Глава 17. Первый урок стрельбы

Очередной удар колокола выбросил меня из царства сна. В открытый люк едва пробивался розовый утренний свет. Казалось, я только уснула, а уже пора вставать. Ах, где те золотые деньки, когда я только и делала, что присматривала за нарядами графини. Теперь я стала чем-то вроде рабочего ослика!
Чувство долга вытащило меня из постели. Пригоршня холодной воды в лицо, пара шпилек в волосы, и я отправилась кормить кур, доливать воду им в блюдца, чистить поддоны клеток. Потом реквизиция яиц, готовка завтрака.
Слава Богу, у нас ещё остался свежий хлеб. Замешивать тесто не было необходимости.
Потом туалет графини. Причёску она соорудила себе сама. Делала она её крайне небрежно – скручивала волосы в жгут на затылке и закрепляла его гребнем и несколькими шпильками. Но эта небрежность удивительно шла ей. Выпавшие из причёски волнистые пряди придавали ей особое очарование.
Потом завтрак, мытье посуды. Мистер Доу и мастер О’ Нил с аппетитом съели мою нехитрую стряпню.
Потом я позавтракала сама вместе с мистером Хоуком и малышом Тони, когда они сменились с вахты. Пока мы ели, совсем рассвело. Доу и О’ Нил выбрали якорь и распустили паруса. Святая Екатерина неспешно двинулась в путь. Потом, мытьё посуды. Наконец, покончив со всеми делами, я выползла на палубу отдохнуть.
Вся команда была наверху. Никому не сиделось в трюме. Мистер Доу стоял у руля. Мастер О’ Нил драил палубу. Леди Гилфорд стояла на носу судна, прислонясь к форштевню. Сбросив вуаль, она подставила лицо солнцу и ветру, жмурясь от удовольствия, будто кошка.
Хоук и Тони сидели на крыше носового люка. Хоук покуривал трубку, а Тони вырезал ножиком на палке некоторое подобие человеческого черепа.
Судно шло в фордевинд, раскинув паруса в разные стороны, наподобие крыльев птицы – грот направо, бизань налево. Курс на запад. Справа по борту медленно проплывал южный берег острова Святого  Винсента. Вид берега изменился. Теперь тянулись невысокие чёрные скалы и пляжи белого песка, тут и там украшенные группами кокосовых пальм. Выше тянулась зубчатая цепь гор, поросших джунглями. Во многих местах с гор струились тонкие белые струйки водопадов. Весь берег был изрезан тихими укромными бухточками, вполне пригодными для стоянки нашего маленького судёнышка. Наверное, рай должен выглядеть как-то так.
-Бетти, скорее смотри. Ты видела это? – вскричала Леди Гилфорд.
Действительно, зрелище было достойно удивления. Береговые скалы были словно сложены из чёрных шестигранных призм, правильной геометрической формы. Призмы были разной высоты, но одинаковой толщины. И волны пенились у их основания. Чудны дела твои, Господи!
Потом за нами увязалась стайка забавных, дельфинов. Они весело выпрыгивали из воды и снова ныряли в пенную пучину.
-Чем займёмся сегодня? – задумчиво протянула леди Гилфорд. - С французским у тебя неплохо. Может, математикой?
-Только не это! – невольно вырвалось у меня. - Море, дельфины и математика! Как возможно это совместить?
-Устала?
-Нет, просто я подумала, что в нашем путешествии не помешает поучиться стрельбе.
-В кого же ты собралась стрелять?
-Главное научиться, а там видно будет!
-Ну, что же, идея здравая. Но не могу же я учить тебя, когда кругом полно мужчин, которые больше меня понимают в военном деле. Я и сама охотно взяла бы пару уроков стрельбы. Мистер Хоук, вы хорошо стреляете?
-Враги перед смертью  не жаловались, ваша светлость, - ухмыльнулся матрос. – Мне доводилось быть и солдатом, и вольным охотником в лесах Виргинии. Знали бы вы, сколько оленей я завалил!
-Вот и замечательно! Вы свободны от вахты. Если не очень устали, дайте нам урок стрельбы. Бетти, дуй за пистолетами. Двух штук, я думаю, хватит. Да не забудь мой патронташ и пороховницу!
Я мигом нырнула в каюту и вскоре вернулась со всем необходимым.
-Ну, что же, милые дамы, - Хоук выколотил пепел из потухшей трубки. – Начнём урок. Перед нами два кремневых пистолета с французским замком. Этот замок - самый совершенный кремневый замок, в мире. Его придумал один француз из Нормандии.
-Кажется, его фамилия Буржуа, - вмешалась графиня,-  и произошло это в 1610 году. Я случайно запомнила эту дату. Ведь это год смерти моих родителей.
-Соболезную вашей потере, миледи. Вы абсолютно правы. Перед нами новейший, самый совершенный из кремнёвых замков. Его главное достоинство заключается в том, что крышка пороховой полки является одновременно и огнивом. Перед выстрелом не нужно открывать полку вручную. Она сама приоткрывается при ударе кремня ровно на столько, чтобы пропустить к пороху сноп искр. Вот такая хитроумная штука. Хотя, если честно, все кремнёвые замки – дерьмо жёлтой каракатицы. Не при дамах будь сказано.
-Это ещё почему? – вмешался в разговор малыш Тони, который сидел на брашпиле и с интересом следил за нашей беседой.
-Потому, что изменчивы они, как бабы, – глубокомысленно изрёк Хоук, и тяжело вздохнул. – Не во гнев вашей милости будь сказано, - добавил он, покосившись на графиню.
-Ничего, мистер Хоук, продолжайте, мы вас внимательно слушаем, - улыбнулась леди Гилфорд.
-Я в том смысле, ваша милость, что у них бывают осечки. То кремень обобьётся, то зубчики на огниве сотрутся, то пружина ослабнет. И даже если оружие находится в идеальном порядке, каждый пятнадцатый, а то и каждый десятый спуск, даёт осечку!
-Каждый десятый, это как будто не много, - робко возразила я.
-Увы, мисс, дьявол норовит устроить дело так, чтобы осечка случилась в самый неподходящий для вас момент. На охоте осечка может стоить вам ужина, а в бою - жизни. Совсем другое дело - старый добрый фитильный мушкет! Нет друга надёжнее. Если уж горящий фитиль коснулся затравки, то оружие непременно выстрелит. Куда ему деваться?
-Возни с ним много!  - с видом скучающего знатока фыркнул Тони. - Всё время фитиль поправлять, нагар с него срезать.
-А ты не ленись за оружием следить, и оно тебя не подведёт, поучительно поднял палец мистер Хоук.
-Дым от фитиля глаза ест.
-И что с того? Я вот курю трубку, и мне это никак не мешает. Чего же бояться дымка от фитиля? Так ты скоро и костра бояться начнёшь!
-На охоте запах дыма может выдать стрелка, - не сдавался Тони.
-На охоте! – рассмеялся моряк. – А ты там хоть раз бывал? Да, конечно, если ты такой дурень, что устроил засаду с наветренной стороны, зверь тебя непременно учует, но вовсе не по запаху горящего фитиля, а по вони твоих нестиранных чулок, паршивец ты этакий! Охотники даже специально окуривают свою одежду дымом, чтобы замаскировать запах тела. Зверь, он привычен к дыму. Пожары в лесах часто случаются.
И второй недостаток есть у кремнёвого замка. Вот! Когда жмёшь на спуск, твой указательный палец давит на крючок снизу, а основание большого пальца давит на рукоять сверху, навстречу пальцу. Пока курок не освободился, ружьё неподвижно. Но как только курок сорвётся, твой палец проваливается. Ведь он теперь не испытывает сопротивления, а рука по-прежнему давит вниз. Что произойдёт, мисс, как вы думаете?
-Пистолет может дёрнуться в этот момент? – осторожно предположила я.
-Умница! – воскликнул старый моряк. – Пистолет при этом клюёт дулом вниз, и пуля летит гораздо ниже, чем вам того хотелось! Зато у фитильного оружия нет этого провала. Пружина спускового крючка плавно давит навстречу вашему розовому пальчику. Когда фитиль коснётся пороха на полке, произойдёт выстрел. И никаких рывков!
-Вы очень понятно всё объяснили нам, мистер Хоук, - сказала леди Гилфорд, - но нельзя ли ближе к делу? Раз уж у нас есть кремнёвые пистолеты, мы должны уметь с ними обращаться.
-Да, конечно, ваша милость. Итак, дамы, возьмите ваши пистолеты в правую руку. Мисс, оружие надо направить вон туда, в море, как это сделала графиня. – С этими словами, он осторожно отвёл мой пистолет от своего живота.
-Простите, - покраснела я.
-Теперь взведите большим пальцем курок до щелчка.
Я потянула туго сопротивляющийся курок. Замок щёлкнул. Курок замер в заднем положении.
-Вот, вы и готовы к стрельбе. Теперь, плавно нажимайте на крючок.
Первым грянул выстрел графини. Облачко белого дыма шустро понеслось прочь от судёнышка. Второй выстрел, мой, грянул совсем неожиданно. Пистолет неприятно дёрнулся в руке, чуть не вылетел.
-Крепче держите оружие, мисс. Это вам не коклюшка!
Теперь будем учиться заряжать. Взяли оружие за ствол в левую руку. Правой рукой берём патрон.
Хоук вынул из ячейки патронташа бумажный патрон.
-Ох уж эти новомодные бумажные патроны, - проворчал он. От дождя промокнут, от длительного ношения протрутся. Старые деревянные патроны понадёжнее будут. Итак, откусываем бумажный хвостик. Хвостик выплюнуть. Он не вкусный.
Через образовавшееся отверстие, высыпаем порох из патрона в ствол. Весь высыпаем. Только пуля должна остаться в облатке патрона. Сминаем бумажную гильзу в кулаке и вместе с пулей вкладываем в ствол. Мятая бумага гильзы будет служить пыжом, чтобы пуля не выкатилась при наклоне ствола. Теперь вытащим шомпол и забьём заряд поглубже. Не очень сильно и не очень слабо. Если забьёте слабо, пуля может выпасть вместе с бумагой, если сильно, бумага может порваться. Тогда пуля выкатится одна, без бумаги.
Забили заряд? Всё. Вставляйте шомпол обратно в цевьё.
Теперь перевернём пистолет дулом от себя, рукояткой к животу. Дулом от себя, это не значит, что на меня, мисс. Теперь взведём курок до первого щелчка, чтобы он не мешал двигаться крышке полки.  Сыпьте порох из пороховницы на полку. Чтобы открыть пороховницу, нажмите рычажок на ней. Порох и посыплется. Куда столько? Маленькую щепоточку пороха, вот, как у графини. Сметите лишний порох. Теперь закройте крышку.
Всё. Пистолеты заряжены.
Теперь направим пистолеты в море, взведём курки до второго щелчка. Крепче держим. Готовы? Огонь!
Наши выстрелы  на этот раз грянули одновременно. Ура! Оказывается, это не сложнее, чем испечь кекс.
Мистер Хоук заставил нас повторить эту процедуру несколько раз, чтобы заучить последовательность заряжания и привыкнуть в отдаче выстрела.
Потом он нас заставил поменять кремни в пистолетах. Но это было уже совсем просто. Надо было отвинтить винт на курке. Губы курка разжались, и кремень выпал. Вставляем новый кремень, завинчиваем винт. Готово! Осталось только проверить, хорошо ли новый кремень при спуске высекает искры.
-Ну, и хватит на сегодня, - сказал Хоук, вновь вынимая из кармана трубку. - Теперь учимся чистить оружие.
-Можно, я не буду? – спросила графиня. – Не барское это дело возиться с сажей и маслом.
-Я почищу, моя леди! – воскликнула я.
-Нет, ваша милость, коли уж вы взяли в руки оружие, учитесь за ним ухаживать. Ваша горничная, если дело дойдёт до драки, может быть ранена, или убита. Так что это дело вы должны уметь делать сами.
Тяжко вздохнув и скроив недовольную рожицу, графиня принялась за чистку своего пистолета.
Ствол чистили с помощью шомпола, обернув его тряпицей, скупо смоченной оружейным маслом. Потом снимали масло сухой тряпочкой. Потом, снова маслом. И так делали до тех пор, пока на тряпочках совсем не оставалось следов копоти. Очень важно было специальной иглой очистить от нагара затравочное отверстие. Ведь именно через него огонь попадает с полки внутрь пистолета. А если оно окажется закупоренным, никакого выстрела не произойдёт!
Глядя, как ловко леди Гилфорд управляется с шомполом, я подумала, что она опять лукавит. Несомненно, с оружием она давно уже на ты.
-Мистер Хоук, - спросила я, -  а когда мы будем стрелять в цель?
-До этого вам, мисс, пока ещё очень далеко. Не стоит бежать впереди кареты. Всему свой черёд.


Рецензии
Снимаю шляпу перед Вашими познаниями в различных областях. По закону драмы, раз женщины взяли в руки оружие, значит, будут стрелять. В кого?

Эм Филатова   18.12.2021 23:25     Заявить о нарушении
Эм, тут крови будет не очень много, примерно по щиколотку.

Михаил Сидорович   19.12.2021 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.