Скрипка Страдивари

Вчера  был день рождения моей покойной жены Гали . Прошло уже 12 лет как ее не стало . Я конечно. поехал на кладбище ,прибрать могилку ,покрасить оградку и вспомнить нашу нелегкую совместную жизнь . Был ясный солнечный день и я, увлекшись малярной работой, не заметил как  к могиле подошла женщина с цветами .
Ба ! да это Лиля .! Какими судьбами ?
-Я видела сегодня Галю во сне и решила сходить на могилку .
-Как хорошо !
-Да я рада ,что увидела здесь вас . совсем неожиданно
Лиля Зубарева ,давняя подруга Гали и всегда приходит сюда по велению души . С ней интересно

говорить ,она много знает ,язвительна и остра на язык .
Крася ограду могилы мы разговаривали и  даже на литературные темы ,светская беседа ни к чему не обязывающая. Я поделился с ней ,что последнее время мне хочется писать .записывать вернее ,проявления жизни ,просто так ,без всякого замысла и корысти . А она говорит : Почитайте Розанова  Опавшие листья . Я ,конечно ,не читал и побожился ,что куплю и почитаю .
Мы выпили по рюмашке по обычаю и  в умиротворенном состоянии уехали в Москву по домам
Сегодня прихожу в издательств Прогресс-плеяда  и вижу эту книжку Розанова . Конечно, купил и по-дороге в мастерскую почитал немного
Боже ! Какой же я темный , Многие годы мечтал записывать интересные мысли, Неожиданно возникающие часто в поезде или во время пребывания в деревне   и вообще где либо ,   сценки ,события ,высказывания умных людей ,и думал –ну кому это надо ? .А Розанов пишет – это надо мне и я готов писать только для себя, иначе я не могу . и не хочу писать для читателя . Это гениальная мысль ,которую я уже многие годы кручу в голове . Для чего я работаю ,для кого ,ради чего ? Это очень не простой вопрос . Надо найти на него ответ !

В Прогресс – Плеяде было несколько писателей и об этом возник разговор . Для чего писатель  пишет ,художник рисует ,композитор сочиняет музыку,?
Причин много ,но одна из них –он не может не написать . вот я решил написать случай из моей жизни ,о котором я не могу не написать . 

Это было много лет назад –еще при социализме. Меня послали в Пензу ,в художественное училище ,в качестве председателя ГКК. Все шло хорошо, защита дипломов шла своим чередом ,и Альфред Оя ,известный художник и мой друг обратился ко мне с просьбой .
-Тут один защищается мальчик ,отец его хочет с тобой поговорить
- Как будет перерыв ,пожалуйста .
        В перерыв подходит мужичок ,представляется ,Сачков Александр и мол пойдемте к нам посмотрим работы сына
-Так пусть принесет сюда и вместе со всеми ,кто хочет консультироваться .я посмотрю
-У него так много работ ,что не принести .-
- Ну тогда ждите окончания .
После окончания защиты  мы вместе с Альфредом Оя поехали к ним домой ,это всего одна



машине .
Вошли в квартиру в новом доме \дом ,кстати построен на месте дома .где жил  поэт  Мариенгоф\  комната мальчика Коли . Много работ на стенах  а на столе натюрморт . Какие-то предметы ,гипсовая рука  и Скрипка
- О. У вас даже и Страдивари имеется ,в шутку сказал я .
- А вы знаете  Страдивари ?
-А то
Я взял скрипку и оглядывая ее понял ,что она не советская а старинная ,я заглянул внутрь и увидел печать на дне  anno Antonio Stradivari 1819 Verona
Я обомлел ,провел смычком по струнам ,издав скрипучий омерзительный звук .
-Где взяли ?
-Да тут дом ломали и одна старушка там жила ,моя дальняя родственница ,я помог ей переехать на новую квартиру .а скрипку попросил для сына рисовать в натюрморт . .
-А вы знаете ее стоимость ?
-Ну, новая стоит рублей семнадцать ,а эта старая ,ну может пятерку .
-Знаете ,когда дом будет гореть ,хватайте только скрипку и спасайте . .
-  Да ну ,кому она нужна .У этой бабушки еще есть  что –нибудь


пойдемте сходим .
-Ну давайте после защиты сходим .
После окончания защиты дипломов мы с ним сговорились и поехали к этой бабке ,она жила в новом микрорайоне с дочерью в однокомнатной квартире
Надо сказать ,что этот Сачков из одной


деревни с моими родителями –из Телегино.
Пришли ,позвонили в звонок ,открыла миловидная женщина лет 65-70 ,прошли . На высокой постели лежала ее мать . она открыла глаза и произнесла
-Кто там пришел ,подымите меня ,
Ее приподняли на подушки –это была красивая старуха  лет 90,прямо ,графиня из пиковой дамы
-Кто пришел-та
-Мам, помнишь Алексея Мазурина
-Данилкина сына- то ? как же,как,же по-о-мню Как не помнить .Комиссаром еще был .
-Мам , а это сын его пришел ,он профессор- из Москвы
Над изголовьем старухи висела мандолина или лютня , как в картине Караваджо ,явно старая ,как и скрипка .
Мы несколько поговорили о деревне и общих родственниках, попили даже чаю и откланялись
Когда пришел я домой под сильным впечатлением от визита ,спросил свою мать ,знает ли она про эту старуху .
-Как же, она у нас помещицей была . ,дочерью помещика Сабурова Красивая очень она была и хорошая ,добрая  и для нас ребятишек каждый год устраивала елку  ,мы приходили к ним в дом  хороводы водили,  стихотворения читали и всем давали по кренделю . Она полюбила Никиту Бзырина ,в революцию это уже было ,а он комсомолец был ,Когда Краснов со своим отрядом пришел в село ,всех построил вдоль порядка и говорит
- Кто здесь комсомольцы ?
,Никитка вышел - Я!
Антонов выхватил шашку и разрубил его сверху донизу . А эта сабурихина дочь беременная в ту пору была .Потом родилась дочь  Вот с тех пор она и живет с этой дочерью, дочь  должна быть с 23 году ,как мне помнится .
 Потом в  Москве в суете московской жизни  . часто мне приходила на ум мысль ,откуда у Сабурихи может взяться скрипка Страдивари? Может ,конечно ,она была и поддельной ,но уж больно красивая , по
линиям и пропорциям . Мог наверное помещик
Сабуров купить дочери скрипку ,но вряд ли .Он ,по словам матери был очень простой ,как мужик и даже сам работал на земле ,косил ,пахал ,колол дрова . 
 Еще  вспомнил я рассказ отца о  том, как началась революция
Он и мать родились в селе Телегино ,которое состояло из нескольких деревень ,кажется было около 200 дворов  в одну улицу расположенную вдоль чудесной речушки Хопер ,Он начинался в 5 верстах отсюда в деревне Кучки ,бил ключом из трещины в овраге и к Телегину превращался в тихую прозрачную речку шириной метра 2-3 ,с кувшинками и лилиями
В чистейшую воду его мы ныряли  с  моста  с двоюродными братьями Вовкой и Славкой  Мазуриными в 1942 году . Незабываемые моменты моего детства . Телегино  разделялся маленькими овражками и ручьями  на три деревни Александровка ,Телегино , Бекетовка .    Бекетовка –имение деда Блока Николая Андреевича Бекетова ,ученого ,ботаника  и ректора Петербургского университета. Был   он из старинного рода Бекетовых   
    Так вот отец мой,прекрасный рассказчик ,рассказывал  о событиях тех лет
 - В 17 году прискакал верховой из Пензы и привез газету ,где сообщалось о революции в Питере . Царь отрекся ,затем власть взяли большевики и обьявили о том, что земля теперь принадлежит народу а не помещикам . Большинство крестьян Александровки ,Телегина и Бекетовки не имели своей земли ,и брали в аренду ее за половину урожая . Братья Сачковы ,кузнецы и бузотеры ,здоровые

могучие парни ,на сходке ,кричали- долой помещиков ,земля наша таперь .Затем выдернули колья из плетней и толпа побежала к домам помещиков в Бекетовке и Телегине. Через какое –то время небо обагрилось заревом пожаров . громили усадьбы,тащили кто ,что мог ,кто зеркило ,вспоминал отец ,кто стул .Это было какое-то помрачение народ врывался в дом и хватал, что ни поподя ,кто занавески ,кто часы, кто самовар . Осень была и тащили по  грязи кто что мог . Помню дождь еще лил. Кто выводил лошадей из конюшни ,они тоже горели . Что-то невообразимое творилось  Все разграбили ,все растащили  к утру дом   сгорел дотла. Отцу ,кстати тогда было 15 лет и он хорошо все помнил- прямо как сейчас
Много лет назад –году в 85 я был в доме одной старушки,  дальней  родственнице и увидел плетеный из прутьев стул ,явно старинный постеснялся его у нее выпросить ,она бы мне его отдала с радостью , Потом увидел его на рисунке  акварели матери Блока сколько то лет спустя . Она написала вид залы и там стояли такие плетеные летние стулья  Может быть у них была и скрипка ?  Помнится мне, в журнале Прометей ,посвященный А.Блоку .  были  такие   сведения . Один из братьев Бекетовых был капельмейстером двора ее императорского Величества императрицы Екатерины 11. И она его посылала учиться музыке в Италию .

.Но ведь но был музыкант и мог купить скрипку  там  В конце концов  Бекетовы были не бедные люди ,могли приобрести  столь дорогой инструмент
. В годы     лихолетья ,когда все громили и жгли ,ее спасла ,берегла долгие годы Сабурова и скрипка дошла до наших дней . Что с ней стало потом  я не знаю . Но однажды слышал  сообщение  по радио о том , что в  Пензе  был арестован   один бизнесмен и при обыске    в доме    его     была  обнаружена  скрипка Страдивари .
 Та ли эта скрипка, или не та  ,я утверждать   не могу ,  но историю эту ,
наконец-то решился  записать  . Спасибо Розанову!  ,теперь все буду не стесняясь записывать Надо было мне отца записывать, Он   был      очень    наблюдательным  и  талантливым рассказчиком               


Рецензии