Рождение человеческого сознания и 4 матрицы

                Час зачатья я помню не точно,
                Значит, память моя однобока...

                В.С. Высоцкий



Подобно космическим циклам, сами люди рождаются, развиваются, стареют и умирают, чтобы после смерти унестись на край света, а потом вновь когда-то воскреснуть на новом «небе», ниспасть с «небес» на «землю» и сыграть новую «земную» роль в новой серии бесконечного космического сериала. На смену одной роли в одном обличье, допустим, человека, который «туп как дерево», приходит иная роль в ином обличье, допустим, баобаб.

                Но если туп как дерево — родишься баобабом
                И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

                В.С. Высоцкий

Либо это может быть набоб, правитель  провинции Восточной Индии в империи Великих Моголов. Либо простая русская баба, «мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая». Короче, как повезёт. Неисповедимы роли космического синематографа.

А как быть с сознанием? Каков его жизненный цикл? Как оказалось — ничего оригинального: сознание тоже рождается, развивается, стареет  и умирает. Тут, правда, есть две тонкости.

Во-первых, под сознанием имеется в виду индивидуальное сознание каждого отдельного человека. (Поговорим здесь о нас, о людях, а не о зверях или летучих мышах, также обладающих своим специфическим сознанием. Особенности нашего сознания нам хорошо известны, так сказать, «изнутри», исходя из собственного жизненного опыта. А вот каково быть летучей мышью — нам, обычным людям, не ведомо). Собственно говоря, именно это сознание и формирует из человека человека. Вершина этого сознания — разум, подводная часть айсберга — огромные пласты бессознательного.

Во-вторых, как оказалось сравнительно недавно, сознание, присущее каждой личности, рождается ещё в утробе матери, когда человеческий мозг ещё полностью не сформировался. Так, нервные клетки — нейроны — имеют длинные отростки — нервные волокна, покрытые специальной электроизолирующей оболочкой — миелином. Пока не завершена миелинизация кортикальных нейронов, которая начинается уже с 18–20 недели беременности, а продолжается приблизительно до десятилетнего возраста, о полноценном сознании, которое включает в себя память, говорить не приходится. Так считает академическая наука. Точнее, считала до недавнего времени.

И вот, как оказалось, под осторожным, дозированным воздействием психоделиков в ЛСД-сеансах, которые проходили под контролем врача, наблюдались воспоминания о жизни в утробе матери. По-научному это называется наличием пренатальной и перинатальной памяти, то есть памяти в утробе матери и в процессе родовых схваток, которые завершаются рождением очередного, пока несмышлёного, но уже обладающего разумом человеческого детёныша, очередного представителя славного вида Хомо сапиенс. Причём это именно воспоминания, а не галлюцинации. Эти воспоминания были подтверждены путём многочисленных опросов родителей тестируемых.

Что же показали эти воспоминания? О, вам и не снилось!

Знаете, что такое БМП? — Боевая машина пехоты. Зачёт.

А знаете, что такое БПМ? — Базовая перинатальная матрица. Кто не знает — на пересдачу.

Сама по себе эта матрица не вещественная, а психологическая. Руками её не пощупаешь. Она просто объединяет в себе  1) физиологию, 2) психопатологию (при наличии), 3) активность фрейдовских эрогенных зон, 4) ассоциативную память в человеческом обличье, 5) их переживания на сеансах ЛСД (феноменология сеансов ЛСД).

Самыми интересными оказались сопоставления пункта первого и пункта последнего, пятого, на четырёх этапах жизни в утробе и появления в муках на свет божий. Автор всех этих исследований, знаменитый американский психолог и психиатр чешского происхождения Станислав Гроф, которому в  2007 году было присвоено звание почётного профессора Московского государственного университета, присвоил этим четырём этапам большого пути соответствующую нумерацию:

БПМ I (период спокойного развития эмбриона в чреве матери),
БПМ II (первая клиническая фаза родов, связанная с началом сокращения матки до её открытия),
БПМ III (вторая клиническая фаза родов, когда шейка матки открывается, и плод начинает движение наружу),
БПМ IV (отделение плода от матери). 

(Просьба не путать БПМ I, БПМ II, БПМ III, БПМ IV родом из родов и роддома с БМП-1, БМП-2, БМП-3 и БМП-4 из Советской и Российской Армии.)

Вот что пишет о каждом из них доктор философских наук Евгений Торчинов:

             «Для БПМ I характерно чувство космического единства, называемого "океаническим" экстазом. Мир представляется как место невыразимого сияния и красоты. Важной вариацией этого переживания является наложение его на трансперсональное состояние отождествления себя с физической вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд.

              Символические образы, сопровождающие переживания БПМ II, покрывают довольно широкий диапазон. Это видение ада, образы Сизифа и Тантала, терзаемый орлом Прометей, а также образ мстительниц Эриний. Библейские темы сводятся к картинам изгнания из рая, а также к переживаниям подвергаемого издевательствам Христа перед распятием и чувству богооставленности.

             Символы БПМ III связаны с оргиастическими культами и религиями, практикующими кровавые жертвоприношения. Характерны образы, близкие тематике культа религий доколумбовой Америки, а также видения божеств типа Молоха, Гекаты или Астарты. Присутствуют видения религиозных церемоний, включающих сексуальный элемент и ритмические танцы, от вакханалий древних греков до архаических ритуалов. Из библейских образов присутствуют потоп, жертвоприношение Авраама, египетские казни, разрушение Содома и Гоморры, а также распятие и страдания Христа и переживания чистилища.

            Кроме того, присутствуют и видения демонического характера, в которых сочетаются образы извращенного секса, садомазохизма, скатологии и акцент на смерти с элементами богохульства и обратного религиозного символизма.

            Религиозный и мифологический символизм БПМ IV богат и разнообразен. Переживание смерти "эго" связывается с образами ужасных божеств, упомянутых выше. Возможно отождествление себя с жертвой богини Кали или с ребенком, брошенным в пламя, пылающее в гигантской статуе Молоха. Сцена возрождения часто связана с отождествлением себя с такими божествами, как Кетцалькоатль или Осирис, а также с другими персонажами, символизирующими смерть и воскресение, — Дионисом, Орфеем, Персефоной и Адонисом. Из библейских тем это смерть и воскресение Христа.

            Индивидуум, прошедший через муки родов и переживающий возрождение, преисполнен чувств торжества и триумфа, выражающихся в видениях победы над разными мифологическими монстрами (св. Георгий, побеждающий дракона, Тезей, побеждающий Минотавра, Митра, убивающий быка в священной пещере, и т.п.).

            Характерны видения сияющего света, исходящего из божественного источника. С этим связана и суперпозиция перинатальных и трансперсональных переживаний (переживание слияния с Богом или Абсолютом, растворение "я" в бесконечном сознании, единство с архетипической Великой Матерью (иногда в виде Исиды или других великих богинь) или присутствие на пиру олимпийских богов с вкушением нектара и амброзии)» [1]. 

Какие картины! «Чувство космического единства, называемого "океаническим" экстазом»! «Состояние отождествления себя с физической вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд»! Изгнание из рая! «Потоп, жертвоприношение Авраама, египетские казни, разрушение Содома и Гоморры, а также распятие и страдания Христа и переживания чистилища»! Победа над монстрами, а то над самым главным монстром — Князем Тьмы! (За нашу Победу!) «Сияющий свет, исходящий из божественного источника»! «Слияние с Богом или Абсолютом»! «Растворение "я" в бесконечном сознании»! «Единство с архетипической Великой Матерью»! «Присутствие на пиру олимпийских богов с вкушением нектара и амброзии»! (И я там был, мёд-пиво пил…) И всё это видит не ветхозаветный пророк, а ребёнок, к тому же  ещё в материнской утробе!

Другой известный философ и к тому психолог, но уже не российский, а американский, по имени Ричард Тарнас, в эпилоге своего бестселлера  1991 года «История западного мышления» (“The Passion of the Western Mind: Understanding the Ideas that Have Shaped Our World View”)  рассматривает  эти перинатальные матрицы  с точки зрения физики, психологии, религии и философии.

Сама диалектика видений, которые пронизывают стадию рождения, начинается с движения  «от начального состояния нерасчленённого единства» через стадию «разобщения, раздвоения и отчуждения», последующую «стадию полного исчезновения к нежданному искупительному освобождению, которое несло и преодоление, и завершение этого промежуточного отчужденного состояния, восстанавливая изначальное единство, однако на совсем новом уровне, где сохранялись все достижения пройденной траектории».

О как! От нерасчленённого единства, а то и Единого,  к единству на совсем ином уровне! Тут без Гегеля с его диалектикой никак не обойдёшься! Причём «эта архетипическая диалектика нередко переживалась одновременно как на индивидуальном уровне, так и — даже более ощутимо — на коллективном уровне, так что движение от первоначального единства через отчуждение к освобождающему разрешению переживалось как, например, эволюция целой культуры или человечества в целом — не только как рождение конкретного ребенка от конкретной матери, но и как рождение Homo sapiens из лона природы».

Наконец, «эта архетипическая диалектика переживалась и фиксировалась гораздо чаще в нескольких измерениях сразу — в физическом, психологическом, интеллектуальном, духовном, — чем в каком-либо одном из них, а иногда все они наличествовали одновременно в некоем сложном сочетании. Как подчеркивал Гроф, клинические свидетельства вовсе не предполагают, что эту перинатальную цепочку следует сводить просто к родовой травме: скорее представляется, что сам биологический процесс рождения есть выражение более общего, глубинного архетипического процесса, который может проявляться во многих измерениях. Итак:

             «С точки зрения ФИЗИКИ, перинатальная цепочка переживалась как период биологической беременности и как рождение, причем движение происходило от симбиотического союза со всеобъемлющим питающим чревом, через постепенный рост сложности и обособления внутри этой матки, к столкновению с сокращениями утробы, с родовыми путями, и, наконец, к самому рождению.

             С точки зрения ПСИХОЛОГИИ, здесь ощущалось движение от начального состояния нерасчленённого сознания "до-Я" к состоянию возрастающего обособления и разобщения "Я" с миром, возрастающего бытийственного отчуждения, и, наконец, к ощущению смерти "Ego", за которой следовало психологическое возрождение; нередко все это ассоциировалось с опытом жизненного пути: из чрева детства — через труды и муки зрелой жизни и удушье старости — к встрече со смертью.

            На РЕЛИГИОЗНОМ уровне, эта цепочка переживаний обретала великое множество обличий, но в основном преобладала иудео-христианская символика: движение из первозданного Райского Сада, через Грехопадение, через изгнание в мир, разлученный с Божеством, в мир страданий и смертности, к искупительному распятию и воскресению, несущему с собой воссоединение человеческого с Божественным. На индивидуальном же уровне переживание этой перинатальной цепочки сильно напоминало связанные со смертью и возрождением инициации древних мистериальных религий (на самом деле они, по-видимому, были во многом тождественны).

             Наконец, на ФИЛОСОФСКОМ уровне, данный опыт был постижим, условно говоря, в неоплатонически-гегельянски-ницшеанских понятиях, как диалектическое развитие от первоначального архетипического Единства, через эманацию в материю с возрастанием сложности, множественности и обособления, через состояние абсолютного отчуждения — "смерть Бога" как в гегелевском, так и в ницшеанском смыслах — к драматическому упразднению,  завершению, к синтезу и воссоединению с самодостаточным Бытием, в котором и исчезает, и завершается траектория индивидуального пути» [2]. 
 
Вот что, оказывается, переживает младенец в период родов! Тут тебе и физика, тут тебе и психология, тут тебе и  религия, тут тебе и философия! А вы говорите «несмышлёныш»! Всё знает, сказать только не может! А как подрастает — говорит! (Если вспомнит.)

И, как легко заметить, физика и философия  мира, сопутствующего  этим психологическим видениям, очень точно соответствуют физике и философии HIT-мироздания: то же состояние первоначального Единства, которое появляется и в философии последователя великого Платона — Плотина, жившего в III веке в Римской империи, и в глубинной реальности космического синематографа; те же видения Райского Сада, который наблюдают зрители «небесного» зала космического HIT-cinema; то же самое Грехопадение в процессе работы процессора Жизни и так далее.
 
Если современная «безжизненная» наука никаких внятных объяснений физической сущности этих видений не даёт, а лишь констатирует их наличие (или же традиционно ставит это наличие под сомнение), то наша скромная прозаическая, но, одновременно, и виталистическая картина мира всё это прекрасно объясняет коротенькой аббревиатурой  VHS: Vital Holistic System, то есть Целостная Система Жизни. Или так: Vital Holographic System, то есть Голографическая Система Жизни.  Объясняет как загадки возникновения жизни и загадки жизни после смерти тела, так и загадки развёртывания изначальных картин сознания в виде целой серии БПМ Грофа.

Сознание существует изначально! Ещё до рождения человека и, соответственно, его головного мозга! Существует в иной — нелокальной, нематериальной, негэнтропийной — реальности. Существует изначально, не только до рождения человека или иного другого живого существа, но и до рождения самой Вселенной! Существует, но в иной форме, в ином состоянии, в иной реальности, на ином носителе. Да здравствует сознание во веки веков!

Но на этой сложной смести психологии, физики, философии и религии история жизненного цикла человеческого сознания не заканчивается, а только начинается. На смену этапу рождения человека приходит этап его взросления. По мере взросления в сознании народившегося на свет божий нового обитателя планеты Земля, открываются новые контуры сознания, заложенные в нём на генетическом уровне.  И, как это ни странно, следующий этап человеческой жизни, этап взросления,  также насчитывает 4 ступени развёртывания сознания. Ступаем...


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/08/419


Примечания:

1. Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного»
2. Ричард Тарнас «История западного мышления», Эпилог


Рецензии
Ни разу не наблюдал сам и никто не говорил из моих испытуемых о воспоминаниях дородовых при приеме ЛСД. На том уровне могут быть только чувствования, но осознания быть еще не может. Память есть впечатления, структурированные во времени. Если же впечатления не соотнесены во времени, то это просто набор чувствований, о которых нельзя сказать, когда они появились, тем более что означали.

Валерий Шестаков 3   05.05.2018 21:36     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание.
Нескромный вопрос: Вы и Ваши знакомые принимали ЛСД?

С уважением,

P.S. Кстати, а память где хранится? Не подскажите?

Сергей Горский Москва   06.05.2018 05:28   Заявить о нарушении
Для формирования памяти особое значение имеют префронтальная кора с гиппокампом и височные доли. А для сохранения памяти нужен весь мозг. Между прочим по нюансам нарушения памяти можно ставить топический диагноз опухоли головного мозга, что я демонстрировал еще в 1968г нейрохирургу У. Пенфилду. А ЛСД получали в нашей лаборатории (за рубежом) в 1972г из лизергиновой кислоты и проводили фиксируемые опыты. Под действием ЛСД могут быть нарушены не только схемы тела, но и появляться ложные воспоминания, которые некоторые склонны интерпретировать как вздумается.

Валерий Шестаков 3   06.05.2018 10:48   Заявить о нарушении
Любопытно.

А опыты трансперсональной памяти и коллективного бессознательного как объяснить с Ваших позиции? Типа, "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда"? (А.П.Чехов).

Насчёт ЛСД Вы так и не ответили. Принимали али нет?

Сергей Горский Москва   06.05.2018 10:57   Заявить о нарушении
Как врач могу обсуждать лишь существующее реально. Остальное пока дело церкви. Все эти вопросы знаю, но они не тема для прозы ру. Извините.

Валерий Шестаков 3   06.05.2018 11:28   Заявить о нарушении
"Дело церкви"?
"Не тема для прозы ру"?
-Извиняю.

P.S. "Больше вопросов не имею"(О.Бендер). http://youtu.be/1ymlfEibnp8

Сергей Горский Москва   06.05.2018 12:59   Заявить о нарушении