Михал Ваныч
80-летию Архангельской школы посвящается.
В афганской пекарне, где я часто покупаю хлеб сангяк, лепёшки по-нашему, сегодня я купил коробочку иранских фиников.
Вернувшись домой, я сижу во дворе, ем финики с ещё теплой и мягкой лепёшкой, и запиваю душистым чаем. Я долго смотрю на финиковые косточки в моей руке и вспоминаю Михал Ваныча с его кабинетом истории и шкафы, наш школьный исторический музей, набитые различными экспонатами, включая мамонтовый бивень, который из-за своих размеров стоял в углу школьной прихожей. Чего там только не было, наш собственный школьный "музей ненаглядных пособий"! Часто я подолгу стоял возле шкафов и рассматривал выложенные там экспонаты. О школьном музее Михал Ваныча можно написать отдельный рассказ, всему своё время, а сегодня мне вспомнились финиковые косточки...
В пятом классе мы проходили историю древнего мира и, рассказывая о долине Евфрата, Михал Ваныч вынул из шкафа финиковые косточки, наглядное пособие, чтобы мы хотя бы немного имели представление о том, что такое финики, которыми так богаты те края...Уже не помню, говорил ли Михал Ваныч, где он взял финики, кто их и когда съел, но вот уже сколько лет прошло, а я помню горсть сухих и белых от времени финиковых косточек. Мы окружили Михал Ваныча: берём с его ладони косточки и долго-долго их рассматриваем...Нам трудно представить вкус фиников, но всё же перед нашими глазами проплывает жаркая и сухая, как эти косточки, долина Евфрата.
- А это что такое?- кто-то из нас показывает на небольшой пузырёк с маленькими белыми зёрнышками, стоявший в шкафу.
- А это, ребята, семянки конопли. Раньше коноплянное семя очень важный продукт был. Из него масло жали. Бывало напекут шанег, да в это масло и макают. Вкусно очень было, очень вкусно. Больше-то нечего есть было...
- А дайте попробовать!
- Попробовать?- переспрашивает Михал Ваныч, поправляет очки и, не задумываясь, открывает пузырёк. Мы протягиваем свои с утра немытые руки, и он аккуратно, каждому по несколько семечек, высыпает эти воспоминания о старой жизни нам в ладошки. Мы слизываем конопляные семечки, пытаемся жевать их и тут же сплёвываем: они сухие, безвкусные, пропахшие пыльными годами, проведёнными в шкафу нашего музея. Невкусно, зато понятно: жить раньше было тяжело и невкусно. Мы счастливы, что живём в государстве рабочих и крестьян, в великой стране. Мы здесь хозяева, нам открыты все двери. И всё у нас впереди...
Я сажусь за стол и хочу написать побольше историй, связанных с Михал Ванычем, и понимаю, что в памяти осталось немного: как-то всё со временем улетучилось, позабылось. Но что-то светлое и радостное осталось у меня в душе при воспоминаниях о Народном учителе. Думаю, и не меня одного греют такие чувства: нет такого качонца старшего и среднего поколения, кто бы с теплотой не вспомнил о нашем Михал Ваныче.
Его уроки истории отличались простотой и доходчивостью. Всё легко усваивалось и осталось в памяти спустя тридцать с лишним лет.
- Неграмотный, забитый народ легко заставить поверить во всё, что хочешь, - говорит Михал Ваныч. - Как, к примеру, раньше попы народу доказывали то, что бог существует?
- Как? - мы переспрашиваем с интересом.
- А с помощью науки! Барометра! Вы знает, что такое барометр? - и Михал Ваныч, на примере прибора, измеряющего атмосферное давление, рассказывает нам о том, как раньше с помощью барометра собирали в деревнях во время засухи молебны. Дальше Михал Ваныч говорит о том, как важно читать книги, как важно стремиться к знаниям...
Однажды наш учитель заговорил о фольклоре и о том, как важно, чтобы и мы стали участниками этого самого колхозного фольклора, чтобы и мы научились петь наши качонские песни и познали нашу качонскую культуру, как единую часть чего-то большого и великого.
" Ха,- смеёмся мы сами собой. Делать нам больше нечего! Придумал тоже какую-то субботею! " Но делать нечего, слово классного руководителя - закон: мы приносим из дома по паре старых алюминиевых ложек и после уроков остаёмся на первую репетицию. Михал Ваныч усаживает нас вряд в коридоре школы и начинает рассказывать о том, какой у нас в селе "богатый фольклор", и что нам, пионерам, надо учиться у старших сохранять наше родное культурное наследие. Я слушаю и думаю, что кому нужны эти старинные песни? У нас столько модных ансамблей и певцов, что все эти старые семейские нудные песни да бабки в кичках остались в прошлом и вызывают лишь скуку да почёсывание в носу: слишком уж пыльные все эти кички да сарафаны, не говоря уже о зипуне, который висит в музее у Михал Ваныча. Вдохнёшь запах всей этой старины и сразу чихать хочется. Сейчас надо музыку новую слушать, на магнитофонах и пластинках, а не по клубам горланить старушечьи страдания.
На первую репетицию Михал Ваныч пригласил Саню, местного культработника, и , подвыпивший в тот день, Саня, взяв за задние ножки школьный стул, начал нас учить выходу на сцену.
" Саша, Саша, не так, ты их выходу не учи, мы сами потом придумаем. - бегает вокруг бравого парня Михал Ваныч, - ты нам покажи, как на ложках играть "Субботею".
Саня соглашается, садится на стул, достаёт ложки и сначала рассказывает нам, как они в училище играли на ложках и как это интересно. Мы забываем про всю скуку, которую до этого вызывал в нас весь "этот фольклор". Бряцать на ложках должно быть интересно! Мы с радостью достаём заранее приготовленные ложки, связываем их чёрной, липкой изолентой, как показывает нам Саня. Михал Ваныч суетно бегает вокруг нас, помогает, где нужно, и приговаривает: "Ты им, Саша, получше объясни, что да как. А вы слушайте, запоминайте." Довольный доверием Михал Ваныча, Саня старается от всей души. Ручки ложек изогнуты и соединены изолентой, готовы к концертам. Клубный работник берёт баян и начинает играть весёлую мелодию.
У нас нынче субботея,
У нас нынче субботея,
Барыня ты моя, сударыня-барыня.
Саня берёт ложки, показывает нам простые движения, которые мы должны повторять в такт музыке. Мы с радостью берёмся за ложки и тут... рождается интерес к задумкам Михал Ваныча.
Сколько концертов в колхозном клубе, на Ямаровке, в Петровске и самом Чикое дали мы с "ложкарями", номером "Субботея", придуманным нашим незабвенным Михал Ванычем! С каким интересом мы ходили на репетиции с Георгием Степановичем, которого привёл к нам Михал Ваныч, и готовились к очередному концерту, очередной поездке. Помню, усталые и потные, мы заходили в райцентровские столовые, рассаживались за столы и ели наваристые борщи , макароны с подливом и гуляшом, "городской пищей", запивали всё это компотом и жизнь артистов нам казалась такой же сладкой, как этот гуляш и компот: катайся себе по концертам, весело бряцай ложками да погромче горлань "барыня ты моя, сударыня мы моя." И не страшна нам Валентина Алексеевна с её русским языком была, и не боялись мы Раисы Кузьминичны с её геометрией. Мы были артистами под руководством Михал Ваныча, нас всегда приглашали на концерты. Мы были популярными. И, наверное, сами того не замечая, стоя за кулисами и сидя в залах, мы смотрели за другими школьными коллективами, взрослыми исполнителями и как-то незаметно приобщались ко всему богатству нашей культуры, мы многому учились. И за всем этим шумом и гамом стоял он, наш Михал Ваныч, человек, который любил народные песни и пляски, и который никогда сам не то что не пел, но тем более и не плясал. .
Прошли годы. Недавно я побывал в родном селе, проходил мимо останков здания нашей школы, той, старой, где мы учились: теперь здесь церковь, которую все называют храмом. Дошёл до дома, где жил Михал Ваныч, теперь здесь лавка. Прохожу и вспоминаю уроки истории, которые вёл наш Михал Ваныч. И вроде бы уже ничего не осталось такого, что напоминало бы нам, тем, кто родился и вырос в славном колхозе "Россия", о нашем учителе. Ан нет..., в Качоне есть фольклорная группа, мои земляки, и стар и млад, как и раньше, поют наши качонские песни. Да и я, узнав о годовщине создания нашей школы, пишу издалёка о нашем дорогом Михаиле Ивановиче Кондратьеве...Мы отмечаем большую дату: 80 лет нашей школе. Я уверен, на празднике будет сказано много добрых слов о нём.
Свидетельство о публикации №217030701117