Накоротке о разном

Досужие размышления простого обывателя




О дорогах   




         
                "...Дорога,дорога, ты знаешь
                так много..."
                (из песни группы "Любэ")


               
               
               
               
      Стёжки, тропинки, просёлки, лежнёвки, грунтовки, конные, лесовозные, зимники, летники, шоссе, автострады, трассы, магистрали… Как много разных названий! И все это – дороги. Они как и реки – кровеносная система страны. Речная – естественная, дорожная – творение рук и ног человеческих. Ключики, ручьи, речушки, тонкими, едва видимыми на картах прожилками, как капиллярная сеть собирается в сосуды и артерии могучих, полноводных рек. Так и стежки, тропинки, просёлки от заимок, кордонов, хуторов, деревень и сёл стремятся собраться в грунтовые к райцентрам, а затем влиться в асфальтовые шоссе областных центров, а оттуда в магистральные, к сердцу страны.
      Также как исток реки, начинающийся с крохотного ключика, дорога начинается со стежки – едва заметной, не так давно натоптанной людьми ли, лошадьми или диким зверем, тропы. Стежка, стежок – родственные слова, выражающие что-то совсем малое. В шитье стежок – маленький шажок иглы с нитью. Стежка – самое начало «капилляра», момент его рождения – чуть заметное глазу, натоптанное направление к слиянию с такими же другими в тропинку. С началом жизни у неё одновременно появляется память. Она помнит всех, кто лапами или ногами прокладывал её, со следами оставляя ей свой энергетический фон того своего состояния, ощущений и эмоций. По прошествии  времени её память постоянно пополняется новыми оставленными «впечатлениями», которые начинают создавать её общее собственное биоинформационное поле. Сначала не влияющее на окружающее по мере малости своей, а затем, в силу накопленного объёма, заставляющее незримо ощущать себя, входя в такой же незримый контакт с путниками, неуловимо влияя на энергетику их настроения.
     Современный человек давно растерял и утратил многое, чем обладал. «Пресловутое» нынче шестое чувство было просто одним из всех чувств, которыми изначально снабдила человека природа. Его он утратил в процессе собственного развития, которое выбрал для себя сам, напрасно посчитав атавизмом или анахронизмом. Именно оно отвечало за эти неуловимые зрением, слухом, осязанием и обонянием контакты с сознанием человека, но что-то осталось. Это «что-то», например, как-то определяет для тех. кто много ходил и ходит либо передвигается любыми другими наземными средствами, его внутренние ощущения в пути.
     Разные дороги обладают разной энергетикой. Всё зависит от того, как и где они родились или где «родил» их человек. Зверовые тропы обладают другой энергетикой, «своей» животной и малопонятны человеку. Все остальные – результат человечьей деятельности. Куда только не стремился человек! Где только он не наделал дорог! Развитие цивилизации предполагает развитие инфраструктуры сообщений между людьми, народами, скажете Вы и я с Вами соглашусь. Просто потому, что дальше углубляться в эту тему мне бы не хотелось. По причине отсутствия необходимых знаний, соответствующих  такому серьёзному разговору. Давайте попроще. Я хотел поразмышлять немного о другом.

Дорога, -и, ж. Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения…
Словарь русского языка. С. И.Ожегов
   
Дальше перечислены остальные значения этого слова, остановимся на данном определении, именно с него всё начинается.               
     Дороги прокладывались и строились для разных целей. Предположу, что изначально именно для того, что выше выделено курсивом. Потом же появились другие цели и не всегда они несли добро или и были для блага, но методы и использование ресурса рабочей силы были жестокими или даже варварскими. То есть уже при строительстве в них «вложилась» негативная энергетика. Вот такая строка, например, из песни про«сталинское» время, характеризует такие стройки.

«…Сколько веры и леса повалено, сколь изведано горя и трасс…»
В.С. Высоцкий.

Думая и вспоминая, а где же не было страданий при строительстве дорог, я не мог найти внятного ответа для примера. Может быть в мирное время при освоении пространства для добычи полезных ископаемых у нас? Наверно. Другой вопрос. А что эти дороги и трассы туда, в эти «пространства» принесли? Ухудшение экологического состояния данных территорий, вторжение в вековой уклад коренных народов и как следствие его частичную деградацию. Опять не слава богу. Завоевание и освоение новых территорий происходило почти всегда только военным путём. Все, проложенные в то время дороги, помнят неисчислимое количество всяких военных конфликтов. Все великие сражения и мировые и гражданские войны. Сколько всего негативного накоплено за столько времени. Это не свалки бытовых отходов, которые со временем мы научимся перерабатывать, это вечная нестираемая память, в которую нередко добавляются эпизоды, когда дороги проектируют не учитывая, что будет находится под новым полотном. Прокладка идёт по старинным кладбищам, местам страшных боёв былых сражений, через запретные местности различных религиозных верований.
       Всё это не проходит даром. Вся негативная энергетика этих запретных мест для какой-либо хоздеятельности начинает своё разрушительное действие уже при строительстве и дальше при эксплуатации. Постоянство ДТП на таких участках – это «их» вклад в результат неправедных дел человеческих.
       Чем же уравновешивается это, какой энергией созидательных дел и чувственной доброты нейтрализуется? Мне почему-то вспомнились «капилляры». Эти протоптанные стёжки –дорожки в лесах, полях, лугах, степях, тундре, на холмах, сопках, в долинах, оврагах и балках. От одного кордона, чума, юрты, зимовья к другому, от стойбища, хутора, деревни к другой, третьей, а там до райцентра… Эта мирная и неподвластная учёту по расстояниям, охватывающая всю страну, невидимая, сплетённая многовековой, многотрудной жизнью народа, шаль-паутинка.
      Часто находясь за рулём, под шум колёс хотелось как-то высказать свои «дорожные» ощущения и вот что пришло в голову:

                «Лесной дороги тихий шелест,
                пыль над просёлочной стоит,
                шуршит щебёночкой грунтовочка,
                асфальтик тощий шебуршит.

                Дороги тихие, не шумные,
                чрез сопки, ручейки, мосты
                текут, взбираются и стелются.
                Ты за рулём, опять в пути.
                С обочин лес шумит приветливо
                и в думах голова моя.
                Дороги – это жизнь в движении,
                вот почему люблю их я!»

Вот таким, чем-то наивным, незамысловатым, но действительно родным
 хочется так, по-своему, дополнить ответ на вопрос из старой песни «С чего начинается Родина?»
       У меня дорожные думы всегда возникают в пути. Всё зависит от степени загруженности повседневщиной. Я стараюсь в дороге абстрагироваться от надоедливых запросов быта, работы. Да и ПДД призывают не отвлекаться от всего, мешающего вождению. Как-то так сложилось, что ПДД и мысли, приходящие в движении, параллельны и не мешают друг другу. Некоторые из них достойны того, чтобы быть озвученными, то бишь описанными.
      Как-то, в очередной раз возвращаясь из «цивилизации» в деревню, а это 20 с небольшим километров, мою голову посетила интересная мысль. Эту мысль послала мне наша «грунтовочка». «Цивилизацией» я называю посёлок шахтёров Черёмухово – ближайший от нас населённый пункт со всеми благоустройствами.
      Мысль необычная, но я думаю, имеющая право на жизнь. Давайте попробуем сравнить дороги с людьми. Сравнение на первый взгляд грубое, но оригинальное и есть смысл подумать. Сделаем паузу.
      Давайте проведём аналогии социального расслоения населения страны с состоянием её дорожной сети. И опять сделаем паузу. Для осмысления.
      Аналогии прослеживается. И довольно интересные. Можно примерно, на глазок, прикинуть, сколько у нас дорог «крутого» назначения, то есть правительственных. Раз, два и обчёлся! Ровно столько, сколько нужно для этой структуры. Затем возьмём магистрали с литерой «М» - тоже не густо. Это чиновники различных министерств и ведомств. Далее идут более менее солидные регионального значения. Вспомните свои. Здесь, так сказать, «областная, краевая и республиканская элиты».
      А вот остальные… Это такие же как мы с вами! Чуть хуже, чуть лучше. Основная часть – это те, о которых я писал в стихотворной форме. Именно они – это мы, основная часть населения необъятной страны. Именно они составляют основу, фундамент, базис, на которых стоит держава с гордым названием Россия! Ведь как живём – такие и дороги (а также депутаты, чиновники, правительство). Достаточно отъехать от любого крупного города и мы попадаем «в глушь, в деревню», если вспомнить классика. На «жидкий» асфальт, грунтовки, просёлки, состояние которых показывает пропасть между одними и остальными.
     Сытые Европа и Америка в этом отношении совсем другие. Так ведь и степень социального расслоения живущих там иная. Таких контрастов как у нас там нет.
     Не сомневаюсь, что эти взаимосвязанные показатели учтены нашими учёными в своих многочисленных исследованиях и доведены до соответственных властных ведомств. Только простому человеку от этого никакого проку. Всё это пока что-то абстрактное. Наши стёжки-дорожки никто в порядок приводить не торопится. Извечный ответ: «Денег нет!» Где ж они? Где-то там – далеко. От наших дорог.
     Представляете, если вдруг у нас все дороги будут как в Европе? Размеренная европейская сытая респектабельность жизни нам не грозит – природа русской души иная! Зато сколько времени освободится для других более важных и нужных дел для страны? А какими мы-то будем, даже страшно представить, дух захватывает! Мне видятся бОльшие возможности личной свободы, творческое развитие, независимость взглядов и созидательность в трудовой деятельности.
    Но подозреваю, что такими тем, кто далеко и у кого «те самые», всегда недостающие на дороги денежки, мы не нужны. Мороки с нами будет много. Зачем им – мы,«шибко грамотные-то»?
    И поэтому: «Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян…»


21-27.02. 2017 г.


Рецензии