Из истории одной школы
…мы имеем здесь дело со следующими тремя основными фактами.
Во-первых, вредительская и диверсионно-шпионская работа агентов иностранных государств….
Во-вторых, агенты иностранных государств, в числе которых активную роль играют троцкисты, проникли не только в низовые организации, но и на некоторые ответственные посты.
В-третьих, некоторые наши руководящие товарищи как в центре, так и на местах, не только не сумели разглядеть настоящее лицо этих вредителей, диверсантов, шпионов и убийц, но оказались до того беспечными, благодушными и наивными, что нередко сами содействовали продвижению агентов…..
О недостатках партийной работы и мерах ликвидации
троцкистских и иных двурушников
И.В.Сталин
Доклад и заключительное слово на пленуме ЦК ВКП(б)
3-5 марта 1937г.
Из докладной записки заведующего КрайОНО Запсибкрая В.П.Теряева товарищу Р.И.Эйхе от 03.03.1934г.
«В селе Фесках Сталинского района в Толстовской коммуне «Жизнь и труд» существует с 1931 года школа 1-ой и 2-ой ступеней. Существует она по сути на полулегальной положении, т.к. в государственную сеть школ не включена».
***
Алёша Иванов, живой и бойкий мальчик девяти лет, наполненный радостью предстоящего в школе праздника, спешил домой. Завтра в концертной программе, которая будет показана коммунарам, он будет читать стихи. Алёша любил выступать на сцене, и это ему неплохо удавалось. Со слов его мамы, Ольги Петровны, мальчик обладал хорошим голосом и дикцией, поэтому с успехом выступал на школьной сцене и даже единожды принял участие в районном смотре юных талантов в городе Сталинске. Правда суровые дяди и тёти из конкурсного жюри громко возмущались по поводу прочитанного им стихотворения, вымещая своё негодование на учителе русского языка школы Гаврииле Степановиче, который готовил Алёшу к смотру, что оставило нехороший след в памяти мальчика. Гораздо радостнее он выступал в своей любимой школе для членов коммуны «Жизнь и Труд». Коммунары всегда с любовью и гордостью слушали юного артиста. Со стен родной школы ласково и мудро смотрел на больших и маленьких коммунаров Лев Николаевич Толстой. Стены зала помимо портрета Великого Мыслителя украшали написанные крупными буквами лозунги:
- Милый дедушка, Толстой, память о тебе всегда живёт в наших сердцах;
- Дети, никогда не браните, никогда не поднимайте руки друг на друга;
- Сходитесь со всеми людьми с лаской и любовью и со всеми одинаково.
А ещё к празднику в зале будет много изготовленных из цветной бумаги ярких цветов, будут выставлены все рисунки и поделки, сделанные руками воспитанников школы. Мальчик весело бежал вприпрыжку, солнышко светило по-весеннему ярко. Один солнечный лучик, падавший на спину ребёнка, разливал по всему телу ласковое, почти весеннее тепло, от чего тот жмурился и улыбался. Первые дни марта, почти весеннего месяца!
- Как всё славно! Быстрее бы наступил завтрашний день! Папа и мама будут довольны! Ещё повторю стихи и примерю новенький костюм, который специально к этому дню сшила мама и новую рубашку тоже, – мечтал Алёша, весело и беззаботно шагая к своему дому.
Его родители, по образованию агрономы, когда-то давным-давно с совсем маленьким Алёшей приехали в село Фески Сталинского района из Ленинграда. Тогда много людей со всей страны съехались сюда, чтобы создать коммуну. Среди них были люди разные: дореволюционная интеллигенция, бывшие офицеры царской армии, священнослужители, из крестьян и купечества, рабочий люд из больших городов. Но, как говорил часто отец о коммунарах, прошлая жизнь осталась в прошлом, открыв для себя правду, каждый из них начал иную нелёгкую жизнь в Сибири. Коммунары преданно и честно своим трудом создавал новую, и, как им казалось, светлую и справедливую жизнь, презирая богатство и роскошь, разделяя с сотоварищами плоды своего труда, сея любовь и равенство.
Иванов Алёша об этом, конечно же, не думал. Мальчик, предвкушая праздник и радость, открыл дверь в дом и вбежал вовнутрь. Дома ещё никого не было. Родители были на сельскохозяйственных работах, готовясь к весеннему севу, много забот и хлопот предстояло решить им, как ведущим агрономам коммуны. В доме было натоплено, посреди комнаты стояла большая крестьянская печь, излучая тепло и уют. Алёша отодвинул в печи загнетку и нашёл в чугунке ароматный борщ.
***
К вечеру семья собралась в просторном, с выбеленными стенами, а потому светлом, доме.
- Ну что, Алёша, ты готов к предстоящему концерту? – спросила Ольга Петровна сынишку, который от возбуждения никак не мог угомониться и бегал в одетом новом костюмчике по всему дому.
- Да, мамочка! Вы послушайте меня, пожалуйста? – обратился он к матери, называя её на «Вы», как было заведено во многих семьях коммунаров.
- Конечно, Алёшенька, мы с папой послушаем тебя с великим удовольствием,- сказала Ольга Петровна, удобно усаживаясь на мягкий стульчик и приглашая Андрея Васильевича, папу Алёши, присесть рядом с ней.
Алёша, одетый в новый костюмчик и белую рубашку с настоящим мужским галстуком, встал по центру залы и начал громко читать стихи А.Толстого:
- Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат,
Кто б ты ни был, не падай душой.
Пусть неправда и зло полновластно царят
Над омытой слезами землёй,
Пусть разбит и поруган святой идеал
И струится невинная кровь,
Верь: настанет пора – и погибнет Ваал,
И вернётся на землю любовь….
Алёша читал с большим чувством, он понимал, что эти строки говорят о чём-то очень важном и нужном, пусть не совсем понятном ему. Однако такие стихи всегда доставляли большое удовольствие и радость взрослым, собственно для которых и старались учащиеся школы.
Ольга Петровна и Андрей Васильевич, послушав сына, остались довольными его умением декламировать и держаться перед зрителем.
- Спасибо тебе, сыночек, за доставленное удовольствие. Завтра, надеемся, ты порадуешь всех. Замечательные стихи тебе подобрал учитель. Передай от нас с папой большую благодарность Гавриилу Степановичу, который отлично подготовил тебя к концерту,- вставая со стула и поцеловав сына, сказала мать.
От возбуждения и волнения приближающемуся новому дню Алёша долго не мог уснуть. Так хотелось, что бы быстрее наступило утро!
***
После занятий в школе начался концерт. Все первые места в зале были заняты учителями. В самом центре сидела заведующая школой Анна Андреевна, учитель немецкого языка и стенографии. Она являлась самым уважаемым членом коммуны, лично знавшая Льва Николаевича Толстого, вела переписку с центральными и заграничными «друзьями». Рядом разместился на специальном мягком стуле Евгений Иванович Попов, всеми уважаемый старик-толстовец с большим образованием, которое он получил, окончив два университета, не единожды бывавший за границей. Он уже ходил с помощью костылей, но работу в школе видел как главное дело его жизни. Евгений Иванович преподавал несколько предметов, в том числе литературу и минералогию, но больше всего он вёл интересные беседы с учащимися по вопросам нравственного поведения. Алёша среди учителей, рассматривая зрителей в чуть-чуть приоткрытый занавес, отыскал своих любимых братьев Тюрков, преподавателей физики и математики. Окончив Московский университет, они решили посвятить себя просвещению народа. Делали это с любовью и прилежанием, что по заслугам было оценено их учениками. Зал был полным. Коммунары, одетые по праздничному, радостно пожимали друг другу руки, приветствовали и с улыбками рассаживались по своим местам.
Как всегда перед началом общих встреч было предложено исполнить всем вместе песни. Зал запел. Стройные голоса выводили известные всем присутствующим мелодии:
- Беспощадно и широко
Разлилась везде вражда,
Мы ж насилье отвергаем
И идём иным путём.
Не борясь, мы побеждаем
Светом – тьму и зло – добром.
После исполнения песни на сцену вышла Анна Андреевна. Было видно, что она явно чем-то взволнована.
- Дорогие коммунары, у нас сегодня гость. На празднике у нас присутствует заведующий научно-педагогической лабораторией Запсибкрая товарищ Петров Владимир Сергеевич.
В первом ряду встал и повернулся лицом в зрительный зал незнакомый мужчина. Он медленно поднялся на сцену и заговорил.
- Здравствуйте, товарищи. Я уполномочен Крайкомом Запсибкрая осуществить проверку школы коммуны «Жизнь и Труд». С завтрашнего дня буду посещать уроки, изучу школьную документацию, повстречаюсь с учащимися школы. Так как школой управляет совет коммуны, то мы обязательно проведём общее собрание и вместе примем решение о дальнейшей судьбе вашей школы. Никто не сомневается в квалификации учителей учебного заведения, но всё-таки определённые преобразования провести будет необходимо. Надеюсь на ваше понимание, откровенность и доброжелательность, которое поможет нашей совместной работе.
После сказанного мужчина вновь вернулся в зрительный зал, заняв своё зрительское место. Коммунары доброжелательно отнеслись к выступающему, проявив учтивое внимание к высокому начальнику. Это ничуть не омрачило праздничного настроения, и концерт начался.
Зрители бурными аплодисментами благодарили исполнителя каждого концертного номера. Алёша, как всеобщий любимец и гордость школы, был встречен целым шквалом приветствующего рукоплескания. Алёша по просьбе зрителей помимо приготовленного прочёл ещё одно стихотворение Некрасова, после чего взволнованным и радостным, раскланявшись зрителям, вернулся за кулисы. Гавриила Степанович поджидал своего воспитанника.
- Молодец, Алёша. Ты хорошо выступил сегодня, спасибо тебе за великолепное прочтение произведений великих русских классиков.
И только гость не прореагировал ни на один концертный номер.
***
Владимир Сергеевич долго готовился к предстоящей проверке. Он детально изучил записку о хозяйственном состоянии коммуны «Жизнь и Труд», где отмечалось её не высокое экономическое положение. Однако план посева выполнялся и для этого имелся необходимый сельскохозяйственный инвентарь, рабочий скот, семена. Не смотря на обращение в райком о неурожае на сено и просьбу об уменьшении плана сенозаготовки, из района приехали люди, нагрузили пятьдесят возов сена и увезли последнее, но коммунары сумели сохранить весь молочный и рабочий скот.
У коммунаров всё было обобществлено: мелкий скот, птица, индивидуальные огороды держать не разрешалось. Пищу брали на общей кухне, получали всё поровну – по числу душ.
Школа полностью содержалась коммуной.
Однако, попав в школу, окунувшись в атмосферу праздника и доброжелательности коммунаров, Владимир Сергеевич будто вернулся в годы своей юности, когда он, как и многие его товарищи, был увлечён идеями Льва Николаевича Толстого, яростно защищал теорию «непротивления злу», грезил о всеобщем труде и равенстве. Он представить даже себе не мог, что его юношеская мечта не только не умерла, но и осуществлена этими людьми, сумевшими пройдя через горнило революции и Гражданской войны, построить маленький мир его надежд.
Всё началось с публикации некого журналиста в центральной прессе о чуждой Советской власти коммуне «Жизнь и Труд» и бездействии КрайОНО относительно её школы. Владимиру Сергеевичу было поручено разобраться в работе школы и подготовить предложения о её дальнейшей судьбе. Он, так много сделавший в постановке новой системы коммунистического воспитания подрастающего поколения и лично знавший Надежду Константиновну Крупскую, теперь должен решать судьбы этих романтиков и тружеников, интеллигентных толстовцев! Именно ему партия вручила карающий меч, который он никак не мог опустить на этих людей.
Путаные мысли обуяли его, как только начался концерт и не дали ему уснуть в доме у приютившего на ночлег председателя коммуны.
***
На следующий день Владимир Сергеевич много беседовал с детьми. Как и следовало ожидать, дела обстояли из рук вон плохо. Учащиеся ничего не знали о Ленине, Сталине, кроме таких данных: «Это те, которые убивали буржуев. Они делали это нехорошо. Убивать никого нельзя, даже животных». Ребята показали на Алёшу Иванова, как самого знающего мальчика.
- Алёша, что ты знаешь о том, как раньше жили рабочие и крестьяне?
- Знаю про Кровавое воскресенье. Со всех сёл и городов собрался народ, и началась большая забастовка. Все пошли к царю со знамёнами. Просить, чтобы их больше не мучали. Но царь не принял и побил всех до одного. Царь делает нехорошо, а рабочие должны поступать хорошо.
- А ты, когда вырастешь, Алёша, пойдёшь в коммунисты?
- Мы и так коммунисты, - бойко отчеканил мальчик.
- А в партию коммунистов пойдёшь?
- Нет, те коммунисты ложные. Они учат убивать, делать насилия, - уверенно продолжал ребёнок при молчаливой поддержке его товарищей.
- Они учат бороться с врагами, защищать страну, если на нас нападут буржуи, - продолжил собеседник.
И тут закричали все сразу: «Врагов нет! Там такие же люди, наши братья! Это ужасно их убивать!»
- Мы учим, чтоб солдаты повернули штыки против своих эксплуататоров. Рабочие и крестьяне всех стран – братья. Буржуи всех стран – наши враги, - продолжал диалог Владимир Сергеевич, к которому подключалось всё больше и больше детей.
- Всё равно – кровь нельзя лить ничью. Пусть все не пойдут воевать ни наши, ни ихние. Воевать будет некому! Буржуй тоже человек, - горячо высказался мальчик лет восьми.
- Не надо работать на них. Уйти от них надо. Пусть все уйдут - и буржуев не станет! – зазвучал громкий голос одного из спорщиков.
- Наши отцы никого не слушали. Царскую власть не слушали – они их ссылали. Мой отец двенадцать лет был на каторге! Всем такими надо быть! – произнёс с гордостью другой ученик.
- А разве царская власть и Советская власть одинаковы? - вставил свой вопрос взрослый собеседник.
- Всё равно - власть! - вновь закричали все дети, - И теперь ссылают и расстреливают. Отбирают последнее. Разоряют и гонят людей куда попало! Иные детей даже расстреливают!
Дискуссия так разгорячила ребят, что Владимир Сергеевич решил сам прекратить общение с детьми. Он был в растерянности. Что делать?
Беседа с учителями-толстовцами убедила проверяющего в том, что школа отрывает детей от реальной жизни, от обширного мира, от строительства социализма в стране.
В своей докладной записке о результатах проверки на имя начальника КрайОНО товарища Теряева Владимира Прокопьевича было предложено заведующим научно-педагогической лаборатории при КрайОНО Запсибкрая распустить педагогический состав школы, включить учреждение в систему школьного образования Сталинского района Запсибкрая.
Печальная участь постигла многих коммунаров, педагогов и воспитанников, в том числе и Алёшу Иванова. Однако волна репрессий накрыла не только жертв, но и карающих.
Участники проверки школы: директор педагогической лаборатории, начальник КрайОНО Теряев Владимир Прокопьевич, за подписью которого письмо по школе коммуны «Жизнь и Труд» пошло в крайком на имя товарища Эйхе, как и сам Роберт Индрикович Эйхе, первый секретарь Западно-Сибирского крайкома, член ЦК ВКП(б),стали жертвами массового террора сталинских репрессий, как вредители социалистического строительства, «враги народа» Советской власти. О судьбах многих, как подсудимых, так и судей этой трагической истории мало что известно.
Изложено на основе фактических событий. Имена героев изменены, совпадения случайны.
Свидетельство о публикации №217030600925