Несказанное, синее, нежное

В судьбе человека, в судьбе его родных и близких людей,  как  в  зеркале, отражается история его страны, его времени.  Люди, которые вершили историю,
оставили в ней свой след, которые живут рядом с нами. Еще география страны, ее просторы. Но не менее значимо и место, где родился человек, где прошло его
детство, жили родители,  родные, друзья. 

Я родилась в Серебряных Прудах на юге Московской области. Всегда любила и люблю это сочетание слов,звуков. Кажется, более красивого названия нет на свете. Серебряные Пруды.  Серебро прудов. Пруды из серебра. Серебряный свет. Серебро реки. Можно бесконечно играть с этими словами. Хорошо смотреть на Серебряные Пруды из окна приближающегося к станции поезда. Проехали города Каширу, Ожерелье.
Вот и маленькое, уютное, сотканное из зелени берез село  Узуново осталось позади.

Сердце нетерпеливо колотится - ну где же вы, где? И как всегда, неожиданно глазу открывается панорама,до боли знакомая и каждый раз новая. Леса взбегают
куда-то вверх, оставляя место петляющей речушке.Одинокие домики все чаще объединяются в пары, а на высоком пригорке светятся купола голубой церкви, от
которой в разные стороны разбегаются улочки.

Петляющей речкой они делятся как бы на две половинки. Сегодня центр города переместился на Первомайскую улицу, где построены многоэтажные дома, дом молодежи, новая школа, больница, а в центре уютной площади среди ухоженной зелени поставлен бюст нашего прославленного Маршала Советского Союза
Василия Ивановича Чуйкова – большой гордости всех серебрянопрудцев.

На старой же площади сегодня находится конечная автобусная станция, и один за другим подъезжают маленькие и большие автобусы, на которых  написан конечный пункт их следования.От многочисленных разворотов автобусов на площади тянутся
как бы врезанные в асфальт следы их колес.Почему-то всегда эти следы в мокрой темной земле,даже когда нет дождя. Видимо, так напоминает о себе наша
черноземная земля.

А земля, особенно вспаханная ранней весной или поздней осенью под озимые культуры, действительно необыкновенная. Она лежит на полях пластами, играющих друг с другом и похожих на маленьких тюленей, перевернутых комков, которые образовались от тракторного плуга. Каждый из них живет как бы самостоятельной жизнью – взбит, напоен, душист. А все вместе образуют живое темное  пятно в окружении лесов, то надевающих свои наряды, то снимающих их. И в зависимости от времени года лес стоит  зеленый,веселый по весне и лету, или погрустневший, осенний,перебирающий перед приходом зимы свое разноцветное одеяние.

Как тут не вспомнить слова великого поэта земли русской Сергея Есенина: «Гляну в поле, гляну в небо,/И в полях и в небе рай./Снова тонет в копнах хлеба/Незапаханный мой край».

Милый мой серебряно-прудский край! Все-то в тебе рождается самое вкусное, самое лучшее, будь то антоновские яблоки, описанные с такой любовью И.Буниным, или картошка, вкуснее которой нет на земле и которая спасла многих из нас от голода в
тяжелые военные и послевоенные годы.

Мой островок в этом океане жизни. Дом, где жили мама и папа, родились мои братья, куда часто захаживала тетушка Дуня. Дом, где всегда бывало много друзей. Я
хорошо помню своих друзей, их родителей, ближайших соседей по дому и других милых моих жителей Октябрьской улицы.

Со временем все больше понимаю Василия Шукшина, его тягу к односельчанам, их жизни, языку. «Что это за слово - острекалась?»,- долгое время поправлял меня
мой дорогой муж.- Надо говорить – «обожглась».  «Как ты не понимаешь», -  это я,- в ответ, - «острекалась крапивой».

Мы не раз плакали, видя горе собак, от которых отрывали щенят. С раннего детства знали слова Сергея Есенина: «Утром в ржаном закуте,/Где златятся рогожи в ряд,/Семерых ощенила сука,/Рыжих семерых щенят./До вечера она их ласкала,/Причесывая языком,/И струился снежок подталый/Под теплым ее животом./А вечером,когда куры/Обсиживают шесток,/Вышел хозяин хмурый,/Семерых всех поклал в мешок./По сугробам она бежала,/Поспевая за ним бежать.../И так долго, долго
дрожала/ Воды незамерзшей гладь». Наверное, оттуда, с этих печальных слов, проходит через всю мою жизнь любовь к собакам.

Моя любовь к земле и всему живому имеет и другие корни. Мне посчастливилось быть рядом с братом-трактористом, который много лет  пахал землю.Я всегда вижу эту огромную махину вспаханной земли, черной, жирной, за которой хотелось прилетевшим грачом бежать и кормиться ее щедростью.Труд хлебороба тяжел, но дает полное единство с природой, когда человек чувствует личную ответственность за родную землю и наслаждается ее красотой.

Бывая в родных краях,  я отчетливо понимаю, что если живет во мне чувство свободы, простора, запаха полыни, клевера, качающей головой ромашки, алеющей
луговой гвоздики - всей этой удивительной красоты, то это оттуда. С наших лугов. Я иногда думаю, что и огромная любовь к жизни, которую я считаю высшим даром, чудом, радостью - это тоже оттуда. Как полет бабочки, где все слилось в одной божественной гармонии - небо, земля, вода, цветы, свежий ветер, и где ты есть, и где ты свободна.

Об этом и писал Сергей Есенин: «Несказанное,синее, нежное.../Тих мой край после бурь, после гроз, /И душа моя - поле безбрежное/Дышит запахом меда и роз».

Чтобы добраться до места, которое "дышит запахом меда и роз", надо ехать в сторону от Серебряных Прудов до Рязанской области, где особой красотой пленяет село Константиново. Там и родился и жил в детские годы Сергей Есенин. Красота земли, где родился поэт,близка нашей, но простора для глаза больше.

От жилых домов на пригорке села Константиново до речки Оки Бог создал такой роскошный пейзаж из разбегающихся широко и привольно прядей земли, что глаз отказывается верить в эту красоту. Воспевая ее, Есенин писал:«Гляну в поле, гляну в небо,/И в полях и в небе рай./Снова тонет в копнах хлеба/Незапаханный мой край».
 
Связь с природой у Есенина прослеживается почти в каждом стихотворении.«Шаганэ ты моя,Шаганэ!/Потому, что я с севера, что ли, /Я готов рассказать тебе поле, /Про волнистую рожь при луне.Шаганэ ты моя,Шаганэ...».

Вполне естественно, что стихи Есенина отражают все противоречия становления новой власти в стране.Отсюда – то признание, то явное  негодование поэта от того, что происходит в обществе, и, прежде всего,в деревне. Отсюда – все более складывающийся о нем образ «пропойцы».

Но это лишь общее суждение, мало раскрывающее глубину дара его славянской души, очень ранимой,мечтательной,  растворенной в красках и голосах родной природы, любовью к родине. «Моя лирика, — говорил  Есенин, — жива одной большой любовью,
любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». Силу этой любви ему давала сама природа, все его «опавшие клены», «золотая роща»,«пролетающие журавли», «луна золотою порошею», «брызги водяные кручи», «пасмурная буря».

Читая стихи Есенина, чувствуешь, как меняется тон его стихов, передавая горькое осознание им изменений, происходящих в стране, лично с ним:
"Несказанное, синее, нежное.../Тих мой край после бурь, после гроз,/И душа моя - поле безбрежное/Дышит запахом меда и роз./ Я утих./ Годы сделали дело,/Но того, что прошло, не кляну./Словно тройка коней оголтелая /Прокатилась во всю
страну./Напылили кругом./Накопытили./И пропали под дьявольский свист./А теперь вот в лесной обители/Даже слышно, как падает лист".
 
Словно предвидя будущее, поэт писал: "Но и тогда,  /Когда во всей планете / Пройдет вражда племен, /Исчезнет ложь и грусть, / Я буду воспевать
/ Всем существом в поэте  /Шестую часть земли / С названьем кратким “Русь".

Нам досталось удивительное счастье – родиться на Руси, чтобы любить ее, беречь, защищать, быть ответственным за ее будущее. Чтобы любить природу и родную страну так, как любил ее Сергей Есенин.
 
И тогда каждое новое поколение непременно прочитает слова дорогого нам поэта: «Ты жива еще, моя старушка?/Жив и я. /Привет тебе, привет!/Пусть струится над твоей избушкой/ Тот вечерний несказанный свет».

Несказанный свет любимой моей Родины.


 


Рецензии
Трогательно, заботливо, нежно. Как мелодия родины.
Спасибо!

Роза Исеева   02.01.2018 04:59     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Роза!
Храни Вас Бог!

Раиса Коротких   02.01.2018 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.