C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Ч. 1 Кристина Скарб

Кристина Скарбек, дочь польского графа и дочери богатого еврейского банкира умерла в нищете в 1952 года. Похороны прошли незамеченными. Только спустя полвека её необыкновенное мужество, проявленное во время второй мировой войны в десятках опасных операций, отметили во время панихиды на кладбище св. Марии в северо-западной части Лондона. Церемония была связана с обновлением её могилы Обществом польского наследия.

Высокий крест возвышается над другими могилами. Теперь на плите написаны даты её рождения и смерти, а также высокие награды, которые она получила после войны. В представлении на одну из наград, отмечены её хладнокровие, преданность долгу и высокое мужество.

Во время войны её знали под именем Кристина Гранвиль. Она родилась в Варшаве в 1908 году. От родителей Кристина унаследовала уверенность, патриотизм и бесстрашие своих предков. Хрупкая и стройная, она, в то же время была очень спортивной, большой любительницей верховой езды.

Юная графиня обладала непростым характером. Преданность делу и друзьям сочетались у неё с холодным расчётом и даже с беспощадностью. И ещё одно качество, которое очень ценили в разведке – она умела хранить секреты, была крайне осторожна, чтобы не сказать лишнего.

Девушка окончила католическую школу при монастыре, и когда, казалось, перед ней открылось безоблачное будущее, выяснилось, что их семья нищая, все деньги растранжирил её отец, который швырял их направо и налево. В 1930 году граф умер. Жить было не на что, и она устроилась на секретарскую работу в офисе над гаражом.

Кристина считала, что получила болезнь лёгких от бензиновых выхлопов, отравлявших атмосферу. Как не удивительно, но это впоследствии спасло ей жизнь. Врач, который её лечил, посоветовал горный воздух в Закопане. Она поселилась на курорте недалеко от словацкой границы, где увлеклась горнолыжным спортом.

Несмотря на своё аристократическое воспитание, Кристина прекрасно общалась с «простыми» людьми. Она была непритязательна к жилью и еде. Красивая девушка вскружила головы всем представителям мужского пола на курорте, но она умела держать поклонников на расстоянии.

В восемнадцать лет Кристина вышла замуж за бизнесмена Карола Гетлиха. Однако этот брак продлился недолго. Ей вскружил голову Ежи Гижицкий, польский дипломат и писатель. Он был незаурядной личностью, атлет, спортсмен, в прошлом - искатель приключений, объездивший весь мир.

В 1938 году они поженились в Варшаве и уехали в Аддис-Абебу, Эфиопию, куда Гижицкого назначили польским консулом. Когда началась скоротечная война Германии и Польши, Кристина и ее муж отправились в Лондон.

Там она встретила Фредерика Фойгта, политического журналиста и комментатора BBC, которого она знала в Эфиопии , а тот познакомил её с советником по иностранным делам сэром Робертом Ванситтаром.

Советник представил Кристину Джорджу Тейлору, австралийскому бизнесмену, а на самом деле возглавлвшего балканский отдел Службы секретной разведки (SIS, или MI6). Балканский отдел занимался саботажем на территориях, оккупированных Германией, и антифашистской пропагандой.

Его первые впечатления о ней были очень благоприятными. Кристина сразу предложила свой план: поехать в Будапешт (Венгрия тогда была нейтральной). Из Венгрии перейти в Словакию, территорию которой немцы передали Венгрии, чтобы сделать её своей союзницей. Оттуда на лыжах она перейдёт в Польшу через горный хребет.

В Закопане у неё остались друзья, на помощь которых она рассчитывала. Тейлор скептически выслушал её план, но потом согласился с ним. Руководству он доложил:

«Она очень умная, с аристократичной внешностью, просто и со вкусом одета. Из беседы, а также по другим сведениям, ясно, что она пламенная польская патриотка. Произвела на меня прекрасное впечатление. Считаю, что мы в её лице получили настоящий приз».

21 декабря 1939 года Кристина вылетела в Будапешт. В Будапеште она вышла на связь с Хубертом Харрисоном, который курировал польское направление. Он работал под прикрытием балканского корреспондента газеты «News Chronicle».

Харрисон познакомил Кристину с Юзефом Радзиминским, бывшим польским разведчиком, которого назначили её помощником.  В Балканском отделе Кристине присвоили псевдоним  «Мадам Маршан», а в списках агентов она значилась под именем Кристины Гранвиль.

Ей помогли быстро отыскать квартиру, и Кристина, не откладывая, стала собираться в Польшу. Стоял тридцатиградусный мороз, толщина снега в горах достигала нескольких метров, но это её не останавливало. Она заручилась согласием сотрудника посольства, бывшего члена олимпийской сборной команды Польши по лыжам Яна Марусаржа, помочь совершить ей этот переход.

Они перешли горы, Марусарж вернулся обратно, а она доставила нелегальную литературу на сообщённую ей явочную квартиру. Кристина, естественно, отыскала свою мать. Та преподавала в подпольной школе и категорически отказалась покинуть Польшу. Впоследствии мать Кристины была схвачена полицией, и с того времени её следы теряются.

Кристина собрала массу разведывательных сведений, в том числе и о сосредоточении немецких войск на границе с Советским Союзом. Ей удалось установить контакты с несколькими подпольными организациями, в том числе и с известной организацией Витковского, «Мушкетёры».

Вернувшись в Будапешт, она представила обстоятельный доклад в Лондон, которым руководство оказалось довольно. Неожиданное осложнение возникло в Будапеште. Её помощник Радзиминский влюбился в неё настолько, что потерял голову.  Он предложил ей выйти за него замуж, но, получив отказ, попытался покончить жизнь самоубийством.

Глава Балканского отдела отдал приказ немедленно вернуть его в Лондон.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/03/08/1577


Рецензии
Увлекательно идёт произведение...

Надежда Кедрина   30.03.2021 12:31     Заявить о нарушении
Рад этому, Надежда.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   30.03.2021 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.