марии принял новый устав и в течение последующих 90 лет официально именовался «Тевтонский (Немецкий) Рыцарский Орден (Дейчер Риттерорден)», хотя сокращенно его нередко по-прежнему называли просто «Тевтонским Орденом». Он превратился, по сути дела, в династический Орден Габсбургов. Согласно новому уставу, орденские братья обязались избирать Верховными магистрами обновленного Ордена только принцев Габсбургского Дома.

И действительно, с тех пор и до 1923 года Тевтонский рыцарский Орден возглавляли эрцгерцоги Австрийские (принцы правящего Габсбургского императорского дома). С 1840 по 1894 гг. они носили титул «Гроссмейстеров» (Великих Магистров) - единственный короткий период за всю более чем 800-летнюю историю Ордена мариан, а с 1894 по 1923 гг. - снова титул «Гох-унд-Дейчмейстеров» (Верховных и германских магистров).

Для рыцарей Тевтонского рыцарского Ордена под эгидой династии Габсбургов была введена особая орденская форма, напоминавшая военную. Она состояла из белого мундира с глухим черным воротником и черными обшлагами; надевавшегося поверх мундира белого супервеста с нашитым на груди черным лапчатым орденским крестом с серебряной каймой; белых брюк, заправленных в высокие черные лакированные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами; надевавшегося поверх мундира белого плаща-пелерины с черным, окаймленным серебром, лапчатым орденским крестом на левом плече, скреплявшегося на груди золотой цепочкой; черной фетровой шляпы с черно-белой лентой и черно-белым плюмажем из страусовых перьев. На прошитом серебряной нитью черном поясе с серебряной пряжкой, украшенной тевтонским лапчатым крестом, висел меч с узким клинком, в черных кожаных ножнах, с черно-серебряным эфесом (см. цветное фото в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры). Поверх белого с черной отделкой мундира на черной шелковой ленте висел знак Ордена - золотой, покрытый черной эмалью и окаймленный по краям серебром латинский лапчатый крест, увенчанный синим шлемом с золотой решеткой на забрале и пятью страусовыми перьями - 3 черными и 2 белыми. Звезда Тевтонского Ордена, предназначенная для ношения слева на груди, представляла собой черный лапчатый латинский крест с серебряной каймой.

Гох-унд-Дейчмейстер «габсбургских» тевтонов носил форму, аналогичную рыцарской, но с геральдическим крестом, соответствующим его сану, на плаще, груди и шейной ленте. После Второй мировой войны ношение описанной выше тевтонской орденской униформы (которую и без того после 1923 года носили все реже) окончательно вышло из употребления.

В период многочисленных реорганизаций под эгидой членов австрийской императорской семьи в составе Тевтонского Ордена была постепенно учреждена особая ветвь, так называемая «марианская линия» (названная по упоминавшемуся нами выше термину «мариане» - одному из древних названий рыцарей Тевтонского Ордена Девы Марии), задачей которой, как у католических мальтийских рыцарей и протестантских рыцарей-иоаннитов в данный период, стала организация добровольной санитарной службы (полевых лазаретов, санитарных колонн и госпитальных поездов).

Учрежденный Габсбургами в 1881 году особый «Марианский крест Тевтонского (Немецкого) Ордена», почти ничем не отличаясь от обычного - черного с белой окантовкой и расширяющимися концами «тевтонского» креста, имел в середине круглый белый медальон с красным крестом, окаймленный латинской надписью «ORDO TEUT. HUMANITATI» («Орден Тевтонского человеколюбия»). Еще одно отличие заключалось в том, что кавалеры носили «марианский» тевтонский крест носили не на черной, а на белой шелковой ленте с черными полосками, дамы - на банте аналогичной расцветки слева на груди. В отличие от самого Тевтонского рыцарского Ордена эпохи Габсбургов, остававшегося по своему составу строго католическим и не допускавшего в свои ряды «инославных», в «марианскую линию» был открыт доступ и протестантам.

В  «марианскую линию» Тевтонского рыцарского Ордена под эгидой династии Габсбургов был принят в качестве почетного комтура (командора, коммендатора) даже германский Император Вильгельм II Гогенцоллерн (невзирая на то, что являлся прямым потомком «узурпатора» власти Тевтонского Ордена над Пруссией - вероломного Гохмейстера Альбрехта фон Гогенцоллерн-Ансбаха, перешедшего в 1825 году из католической веры в протестантизм, под влиянием «отца» немецкой Реформации Мартина Лютера, и обратившего прусское орденское государство тевтонов в свое личное светское владение - зародыш будущего Прусского королевства!). Надо сказать, что германский кайзер Вильгельм II весьма гордился своей принадлежностью к Тевтонскому Ордену. Будучи одновременно Державным протектором (покровителем) другого, протестантского, иоаннитского Ордена (так называемого Бранденбургского баллея рыцарского Ордена госпиталя Святого Иоанна что в Иерусалиме»), Вильгельм II носил на шее совершенно уникальный, комбинированный знак своей принадлежности к обоим Орденам - большой белый восьмиугольный иоаннитский (мальтийский) крест с золотыми коронованными одноглавыми прусскими орлами между лучами и с наложенным на него лапчатым черным, с серебряной каймой и красным крестом в круглом белом центральном медальоне, комтурским крестом «марианской линии» Тевтонского рыцарского Ордена Габсургов на белой, с черными полосками, «марианской» ленте.

При Верховном магистре австрийских тевтонов эрцгерцоге Максимилиане Габсбурге, главным образом благодаря усилиям упоминавшегося выше реформатора Ордена Девы Марии Петера Риглера, орденского «брата-священника» и профессора богословия, Орден был - в очередной раз - подвергнут коренной трансформации. Так, в нем был воссоздан институт «орденских сестер». Орден по-прежнему принимал в «братья-рыцари» представителей благородных родов, но в него также вступало все больше студентов богословия, «услужающих братьев», от которых (в отличие от кандидатов в «братья-рыцари») не требовалось доказательств знатного происхождения, и так называемых «сестер-аспиранток (соискательниц)».

Всего за несколько лет при Ордене образовалась весьма современная и динамичная для того времени сестринская конгрегация. К 1900 году на территории Австро-Венгерской или, как тогда говорили, Дунайской, монархии Габсбургов (т.е. Австрийской империи и находившейся с ней в династической унии Венгерского королевства) насчитывалось более 1000 «сестер» Тевтонского Ордена, несших свое служение в 70 орденских госпиталях, больницах, приютах, школах, детских садах и приходах, а кроме того - более 1000 рыцарей, фамилиаров и священников Тевтонского Ордена,  занятым, подобно католикам-мальтийцам и протестантам-иоаннитам, главным образом санитарной службой в условиях как войны, так и мира.

После падения Австро-Венгерской монархии земельные владения Ордена оказались разбросаны по шести государствам, включая новые субъекты международного права, возникшие на обломках Дунайской монархии. Все эти шесть государств поспешили (за исключением Италии) присвоить себе орденские владения тевтонов. Гохмейстер («Дейчмейстером» он себя уже не именовал в связи с неясностью вопроса, является ли послевоенная Австрийская республика частью Германии или нет) эрцгерцог Ойген (Евгений) фон Габсбург преобразовал возглавляемый им Тевтонский рыцарский Орден в чисто духовный, клерикальный, или монашеский, Орден, во главе которого с 1923 года стоит католический священник. Последнее было связано с намерением не дать новым австрийским республиканским властям конфисковать имущество Ордена как - якобы! - часть имущества свергнутой династии Габсбургов. Институт «братьев-рыцарей» был ликвидирован, единственными членами Ордена не священнического звания остались фамилиары, из числа которых Верховный магистр после Второй мировой войны назначает «почетных рыцарей» («рыцарей чести»), или, по-немецки, «эренриттеров».

Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии
Много орденов пало под тяжестью лжеисториков. Как поменяли ордену мировоззрение внутри самого ордена так он и распался. Не приняли бы чужую идеологию существовали бы до сих пор. Те идеи которые навязали ордену привели его к разрушению. И война с Россией тому доказательство.

Зирк Алексей   25.09.2021 15:03     Заявить о нарушении