Поселок-призрак

Я родился в маленьком городе в одном из самом промышленно развитом регионе нашей страны. Мой город бы не появился если бы не Великая Отечественная Война. Донбасс был занят, а стране ой как не хватало угля. В кратчайшее время нашли людей для постройки шахт. Мы знаем как их находили. В кратчайшее время все было построено. Мы знаем как это было построено. Строить начали в 1942 году. В 1943 начали добывать. В 1949 моему городу был присвоен статус "город". На не большой территории было разбросанно множество шахт и вокруг них образовывались поселки. И в одном из них, через поколение родился я. Город рос, город развивался.Приезжали люди, приезжали специалисты. У же не те, о которых мы знаем. А самые настоящие со всех концов нашей огромной страны. Так приехали мои бабушка с дедушкой. Город рос космическими темпами, мы знаем как в Советском Союзе могли задавать темп. Не буду писать о том что было открыто, сколько предприятий, учреждений и жилых домов. Мне иногда кажется, что во времена Великого Поднятия с Колен не открывалось столько, сколько там открывалось за год. Но это все лирика и вспоминашки (хотя по сути тут все вспоминашки).
Перенесемся сразу в тот момент, когда родился я. С этого началось все. Родился я, развалился Союз. Мы строго изменили вектор. Началась рыночная экономика. Все бесприбыльные предприятия в массовом порядке стали закрывать. И как выяснилось, добыча угля, которые осуществляли наши шахты оказалась не рентабельной. Ничего личного, это бизнес. С 1993 года шахты стали ликвидировать, начали ликвидировать смежные предприятия, и конечно те, в первую очередь, которые были построены чтоб тупо занять людей. Ведь основная идея была в том, чтоб у каждого была работа, и чтоб каждый был занят чем-то. Чтоб без работы не оставался никто.
В период расцвета мой поселок насчитывал около 5000 человек. Была школа, детский сад, ясли. Было много магазинов. Была почта. была больница, не просто фельдшерский пункт. А самая настоящая больница. С палатами, хирургическим, терапевтическими и многими другими отделениями. Был центр подготовки и переквалификации кадров. В этом же здании находилась неплохая библиотека. Были спорт площадки, заливали каток, где кстати познакомились мои родители. Был дом бытового обеспечения граждан. А самое главное: был клуб в котором находился кинотеатр и всевозможные кружки для каждой возрастной категории.
После ликвидации шахт, люди в массовом порядке стали покидать это место. А те кто оставался стали искать себя в новой жизни. Вы понимаете что, 95% тех кто остался, напросто спились.
Вот я пошел в 1ый класс, в моем классе было 16 человек, чтоб вы понимали масштаб всей трагедии, скажу одно. За 10 лет до моей отправки в школу, классы первоклашек формировались до буквы "Г". А классы тогда утромбовывали сильно, мы знаем как тогда любили уплотнение.
К тому времени клуб, дом быта, закусочную, 2 магазина закрыли. Так как все это находилось под шефством шахты. К 4 классу нас осталось 11. В 5ом я перешел в другую школу. Через год ее закрыли. Потом её снесли на брус и прочий материал. Как снесли и другие здания. Как снесли все остальное, что имело материальную ценность.
Сейчас на моем поселке живет 80-120 человек. Из учреждений всего 2 магазина, в которых только старый маргарин и хлеб. Хлеба кстати нет уже после обеда. И если ты проспал, иди за хлебом за тридевять земель. Остались те, кто продает алкоголь и те кто покупает. Последних все меньше. Но и первых становиться меньше, ибо первые сильно зависят от вторых.
В завершении хочу сказать,я не хочу чтоб меня считали приверженцем Союза и коммунизма. Нет, я воспитанник демократии и свободы духа.Но стоило ли та свобода тех издержек которые мы понесли. Стоят ли злобные выпады насчет Союза, тех трагедий, горестных ломаний судеб которые испытал как я думаю не только мой поселок?


Рецензии