Главное произведение Дос Пассоса – трилогия «США», дающая обширную панораму американской жизни в течение трёх десятилетий. В этом эпическом произведении он использовал такие новаторские композиционные приёмы, как «киножурнал», то есть коллаж документальной информации, и «глаз объектива», регистрировавший поток сознания самого автора. Из энциклопедии. // Я применил газеты в историческом романе, и буду применять дальше. Когда допросить свидетелей уже нельзя, потеряно, но лежат первоклассные свидетельства в виде прессы того времени. Мне говорили, заимствовал, повторил приём Дос Пассоса. Не совсем так. Он применил отрывки из газет, как будто вихрь метёт эти газеты, выхватывает оттуда бессвязные фразы, неначатые, неоконченные. Мол, насколько газеты не отражают жизнь. У нас в стране газеты очень даже отвечали жизни. Сегодня написано в газете «надо уничтожать классового врага», и в эту же ночь берут тысячами. Поэтому у меня совсем другая функция газет, расположения законченные, связанные и вместе сюжетные. Я как бы даю ещё одному свидетелю – газете – помочь мне там, где не хватает свидетелей. Тяжело читать непрерывное изложение от автора. Установил их для себя три вида: обычное, политическое и кино. Некоторые места зрительно и ясно вижу в деталях, просто показываю их, как на киноэкране. Сценарные главы можно или снимать или видеть без экрана. Самое настоящее кино, написанное на бумаге. Применяю в тех местах, где не хочу обременять текст лишними деталями. Начнёшь писать прозой, много будет информации ненужной, а вот если картинку показать – эти полстраницы передают гораздо больше, нежели описание. Читатель быстро привыкает, и уже понимает, зачем это. Вот собственно и все приёмы. Я бы старался меньше ими пользоваться, но порой не обойтись. Александр Солженицын. // Владимир Богомолов снабжает повесть «В августе сорок четвёртого…» вымышленными документами, сделанными под реальные. Книги, целиком смонтированные из документов, не такая уж редкость в нашей литературе. В 20-30-е годы прошлого века это и вовсе был модный жанр, в нём работали и Вересаев, и конструктивисты. Роман-коллаж, роман-хроника. // Умберто Эко, роман «Остров накануне» – прозаический центон (монтаж цитат) в духе и стиле барочной европейской прозы XVII века. // Виртуозно владел методом литературного монтажа Венедикт Ерофеев: цитаты прямые и скрытые, аллюзии, переклички, параллели, библейские образы, метафоры и ходы. Если курят, то тринадцать трубок; если позвонок, то четвёртый и так далее. Все цитаты плотно вписаны в авторский текст. // Очень важен литературный фон. Виктор Шкловский. // Я пытаюсь сейчас преувеличивать существенное и намеренно оставляю едва намеченным всё второстепенное. Ван Гог.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.