Коменты двух типов на Евангелие от Иоанна. 4 глава

Глава 4

"1 Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, —
2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —
3 то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.
4 Надлежало же Ему проходить через Самарию."

Итак, Иисуса не прельстила слава супер-Крестителя, "первого блогера" - и ниже становится видно, чего ему на самом деле хотелось: не просто воды, а настоящей жизни в духе  и истине (не воды, а вина - производящего дух...) По сути, Его история очень похожа на одну историю из Ветхого Завета - когда ударили в камень и из камня потекла вода (причем, не просто ненадолго потекла, а превратилась в постоянный источник...) - и произошло сотворение на земле нового мира... Хотя надо понимать, что и обычная вода была в Израиле драгоценностью, постоянно спасавшей жизни и преображавшей измученных жаждой людей... В местах, где вода течет из крана, нелепо считать водное омовение каким-то сакральным "крещением"!

Я слабо разбираюсь в тамошней географии и истории (хотя многократно все слышал) - в тумане для меня и Самария и Галилея. Причем, похоже, не будь оттуда Иисус, про Галилею и вовсе никто бы не слышал?! А самаритяне - это, типа, мутанты, смесь евреев с другими народами - причем, вовсе не с победой еврейской крови! Семиты смешались с семитами - и евреев стало уже невозможно найти! ...Галилея - это гористая местность на границе между Израилем и Ливаном - почти никогда не была частью Израиля! А ведь и Иисус и многие апостолы родом оттуда?! Они горцы-язычники, а не иудеи?! Отдельный народ, причем, с явной любовью к родному краю... Ну, язычниками там были далеко не все - Иисус явно не из числа; да и формальным папашей у него считался некий еврей Иосиф - отчего самого Иисуса и пускали в синагоги и храм... Тем не менее, факт крайне важный - ведь горцы по всему миру отличаются смелостью и воинственностью ("не мир Я принес, а меч"); и не будь у него папаша еврей, Иисус точно бы чукчей, "осетином" считался, а не учителем... (О чем говорить, если между евреями и галилеянами существовал запрет на смешанные браки!) Иисус несколько лукаво называл своего отчима отцом, чтобы проповедовать евреям, а так просто не знал, от кого Его родила Мария (тоже галилеянка)... Провинциалы гораздо меньше завербованы традицией, у них гораздо больше поводов бунтовать против нее  - и они свободнее к традиции относятся, она там всегда мутирует (во все стороны - не только в сторону истины) ...И эта самая Галилея лежала еще дальше от Иудеи, чем презираемая иудеями Самария (отчего Иисусу и пришлось идти через эту последнюю) - со всеми вытекающими из такой географии последствиями...


П.С.: а нельзя было сразу выправить текст, а не уточнять его?!
Кругом вот именно что "слухи" - и а Евангелия они тоже проникли по полной программе (тем более, Иисус был реальным бродягой, нигде не задерживался - уследить за ним могли очень немногие)
Не объясняется, почему Иисусу данный слух настолько не понравился, что он решил смываться. Была угроза или же напротив?
"Более приобретает учеников" - а сколько их было?! Неужели трудно подробнее написать... И ведь никакой учебы не проводили ни Иисус, ни Креститель? У них были последователи, фанаты и они с ними иногда разговаривали, не более того... А то бы Иисус мог провести семинар по чудесам, по исцелениям! Втолковывал бы им как Павел,  не ограничивался парой загадочных притч...


"5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать."

Ни с женщинами,  ни с самарянами нельзя было говорить... (хотя жажда не тетка!)
И самарянка отвечала Иисусу насмешливо... - причем, не только сначала, но и потом? все три раза... Сначала насмехалась как над иудеем, а потом как над Дон Кихотом...

Каков тут Иисус? Он устал от пути и у него пересохло в горле. Он был как пьяный от усталости и жары - и как пьяный принялся пророчествовать и мечтать... И не намечтал, не напророчил ли Он нынешнюю цивилизацию?! - где за водой не надо ходить к колодцам и прочее... Т.е. Он-то мечтал о совершенных людях, не подверженных жажде, которые сами являются источником жизни для всего вокруг как та же вода...

Иисус - это вода, становящаяся источником жизни для духа и ума (который сух, математичен и схематичен - "научен" - сам по себе). Вода оживляет, делает гибким и подвижным ум и дух, а живые  ум и дух текут в жизнь вечную, достигают истины и бессмертия... (всякая жизнь беременна вечностью и бессмертием и всякий ум беременен истиной... Истина служит вечности (ум служит душе) и вечность служит истине (душа служит уму и духу) - лишь на двух ногах можно добраться до совершенства (хотя где ум, там и тело, т.е. эта нога двоится; а душа - это облако, т.е эта нога расплывается...)

Зачем Он ей стал это говорить? почему этот незначительный случай вошел в Евангелие? В конце концов, кто был свидетелем этого разговора? Явно не Иисус его потом пересказывал, а самарянка. Бабы-трещотки лучшие проповедницы... Но ее, конечно, убил только факт, что он точно знал количество ее мужиков... Смешная история... Иисус как знаток баб - ему достаточно только взглянуть на любую из них, чтобы точно прикинуть, какова ее ****овитость.... Она пренебрежительно  насмехалась над Ним и тут Он неожиданно ударил ее поддых, застал врасплох, по сути раздел ее донага...

Надо отрыть колодец в себе, чтобы не жаждать, надо ударить в свой камень так, чтобы потекла вода и образовался источник (люди, мы же все не камни и не железяки! мы же все состоим из красной воды и мягкой, как губка, плоти! Чуть больше самокритики, чуть сильнее удар по себе, чтобы наконец-то проняло... От своих ударов по себе, открываешь таланты в себе, дар Божий, а от внешних ударов "жизни" (смерти) по тебе, открываешь мудрость в себе,  страх Божий) Хотя реальная жизнь такова, что любой колодец и источник будет периодически  заносить песками... (с периодичностью раз в день?! раз в три дня максимум - а скорее трижды на дню... История человечества как борьба бесплодной пустыни и живительной воды, борьба  песка, на воду очень похожего и настоящей воды...)


П.С.: зачем стал разговаривать с этой бестолковой? Притч и аллегорий даже Никодим не понимал...
Опять: вода - это символ души... Поставьте слова "душа" и "ум" на нужные места (вместо "воды" и "духа") и сразу Евангелие будет на порядок понятнее. А ещё все качества и разнообразные слова можно свести к добру (свойство души) и уму... Уже на  два порядка всё станет понятнее - и этого уже должно хватить для того, чтобы Евангелия, наконец, стали действенными, жизненными, перестали быть предметом культа...
Почему чудо не совершил, чтобы самому напиться? (Хотя зачем - ведь можно самому достать воды из колодца! Или учеников попросить... Хотя из их разговора следует , что воду могла достать только она. И ученики, якобы, все ушли. Значит, Иоанн не был очевидцем?)

Как есть три света, так можно насчитать и три воды - мысли, например, тоже текут... Наверное, и жажда может настичь во всех трёх сферах? Просто Иисус даёт изобилие... (В себе изобилие чувствую не часто - надо доить себя как корову, чтобы потекла струя....)


"16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк."


Вот он, этот знаменитый хук слева - с ответной язвительностью...

Меня всегда смущало слово "господь" - явно же значащее "господин", а не "бог". Господин и авторитет в религиозных делах... А может она так сказала: "хо-осподи-и, вижу, что ты пророк" (и опять с насмешкой, но уже машинальной, потому как от таких хуков запросто можно, например, свалиться со стула...)

Опять же, что имеем? - древний деревенский мир ничем не отличался от нашего деревенского- и еврейский мир ничем не отличался от гойского. В райцентрах чуть ли не все бабы ходят по рукам...

П.С.: очередная комедия - с мужами. Иоанну другие эпизоды запомнились, и он явно был очевидцем... (Иначе бы списывал у других)
Нормально так поговорили... Надеюсь , что он как Шерлок Холмс считал всех пятерых по каким-то приметам... И в том мире разврат и ****ство были нормой. Во времена  цивилизации всегда царят "свободные нравы"...
Зачем муж-то понадобился? (Кстати, я не уверен, что Иисус в этом отношении был законником; наверняка считал, что главное - жить вместе по любви)

"20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине."

Уже знает Иисус, что поклонения на горах и в храмах ничего особенного не значат, а все-таки ввертывает, что спасение от иудеев, что иудеи якобы знают, чему кланяются! да все, кто кланяется, еще ничего не знает - и кланяется не от знания, а от страха неведения... Мало этого, Он говорит "мы" - т.е. полностью причисляет себя к этой кичливо-раболепной биомассе! Знать что-либо можно только в духе и истине - и это знание сразу уводит и от гор и от храмов и от иудеев... - и от Иисусов как объектов поклонения. Знающий не поклоняется никому! Пребывающий в истине и в духе ведь сам является богом... Истинные поклонники так же невозможны, как и истинные наклонники... Дико представить себе, что Бог, пребывающий в духе и истине, ищут себе среди людей поклонников! Может, Он еще и "лайков" ищет, и всей прочей популярности?! Ему нужны делатели в духе и истине, сотрудники... - едва ли не соработники... Только помощь делом и является истинным поклонением...

"Бог есть дух" - Бог есть и тело, Бог есть и душа, просто без подключения и Бога-духа истины не достичь, только вся Троица может справиться с горами и храмами, загородившими путь...

Жизнь в духе и истине - это, кстати, вовсе не просто; она всегда должна сопровождаться ни чем иным, как  "Страшным судом" - в виде возражений и критики, без которых вместо истины всегда получается пустопорожний пафос, напыщенная болтовня, неработающие машины и организмы, имеющие только вид настоящих...

П.С.: 22 стих наверняка еврейская вписка! Причем, очень мерзкая, противоречащая христианству...
Сам Иисус тут малость подзабыл про Троицу, выпятил только ум и его истины? Нет, ведь сначала он ей про душу-волу толковал... Просто ума и истины очень не хватало - особенно, женщинам; их ложный ум всё время губит на корню... (Например, ей внушили ложный, примитивный , дурацкий постулат про поклонение на горе...)
"Поклонение в духе" - не поклонение, а служение, не в духе, а в уме. О служении богу умом речь...


"25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою."


Да, Иисус ощущал себя именно мессией - и не боялся обвинений в мании величия... Но возвестил Он не все, потому как все вместить никто не мог - и эта женщина, разумеется, тоже ничего не вместила... Опять же, слово "мессия" значит "религиозный вождь" - вождей и мессий может быть много... (их и было много, причем, уверен, не только в Иудее и не только в те времена). ...Иисус никогда не отрекался от своей миссии, не утаивал ее (типа, до лучших времен). Он был миссионером среди дикарей и набрал себе команду помощников...


П.С.: по-моему, это единственный раз, когда он такое сказал! Ни Пилату, ни фарисеям, ни Крестителю, ни даже ученикам вроде бы не говорил такого... Хотя был эпизод с Петром, но там сам Петр высказался, а не Иисус...
Видимо, бабы не опасался и чувствовал себя свободнее, вел - откровеннее...


"27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?"


Боялись с Ним разговаривать? Опасались, что тема могла быть интимная?! Опасались, что не все еще о Нем знают, присматривались к своему новому руководителю... (зачем вообще отмечен этот момент?)


П.С.: боялись перечить и совать свой нос... До дружбы с Иисусом надо дорасти (а дорастешь не раньше, чем станешь чудотворцем)
И это явно написано очевидцем (потому что особого смысла нет, это только деталь)


"28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему."


Досужие деревенские взвихрения... Наверное, любой новый человек сразу привлекал внимание, а тут ведь и какой-никакой повод был...

П.С.: баба растрезвонила и получилась отличная реклама (не зря с ней разговаривал)


"31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его."

Дополнение к воде живой - еще и еда... Известное дело: фанатик может забывать об еде и реально не кушать... И вот Иисус называет главным для себя не поклонение Отцу, а творение воли и совершение дела...


П.С.: ни пить, ни есть нормально не желал, сразу переводил всё в духовную плоскость. Это уровень концентрации... Концентрация даёт силу - а пища может расслабить... Пища подкрепляет слабых (например, меня), но сильным не делает...

Как же Иисус - верховный бог, если он сам называет себя посланником и исполнителем воли?
Например, мы не знаем, кто такие ангелы или херувимы...
Может, он - первый из людей, сумевших перейти на божественный уровень... Все человеческие души вместе - это как планета земля , на которой должны произрастать подобные боги - но пока растут только сорняки... (Одни сорняки возникшего  бога стремятся убить, чтобы не было нелестных сравнений, а другие сорняки делают из этого бога идола...)

"35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их."

В духе и истине становишься проницательным не только насчет баб, но и насчет состояния "нив", т.е. народов. Они уже переросли архаику с закланием животных на жертвенниках! (но в итоге, попы лишь архаику свою обновили - мясо и кровь заменили хлебом и вином)

По-моему, Иисус сначала был излишне оптимистичен - недооценивал сорняки, тоже посеянные? Потом у Него были притчи на эту тему другого рода - не только про сорняки, но и про каменистую почву... -  и про то, что самих делателей мало... Собственно, и народ, со своей стороны, одно время был излишне оптимистичен в отношении Иисуса - еще за несколько дней до распятия толпами бегал за Ним с пальмовыми ветвями... Иисус рассчитывал из мессии-бродяги превратиться в мессию-царя? основать царствие Божие на земле...  И Он не взял грехи мира на себя - что за бред - просто грехи мира Его утопили, распяли. Грешники сами тонут в грехах и распинаются своими грехами и других топят и распинают...

П.С.: некогда поесть на жатве...
Кто сеял , кто жнет - и что... "Сегодня - день спасения" - или его нет все тысячи лет...
Опять аллегории и опять связь с сельским хозяйством, которое он наверняка знал и видел. Земные плоды - через четыре месяца, а вот людишек именно сейчас надо окучивать, пока не заняты... Но хорошо ли прошла у него эта жатва? С одной стороны это так, а с другой - иначе. День и ночь одного и того же процесса....
(И точно они жали, а не сеяли?! Кто-то посеял ветхий завет, а собрать попытались новый?! Или сеял Иисус своими чудесами? Непонятно...)


"39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос."


Всерьез эту их "веру" я бы принимать не стал. Во что только люди не верят два дня! Действительно верит только тот, кто следует за тем, во что уверовал - а об этом тут ничего не говорится.... И вообще, смешно, когда в захолустных деревнях важнецки рассуждают о "спасителях мира" и "мессиях"!... А женщины и вообще Его очень любили - такого необычного парня, явно вождя, где еще встретишь?! Он же был покруче Курта Кобейна...


П.С.: локальная история... там два дня, здесь два дня.. - ничего более значимого Иоанн не вспомнил, пытаясь дополнить другие евангелия?!
Кстати, в Википедии написано, что велика вероятность того, что рассказывал эти истории апостол Иван, а вот записывал уже Иван-пресвитер (брат Иисуса?)


"43 По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею,
44 ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве.
45 Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник."

Пророк не имеет чести в своем отечестве, потому как со своими там все обращаются как с равными и у своих там знают не только парадные стороны, но и изнанки. Но - если свой оказывается в чести у других, то отечество начинает гордиться своим земляком и прежняя свойскость дополняется еще и честью в квадрате... (все это касается не только больших отечеств, но и малого - родственников)

П.С.: пошёл на родину, потому что там его не ценили? Но его, типа, и там скрепя сердце оценили, потому что он чем-то нашумел в столице (наверное, чудесами, но где они описаны?)
Пророк не имеет чести в своем отечестве (и даже у своей матери; наверное, и прочей родни) - но разве он пророк? Он же бог-чудотворец! ... Наверняка говорили, что вот, сбился с пути, подался в бродяги... Ну, и "возомнил о себе"... "Малахольный, юродивый".... "Чокнутый, псих"...


"46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.
48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его."

Иисус явно неохотно занимался исцелениями. "вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес" - это ключевая фраза, объясняющая мотивы, почему ему все-таки приходилось нарушать Божественное естество... "Блажен, кто не видел знамений и чудес, но уверовал" - т.е. вероятнее всего подобные уверования ничего не стоят, и скорее всего приведут к заблуждениям уверовавшего...

Исцелял ли Иисус в этом случае или просто провидел, как и в случае с распутницей? Но как он мог провидеть? Может, на самом деле расспросил отца про симптомы и обстоятельства  болезни сына. Не случайно же все-таки отец сомневался, чему приписать исцеление - не естественному ли ходу событий... В любом случае, болезнь оказалась несерьезной - просто температура подскочила? Но стоило ли тогда так отцу беспокоиться и  беспокоить Иисуса... Наверное, это был младенец, может быть, первенец, над здоровьем которого тряслись родители...

В общем-то, Иисус отмахивался от родителя - и может быть, Он почти всегда так от пристаючих любителей чудес отмахивался - но иногда это получалось удачно! Обычная теория вероятностей - но в евангелия собирали только удачные случаи - опять же, для того, чтобы народ хоть так, но уверовал... Раз у Него была слава исцелителя, то за Ним точно вился рой желающих халявы все эти три года - тем более, что альтернативой была не медицина, а какие-нибудь другие шаманы... И в таких отчаянных ситуациях никто не пытался Его разоблачить - никто и не надеялся на стопроцентный результат, имея уже, конечно, опыт общения с шаманами и прочими тогдашними алхимиками. "Авось, повезет" - это все, на что они надеялись. И конечно, жутко радовались и трубили окружающим о своей удаче, когда им действительно выпадал счастливый билет в этой лотерее... Хотя горячка могла в седьмом часу оставить младенца, а в девятом вернуться... (И в наше время полным-полно подобного! Причем, это касается не только людей-целителей, но и таблеток целительных - если матери что-то когда-то "помогло", то эта таблетка становится фетишем, она уже верит в ее помощь - и находит признаки помощи и в других ситуациях, хотя и очевидно, что никаких особенных изменений не случилось... - или же находит какие-то извинения для таблетки и обвинения для себя, почему ничего не вышло...)


П.С.: с такими возможностями мог бы исцелять всех подряд! И никакая вера для этого не нужна - достаточно жестоко и эгоистично требовать веры в себя, когда требуется помощь и спасение от смерти. И когда эта вера ни для чего не нужна... Странная, конечно, история...
Хотел их без чудес убедить, но говорил слишком мало, слишком странно, слишком  экстремальные вещи - недостаточно убедительно; поэтому помогал себе чудесами. Да и по доброте своей исцелял. Но вообще, не увлекался  и не рекламировал себя с помощью чудес... Может, и надо было увлечься! А то, получается, что он был скуп во всем - только коротким пунктиром на земле отметился...
Получается, народу по вкусу пришлись его чудеса, но осталось малопонятным его учение, а вот с умниками обратная ситуация... Половинчатая ситуация, она недостаточна, межеумочна, промежуточна... Нужно яснее всё объяснить народу и нужно найти такие чудеса, которые имеют объяснения (я нашёл)


Рецензии