Ондри улыбается. глава 5

                Секрет Ялпаева раскроется
 В этот день у Ондри с утра всё с рук валилось. Может, действительно с левой ноги встал. Мальчик не очень-то верит  предсказаниям. Однако проблема снова возникла. Вчера Ондри с друзьями играл долго и о домашнем задании вовсе забыл. Утром, замешкавшись дома, опоздал в школу. Второпях в портфель положил совсем не те книги и тетради, перепутал расписание уроков. Вот беда! По сегодняшнему расписанию первый урок - математика. Хорошо, что контрольная работа. Учитель математики раздал другие тетради. Второй урок - пение. Весь урок пели, его это спасло.  Как говорится, что будет, то будет. Не спасёшься. А случилось на уроке родного языка. Учитель Анатолий Иванович в прошлый раз дважды повторил: "На следующий урок выразительного чтения выучить наизусть на выбор своё любимое стихотворене." Ондри, чтобы обрадовать своего учителя, выбрал стихотворение поэта Ивана Осмина "Будь здоров"("Таза лий") Можно сказать, что это юмор. Утром, выполняя  физические упражнения, перебрал несколько стихотворений, но повторил то, что выбрал. Поэтому на уроке не беспокоился, сидел спокойно. В классе тишина. Анатолий Иванович походил по классу, сел за учительский стол, открыл нужную страницу журнала, сделал паузу и начал объяснять новую тему. И вдруг он обратился к ребятам:"Каждый рассказывает любимое стихотворение. Выходя к доске, не забудьте взять дневник". На странице журнала перебирает фамилии учащихся.
- Ялпаев Ондри последний в списке, - Анатолий Иванович намекнул,- тебя слушаем.
 Ялпаев с места поднялся так, что парта заскрипела, встал перед классом. Всех окинул взглядом, выпрямился, начал:
-"Будьте здоровы", -  начал читать громко, -
                «Для нас здоровье - главное", -
                Народ наш так говорит.
                И слово ребячье верное:
                Будь крепким не только на вид! ...
 Ондри всё стихотворение рассказал без запинки.
- Молодец! - похвалил учитель, затем раскрыл дневник ученика.- Что такое?
Действительно, по обложке дневник, как у всех, а внутри? Анатолий Иванович очки снял. Ондри вначале взглянул на учителя, потом - на дневник.
- Ой, я ошибся, не тот дал.
Ялпаев побледнел. Затем как бы очнулся, забрал свой дневник, сел на место. Сосед по парте Миклай Купсольцев вполголоса спросил:
- Покажи, что там?
 Но Ондри свой дневник быстренько спрятал под парту. Учитель к доске вызвал другого ученика. Урок продолжается. Если бы не Энсай Кельдыбаев, сидевший за партой за его спиной, никто бы ни о чём не узнал. Нет! Перед концом урока Кельдыбаев под партой до Ондри дотянулся рукой. Тот даже сзади не почувствовал, как дневник оказался в руке Энсая. Ондри обернулся. Но опоздал.
- Рука коротка, - дразнит Кельдыбаев. Он  раскрыл чужой дневник,  стал читать громко:
- Спор-тив-ный днев-ник Ял-па-ева Ан-дрея. Интересно!
- Ничего интересного! Давай, говорят! - Ондри встал с места.
В классе зашумели.
- Стой! Не мешай! – Кельдыбаев обратился к Ялпаеву.- Читаем дальше: "Моя работа - физзарядка". Ого!
Ялпаев не выдержал. Повернувшись в сторону Энсая, силой оттолкнул его от себя. Рослый мальчишка не устоял на месте. В классе загремело: "Бух-х!"
- Ха-ха-ха! - раздался дружный хохот.
- Вот это зарядка!- слышится голос с задней парты.
Кельдыбаев поднялся с пола, с насмешкой обратился к Ондри:
- Подожди, кудряшка! Я тебе ещё покажу.
- Кудрявая голова сможет,- с задней парты слышится тот же голос. В классе вновь зашумели. А Ондри и Энсай Кельдыбаев друг к другу стоят напротив. У Ялпаева горят глаза. Кельдыбаев хотел порвать дневник Ондри.
- Хватит! - крикнул Анатолий Иванович. Слова учителя, как гром, остановили Кельдыбаева. Ондри молча сел на своё место. А рядом сидящий друг Миклай Купсольцев вырвал из рук рослого мальчика дневник соседа,  положил его перед ним. Прозвенел звонок. Анатолий Иванович, походив по классу, коротко сказал:
- Кто не успел выучить стихотворение, подготовьтесь к следующему уроку. А сейчас идите на перерыв. Учащиеся дружно вывалили на школьный двор. Анатолий Иванович успел сказать:
- Кельдыбаев!
- Я! - Энсай нехотя остановился, посмотрел на учителя.
- Ондри и Купсольцев тоже останьтесь!
- Анатолий Иванович, я-то зачем? - поинтересовался Купсольцев и  подошёл к учителю непонимающе.
- В учительской выясним, - учитель попросил следовать за ним.
 Учитель и трое мальчишек вошли в учительскую, Анатолий Иванович взглянул на ребят. Хотя Кельдыбаев держится не так смело, как прежде, но ведёт себя вызывающе: вертится, на месте топчется, глядит то на Миклая, то на Ондри. Ялпаев молчит, глядит в окно, будто перед кем-то сильно провинился. А Миклай, точно готовится к выступлению на концерте, погладил свои тёмные волосы, подправил галстук. В глазах подростка волнения не видно.
- Почему вызвал вас? Догадываетесь? - поставив журнал на полку, Анатолий Иванович повернулся к ребятам.
 Ондри подумал: "Из-за драки. Но вот Миклай-то зачем здесь? Наверно, умнее, он же председатель совета отряда.»
 - Может быть, ты, Кельдыбаев, догадался?- спросил учитель.
 Энсай присмирел. Учитель пояснил:
- Во всём, Кельдыбаев, ты виноват, из-за тебя всё началось. Да-да! Ондри мне дал другой дневник по ошибке. В спешке такое случается. А ведь его дневник непростой.
- А какой? – Энсай  вопросительно взглянул на Ондри.
- Ни у кого, уверен, такого дневника нет, - учитель с любовью взглянул на мальчика.
 Кельдыбаев продолжает стоять с раскрытым ртом. Что ещё ему делать?
- А ты, Энсай, свою вину признаёшь? - учитель повторил вопрос.
Чувствуется, что виновный возмущён, но молчит, хочется ему съязвить, ответить сдачей. Терпит до урока физкультуры.
- Не слышу ответа,- Анатолий Иванович взглянул на часы.- Сколько времени будем так стоять?
- У него только на уроках длинный язык, - не стерпел Миклай. Сказал, о чём думал. Потом добавил: "Давайте в классе об этом поговорим".
- Ондри, как ты думаешь? - учитель спросил. - Нужна такая беседа?
 Слова учителя заставили встретиться взглядами Ялпаева и Кельдыбаева. Ондри, подумав, ласково обратился:
- Энсай, не надо обзываться.
- Когда обозвал?
- Не кривляйся,  и я слышал,- беседу прервал Миклай.
- На уроках физкультуры? Да, бывало,- Кельдыбаев пожал плечами. - Ну, класс назад тянешь - не стерпел, не выдерживаю.- На это ещё надо посмотреть,- добавил Миклай.
 Кельдыбаев хотел ещё что-то сказать, но промолчал, возможно, оставил на потом.
 Наконец, Анатолий Иванович твёрдо сказал:
- Считаете очень нужным - можно поговорить и в классе. Вот о чём я хочу вам сказать. Писатель Антон Павлович Чехов так сказал, да и  народная мудрость гласит: "Краткость - сестра таланта», Давайте на этом нашу беседу завершим. О будущем, завтрашнем дне, думайте  о хорошей жизни, о дружбе между нами


Рецензии
Доброе утро!
Как автор тонко подметил, что учитель - уважаем своими учениками, когда написал, что мальчик выбрал стихотворение, чтобы порадовать учителя. Ну, а потом - ситуация, которая все объясняет. Педагог с большой буквы этот человек. Очень мудрый и любящий детей.
С уважением, Марина.

Марина Ермолова-Буйленко   04.07.2021 10:13     Заявить о нарушении
Мариночка, здравствуйте! СПАСИБО Вам большое за продолжение чтения повести ВАСИЛИЯ КРЫЛОВА, марийского писателя, поэта, баснописца. Василия Крылова с нами нет уже десять лет, но его ПРОИЗВЕДЕНИЯ продолжают ЕГО ЖИЗНЬ. СПАСИБО, МАРИНА, ещё раз! ДО ВСТРЕЧИ!

Роза Салах   04.07.2021 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.