Тагор. Набросок

       Один капитан дальнего плавания написал мне: «Не раз бывал в Индии...
Жуткая нищета неприкасаемых… Просто кошмарные визуальные ряды нищеты и животное выживание... И Тагор... Как это всё странно и несовместимо». Да, в Индии много ужасного для глаз европейца, но я люблю Индию как архетип, «Индию Духа». «В Индию Духа купить билет!» - эта строчка Николая Гумилёва стала девизом нашего поколения. Мы мечтали об Индии мудрых риши и садху, об Индии просветлённых, творящих чудеса йогинов, об Индии таких духовных гуру, как Махариши Махеш Йоги, Шри Ауробиндо, Ошо Раджниш.
       Рабиндранат Тагор – не публицист, а поэт, и воспевает он ту самую Индию Духа, архетипическую Индию. А из чего складывается в данном случае духовность? Из веры, Природы и любви, из ответов на «вечные вопросы». Природу своей страны Тагор знает очень хорошо, почти все стихи содержат наименования разных растений, строчки Тагора как бы все перевиты цветами. И это создаёт истинную красоту, как чудесный индийский обычай обмениваться цветочными гирляндами.

                Буду, словно цветы, я выращивать песни в саду –
                пусть усталые люди заходят в мои цветники,
                пусть склоняются к ним, пусть срывают цветы на ходу,
                чтобы бросить их прочь, когда в пыль упадут лепестки.
                (Пер. Н. Воронель)

       По поводу «вечных вопросов». Одно стихотворение Тагора хочется привести целиком:

                Отречение

                В поздний час пожелавший отрешиться от мира сказал:
                «Нынче к Богу уйду я, мне дом мой обузою стал.
                Кто меня колдовством у порога держал моего?»
                Бог сказал ему: «Я». Человек не услышал его.
                Перед ним на постели, со сне безмятежно дыша,
                Молодая жена прижимала к груди малыша.
                «Кто они – порождения майи?» - спросил человек.
                Бог сказал ему: «Я». Ничего не слыхал человек.
                Пожелавший от мира уйти встал и крикнул: «Где ты, Божество?»
                Бог сказал ему: «Здесь». Человек не услышал его.
                Завозился ребёнок, заплакал во сне, завздыхал.
                Бог сказал: «Возвратись». Но никто его не услыхал.
                Бог вздохнул и воскликнул: «Увы! Будь по-твоему, пусть.
                Только где ты найдёшь меня, если я здесь остаюсь».
                (Пер. В. Тушновой)

       По мысли Тагора, заключённой в этом стихотворении, Бог – во всём и повсюду. Божественность как бы разлита в пространстве. Только надо осознать, почувствовать это. Не обязательно бежать от мира в ашрам или в монастырь. Бог уже здесь, в тебе и во всём, что тебя окружает. Этот индуистский панентеизм весьма привлекателен. Пусть я покажусь нескромной, но всё же приведу своё четверостишие, написанное до знакомства с творчеством Тагора, но перекликающееся по мысли с приведённым стихотворением:

                Не много мудрости, чтоб видеть Бога в небе,
                свечой пытаясь разогнать потёмки.
                Но мудрость в том, чтоб видеть Бога в хлебе,
                в увядшей женщине и в маленьком котёнке.

       В стихотворении Тагора «Отречение» есть и прямой намёк на принца Сиддхартху, который покинул дворец, а в нём молодую жену и маленького сына, ушёл в лес и стал отшельником, а потом и Буддой. Но в буддизме нет Бога, вот в чём дело… И нет души, и нет любви. Буддизм холоден и не допускает привязанностей. А Тагор пишет:

                Нигде ничего ничтожного не видят глаза мои,
                Кажется мне бесценною каждая пядь земли.
                (Пер. В. Тушновой)

       У Хорхе Луиса Борхеса читаем: «Всемирная история шла своим путём, слишком человекоподобные боги, которых осуждал Ксенофан, были низведены до поэтических вы¬мыслов или демонов, однако стало известно, что Гермес Трисмегист продиктовал какое-то — тут мнения расходятся — количество книг (42, согласно Клименту Александрийскому; 20 000, согласно Ямвлиху; 36 525, согласно жрецам Тота, он же Гермес), на страницах коих записано всё, что есть в мире. Фрагменты этой мнимой библиотеки компилирова¬лись или же придумывались начиная с III века и составляют то, что имену¬ется "Corpus Hermeticum" ("Собрание герметических книг" (лат.)); в одной из книг, а именно в "Асклепии" (ко¬торую также приписывали Трисмегисту), французский богослов Аланус де Инсулис обнаружил в конце XII века формулу, которая не будет забыта последующими веками: "Бог есть умопостигаемая сфера, центр коей находится везде, а окружность нигде". Формула Бога! Это типично по-европейски. А индус воспринимает Бога как многомерную Личность, и это ясно видно в Бхагавад-Гите, которую Тагор, конечно же, читал. В любом индийском доме есть небольшой алтарь, и индийцы кормят фигурки богов, купают их, укладывают спать. Это может показаться наивным, детским, но сказал же Христос: «Не будете как дети – не войдёте в Царствие Небесное».

       У Тагора щедрая, любящая, великая, всеприимчивая душа! И вот как он пишет об Индии, именно архетипической Индии Духа в стихотворении «Индия-Лакшми»:

                О ты, чарующая людей,
                Ты, о земля, сияющая в блеске солнца лучей,
                великая Мать матерей!
                (…)
                Ты – вечно богатство цветущее наше, народам дающая
                полную чашу,
                Ты – Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты –
                жизни нектар, молоко матерей!
                (Пер. Н. Тихонова)

   Заметим, что Лакшми – богиня любви, благополучия, удачи и здоровья. Такой вот Тагор видит свою родину, а не «просто кошмарные визуальные ряды нищеты и животное выживание». Конечно, это всё тоже существует, но Тагор – поэт, и не просто поэт, а человек, у которого открыто духовное зрение. Тагор просто инстинктивно ищет красоту и, разумеется, находит её, потому что красота – от Бога, а Бог, как мы уже знаем, вездесущ.

       И какой бесстрашный и торжественный финал (перевод Н. Стефановича) этой великой, полностью отданной творчеству жизни! Сегодняшние люди, больные смертобоязнью, могут только позавидовать отчаянной смелости Рабиндраната Тагора:

                Как сладко умирать! Ночь без конца и края…
                Я точкой становлюсь, -
                Сейчас исчезну, в бездне утопая,
                И с вечностью сольюсь.

                28 февраля 2017


Рецензии