Зарисовки из детства

      Зарисовки
********
 Я очень любила учиться, и мне  хотелось, чтобы этот процесс не прерывался. Приходя домой из школы, я тут же принималась готовить уроки на завтра. Причем, это был определенный ритуал. Вместо школьной доски я использовала дверцу старого шифоньера, и с мной ничего не могла поделать моя мать, видя белые разводы от мела. Рисуя формулы, я комментировала с удовольствием это вслух. Кроме того, другая страсть была у меня:  смешивать старые таблетки с питьевой содой и водой,  и, видя выделяющиеся пузырьки, в следующий раз определяла на нюх разбросанные таблетки из ящичка стола, толкла и смешивала бесконечно. Подготовка к урокам быстро заканчивалась, и я начинала петь и сочинять на ходу. Рот у меня просто не закрывался. И я снова хотела в школу.

********
         Я рано научилась читать, чтение было упоительной радостью для меня, пока не произошло одно событие, с которым я не справилась. Я записалась в детскую библиотеку и первый раз взяла штук восемь книг. Мне было лет семь. Пришла домой и тут же прочитала все книги. Хотелось немедленно  продолжить чтение, но на листке возврата стояла такая отдаленная дата,. С этим надо было что-то делать. Я исправила число и назавтра отправилась в библиотеку. За это суровая библиотекарша так меня отругала, что больше я в эту библиотеку ни ногой. И в дальнейшем, в моей жизни сформировались определенные комплексы. не могла вязать, плясать, ибо, в какой бы кружок я ни приходила, при первом же замечании я все бросала.

***********
        Для меня Сергей Есенин почти родной, потому что он был любимым поэтом моей тети. А разница в возрасте у нас с ней была всего шесть лет. Звали ее Тома .И почему-то мы  благоговели перед ней за привязанность к поэту. Она была необыкновенная, нежная. Однажды на вечере встречи выпускников она читала "Шаганэ, ты моя, Шаганэ", в зале стояла мертвая тишина. Они даже похожи и внешне были: голубые глаза, волнистые волосы. И из жизни она ушла очень рано, не пережив предательства любимого. Она любила березы и даже написала о них в газету. Мы с сестрой гордились ею и очень любили.
 

*********
Сказки читала мало, только в младшем школьном возрасте да сказки Пушкина, Лермонтова. Воображение мощное дано мне от природы. Читая, я все видела наяву. А вот история была , когда сказка помогла пережить голод, холод, ожидание. Нас, несколько детей, оставили дома, родителей долго не было, есть было нечего, хоть шаром покати. Сели в кучку и начали читать сказки. И только дошли до места, где герои сказочные  ели каменные сухари, мы достали сухие куски хлеба и с таким удовольствием их грызли, продолжали читать, И вдруг почувствовали, как наполняемся силой, энергией, радостью, и побеждаем Кащея Бессмертного. В тот миг я пережила что-то огромное, не передать, может, чувство единения, совершенно другое состояние души. Прекрасная частица детства.
***********
В наше время было немодно и даже опасно иметь свое мнение, особенно, что касалось школьных программ по литературе, истории. Я один раз попыталась и испытала чувство стыда и вины. А поскольку второй раз мне никогда не надо было повторять, то я отреклась от своих откровений на долгие годы. Одноклассники увидели меня стороны противной какой-то девчонкой, как мне казалось, завистливой и осуждающей. Нина Васильевна попросила нас высказать свое отношение к Наташе Ростовой, тот момент в романе, когда ей было 14 лет. Наташа мне категорически не нравилась, В то время как мы жили почти нищенски, не видели роскоши, хорошего воспитания, должного внимания, Наташа просто не понимала, какая она счастливая и просто бесилась с жиру. Я относилась к ней, как к своей ровеснице. Я прямо так и сказала, не нравится, мол, она мне. Этого нельзя было говорить! Учительница только что не сказала, свят, свят. Она была напугана, точно помню. Затем последовало обвинение в мой адрес, а я огорошенная ничего не понимала: у меня спросили мое мнение, выходит, я не должна говорить правду. Мы жили в лицемерии.
**********
У меня есть сестра, она старше меня на 4 года. В школу ее отдали в восемь лет, родители жалели. Ей никак не давалось чтение. Помню, как отец не выдержал и кинул букварь, и он рассыпался по листочкам. Сестра отличалась незаурядным трудолюбием. Она подолгу учила стихи, все это вслух Я же ловила на лету, память у меня шла вперед понимания. У меня сложилось впечатление, что я гораздо умнее моей сестры. Но прошли годы, сестра закончила иняз и однажды много-много лет спустя, она мне показала свои табеля с первого по 10 класс. Там было удивительное единообразие: тройка по физкультуре и остальные все пятерки. Вот так. Благодаря своему трудолюбию сестра добилась больших результатов, и, несомненно, была моим первым учителем.
***********
Однажды, когда я училась в шестом классе, шла по школьному коридору и увидела, что дверь приоткрыта в кабинет "биологии", там как раз шел урок у моей сестры, я заглянула и так и простояла весь урок за дверью. Учитель рассказывал о древнем человеке, это было так интересно.  Этот момент сыграл определяющую роль в выборе моей будущей профессии и любви к биологии. Кстати, учитель, хотя был молодой и красивый, но еще и талантливый. Большая редкость-мужчина, учитель биологии.
***********
В первом классе меня выбрали звеньевой. Одной из моих обязанностей было собирать красные бумажные звездочки, полученные за пятерки, от всего звена. Итоги подводили в конце недели. Наконец, наступил день, когда наше звено не накопило ни одной звездочки, а завтра все откроется. Я почему-то не могла перенести такого позора. Хорошо помню, что придя домой, нашла подобную бардовую бумагу. Меня трясло от страха, но я вырезала и вырезала звездочки, это оказалось совсем нелегким делом. Я понимала, что делаю что-то такое, заслуживающее наказания, но наше звено должно быть лучшим! Звезды были настолько разные, непохожие друг на друга, и это меня убивало. Но я их нарезала столько, что мы должны были победить. Вот дальше помню, что мой обман вскрылся, такой позор на всю жизнь…
************
После 7 класса отправили меня в пионерский лагерь. Ох, был там один мальчик интересный, как все девчонки мечтали о нем вечером перед сном. Я даже и посметь не могла думать о таком красавце. Не помню, как это было, но он подошел ко мне и предложил дружить. А я своими руками «счастье задушила» и сказала "А где тут гулять?" Как будто только и делала, что гуляла напропалую. С тех пор все девчонки в нашей группе на меня смотрели, как на чудо.
Почему-то именно этот лагерь остался в памяти, невозможно дурацкое  отношение ко мне пацанов, пока шли в столовую,  они дергали сзади меня  за все, что только можно было. А наша  взрослая вожатая сказала мне "Валя, а ты знаешь, что ты красивая?" Я до сих пор удивляюсь этим чудесным моментам в моей жизни.
*********
Потрясающее впечатление произвела на меня в детстве  мистическая повесть Гоголя "Нос". Я никак не могла поверить, что так просто нос мог покинуть своего хозяина. Понятия о мистике никакого и все приняла за чистую монету. Я в полном отчаянии вместе с хозяином носа вспоминала, где была накануне, разыскивала нос. Поражалась, что он "Нос" стал самостоятельной личностью. Речь идет не о сочувствии, а полном погружении и отождествлении с хозяином носа, это можно сравнить с кошмарным сном.
***************
В пятом классе меня выбрали редактором стенгазеты. Я выпустила первый номер с сатирой на одну свою одноклассницу. Там была  изображена голова с торчащими в разны стороны волосами и подпись "У нашей Люды голова -настоящая копна" . Я и не подозревала, что она могла обидеться, я о ней вообще не думала , настолько я мало знала жизнь. Острая критика стоила мне затеянной ею драки на узком мостике по дороге домой. Каким-то чудом я не упала в речку. И там я поняла, как больно ранила душу этой девочки.
****************
Бабушкин сундучок

  В моем детстве есть и тяжелые воспоминания, но это не имеет значения, ибо я сейчас все люблю в своем детстве. Мы с мамой часто не ночевали дома, чтобы избежать семейного скандала.И уроки приходилось делать на ходу, в такие дни я всегда брала с собой портфель. Приютом для нас служила бабушкина избушка, маленькая, из одной комнаты. Сейчас я понимаю, что очень скромно, нищенски существовала наша бабушка, теща моего отца.Кроме печки, помню кровать, стол с иконой и голубой сундучок. Он стоял перпендикулярно кровати, небольшой, размером с две трети письменного стола. Я помню одну ночь, когда мы с мамой спали вдвоем на этом сундучке. Возле него,совсем рядом, было окно, выходящее во двор. Сложность была еще в том, что крышка сундучка была покатой. Даже одному человеку было мало места, но мы дружно спали с мамой и не сетовали на судьбу. Детский сон очень крепкий, но тут постоянное опасение свалиться или усталость от того, что ноги чуть не висели в воздухе. Измученно поглядывая в окно в ожидании рассвета, потихоньку забывалась. Это не так и легко было продержаться на этом сундучке до утра. Вместе с нами ворочалась и бедная бабушка, ворча и ругая нас.
****************

Фиолетовое пальто
В моем детстве есть много такого, что греет. Вот, например, пальто, которое мне сшила мама, когда я училась в первом классе. Моя мама была великолепной портнихой, обшивала за небольшие деньги пол-городка. Я помню, когда я первый раз осенью пошла в школу в  новом пальто, мама мне тогда сказала:"Только, смотри, не упади". Я шла в великолепном пальто и думала, что никогда не падаю, а вдруг, как назло, упаду. Пошитое из ярко-фиолетовой шерсти, простого покроя, для меня оно было лучшим пальто на земле.Такого пальто ни у кого не было, и его шили теплые руки моей мамы. Я так боялась, что ноги меня подведут, и я свалюсь в грязь.
 ***************
       Работала у нас в школе семейная пара.Она-учитель литературы, Нина Васильевна, маленькая, худенькая в огромных очках. Он Костя, учитель физики. Мы слышали, что жена им повелевала. Костя был добрый и дисциплины никакой, он кричал на нас, но никто не обращал внимания, безобидный и беззлобный потому что. А у жены была тишина на уроках. Чем-то она нас брала, У нее я начала писать сочинения по десяти листов, чем безмерно удивляла одноклассников. Я сидела дома и писала писала, чувствуя, что тема не раскрывается. Писала до тех пор, пока не выражала полностью свою мысль. Получалось очень длинное вымученное писание, где по- детски я анализировала "Грозу" или что-то еще. Но упорство, видимо, дано было от природы мне и за это меня хвалила и читала мои сочинения всему классу умная учительница.
*****************
        Вспоминаю отношение родителей к нашей учебе.
        Мы с сестрой хорошо учились, но при этом с нас, как говорится,глаз не спускали.Сами они были дети войны, у мамы 4 класса, а у отца 6 классов и восемь коридоров. Отец воевал с 18 лет и дошел до Берлина. Я помню, как он проверял мои дневники и так радостно смеялся и подхваливал меня: "Вот, молодец!". Он нами гордился, слегка выпив, перед соседями хвастался, или в магазине. Похвала очень важна для детей, особенно, если она идет от сердца, У нас в семье был культ учебы. Мама все делала сама, моя дорогая мамочка! Она, наоборот, не хвалила, но домашнюю работу взвалила на себя.
Родители все свои несбывшиеся мечты хотели воплотить в нас с сестрой.

******************
   Вспоминаю нашу учительницу истории, вела она всего один год свой предмет в нашем классе. Помню,  собрали школьную линейку и объявили, что эта учительница стала народным учителем России. То ли от этого, то ли от секрета, известного только ей, то ли от древнерусской истории, тишина на уроке стояла у нее гробовая. Помню свои ощущения, когда меня вызывали отвечать. Мои слова падали глубоко в колодец, я начинала глубоко сомневаться в достоверности своего вещания. Никаких комментариев со стороны исторички. Главное, тишина. Она мощная, никого не видящая, повелевала нами. Знаний по данному разделу к меня не осталось ни на грош, кроме испуга, ничего не помню. Однажды, за плохое поведение она поставила нас, причем мы стояли, как солдаты, не шевелясь. Вдруг раздался шорох, одноклассник мой, из тех, что без движения не мог прожить и секунды, изменил позу. В то же время, как гром среди ясного дня, прозвучало "Мальчик, у вас что, лопнула резинка в трусах? "Громко, саркастически были произнесены эти унизительные слова. Я почувствовала спиной, что что-то случилось, будто пристрелили птичку. Спустя 25 после окончания школы, это одноклассник организовал встречу выпускников. И там, представьте, попросил у нас ПРОЩЕНИЯ, что плохо вел себя в школе. Мне он рассказал, что после армии попал в психушку на три месяца и постоянно бывают срывы. Как знать, может, этому талантливому, ранимому, артистичному мальчишке эта фраза учителя стала роковой?


Рецензии
Все мы родом из детства... А оттого детские воспоминания греют душу....

Спасибо! С уважением,Валерий
Немного из детства----http://www.proza.ru/2020/03/20/576

Валерий Павлович Гаврилов   05.04.2020 05:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.