Контроль готовности к контролю

Дивизионный контроль готовности к полёту двух экипажей Ил-18, основного и резервного, в одну из африканских стран близился к завершению. Лётчики чётко ответили на вопросы командира дивизии, нарисовали на память схемы захода на аэродромы посадки. Штурман дивизии проверил подготовку полётных карт. Замечаний практически не было. Ещё бы, не первый раз в Африку летят. Положение усугубляло то, что со дня обретения независимости этой страной предстояло впервые доставить туда советскую военную делегацию.

В класс тихо вошёл начальник особого отдела дивизии. Вошёл и молча сел в углу за свободный стол. Давая последние напутствия, генерал обратился к контрразведчику:

— Виктор Павлович, у вас есть что сказать экипажам?

Одёрнув китель, подполковник вышел к доске со словами:

— Товарищи! Про бдительность я уже не говорю, она всегда должна быть на высоте. Обращаю ваше внимание на то, что вы, так сказать, первые ласточки. До вас никто из экипажей дивизии в эту страну не летал. Поэтому, по возможности, незаметно карандашиком, чтобы местные не увидели, черкните где-нибудь данные аэродрома. По прилёту передадите их мне. Ваши товарищи будут вам благодарны.

— Какие данные? — комдив аж привстал от удивления.

— Ну, я не знаю, какие. Например, длина полосы, частоты радиосвязи и приводов. Короче, всё, что удастся узнать.

Экипажи, онемев и округлив глаза, смотрели на особиста в недоумении. Тишину нарушил генерал, бросая на стол перед подполковником аэронавигационный сборник фирмы «Jepessen»:

­— Виктор Павлович, а это ты видел?

— Нет. А что это за книга? — начальник особого отдела с нескрываемым удивлением стал листать сборник.

— Надо приходить не к концу, а к указанному времени начала контроля готовности. Тогда бы ты узнал, что мы здесь полтора часа обсуждали то, что ты просишь у экипажей добыть. Здесь всё открыто опубликовано. Чувствую, мне придётся с тобой проводить предварительный контроль готовности к контролю экипажей. А то несёшь тут сам не зная что. Не хватало ещё попасться там местным контрразведчикам!

Посрамлённый и обиженный подполковник сел на своё место. А командир дивизии, завершая проверку, обратился ко всем присутствующим:

— Вопросы есть? Нет? Контроль окончен. Счастливого полёта!


Рецензии