Древо Жизни

                История о том, как Баба Яга, Леший и 7 «Б» спасали Планету

                Старая - старая сказка, очень похожая на быль







Действующие лица:

- Ведущие.
- Семья: папа – деловой человек с серьёзными связями «там»; мама – ворчливая, капризная, избалованная дама, впервые отдыхает на Российской стороне; их дети (Коля, Миша, Света) – узники обеспеченной жизни, впервые оказались на вольной Природе.
- Дух Древа Жизни – олицетворение самой Природы.
- Баба-Яга, Леший – древнейшие представители русской культуры, ныне – фольклорные, сказочные персонажи, но по-прежнему стоящие на защите Природы.
- «Крутая» компания.
- Организатор работ, шеф.
- Одноклассники, в т.ч. защитники природы (Саша, Олег, Маша)
- Враги экологии – чёрные сущности человечества.














Вступление
--------------------------

Звучит тихое щебетание птиц. Из разных сторон к центру площадки
выходят по одному человеку
 
              Ведущие:
На спектакль приглашаем,
Сказку нашу начинаем,
Вам же, зритель, мы желаем
Рассудить сюжета круг!
     Ты видел в тумане лесную опушку?
     Ты видел у Солнца цветную макушку?
Ты в росах ладони купал после сна?
Ты знаешь, как пахнет смолою сосна?
Там травы под Солнцем блестят перламутром!
Там гриб возле ёлки проклюнулся утром.
    Там пчёлы летают, жужжа над полями.
    А как же там пахнут колосья хлебами!
    Не видел? Не слышал? Тогда собирайся
И с нами скорее в поход отправляйся!



СЦЕНА 1

Действие 1
-------------------------
На сцене – сказочная полянка; в центре - Древо Жизни, вокруг цветы, ягоды, грибы, лягушки, ёжики. На поляну прилетают лесные жители: Баба Яга и Леший, очарованно глядят на дивный пейзаж

Леший: О! Где это мы?
Баба Яга: Слушай, дружище, сколько живу на белом свете и на том тоже, а такой красоты давно не видела: лес, речка, небо синие, птички щебечут – и всё не тронуто - лепота!
Л: (мудро подметив) Это потому что здесь ещё не ступала нога человека.
Б.Я., Л.: (Древо Жизни ожило, Существа подходят к нему, кланяются) Здравствуй тебе, Дух леса! Позволь погулять в твоих пределах, насладиться прекрасным пейзажем.
 
             Древо Жизни колышет ветвями,  разрешая присутствие лесным жителям

Л.: Заметь, Ёжка, сколь мухоморов  – видимо-невидимо - целая поляна! (срывает огромный гриб) Дарю!
Б.Я.: Ой, спасибо, дорогой! Будет чем тебя угостить... (задумчиво) Да, здесь ещё не ступала эта нога. Леший, я пойду пока мухоморчиков пособираю, а ты поспи где-нибудь. Я скоро, не скучай.



 Действие 2
-------------------------
Урча мотором, на полянку въезжает машина, в ней семья: мама, папа, дочка, 2 сына. До сих пор они имели вальяжный вид, но как только увидели совершенно сказочную поляну, сквозь музыку в машине услышали пение птиц, их лица сразу приобрели блаженный вид.

Мама: Мама дорогая! Какое чудное местечко… птички поют! А какой здесь чистый воздух, мм!.. Не Швейцария, конечно, но тоже ничего (кружится) Ах, просто благодать!
Папа: (удивлённо оглядываясь) Похоже, сюда ещё не дотянулась цивилизация (по-деловому потирая руки) Хорошо, очень хорошо.
Сыновья: Мам, пап, глядите - здесь и озеро есть! (с наслаждением носятся по поляне - воля!)
Дочь: (ползает по поляне) Ой! А сколько здесь ягод!
Папа:  (хлопает в ладоши) Да, здесь мы, пожалуй, и сделаем привал. Разгружаемся! Там-та-ра-рам! Ну-ка, мальчики, поможем.
Дочь: Мальчишки! Осторожно - на грибы не наступайте - их тут так много!

Родители раскладывают всё для пикника, дочка собирает цветы и ягоды,  а сыновья  подошли к Древу Жизни, зачарованно его рассматривают

Дочка: (приносит цветы) Мама, мамочка, посмотри, какие красивые цветы! А как пахнут! Я их для тебя сорвала.
Мама: (безразлично повертела) Хм, цветы, как цветы (небрежно бросила рядом)
Дочь: (заговорщицки, восторженно) Мама, а мне во-он то Дерево Ёжика показало. Настоящего! Он такой смешной-смешной, глазки похожи на две чёрные бусинки и весь такой колючий-колючий. Меня увидел, носиком поводил, пофыркал - вроде как поздоровался и убежал.
Мама: (строго) Света, ты мне мешаешь. Иди и передай привет своему ёжику (напевает) Ёжики-цветочки, у меня в садочке (энергично отгоняет от себя комаров, шлёпает себя) Ай! Ой! Вовка! Ты куда меня привёз? (энергично мажется кремом от москитов)

Дочь уходит обиженной на невнимание мамы; мама достаёт тюбик с мазью

- Света, подойди ко мне, намажься от комаров!
Дочь: (не может оторваться от поедания ягод) Они меня нисколько не кусают.
Мама: Мальчики, Миша, Коля, скоренько бегите сюда, намажьтесь от комариков!
Сыновья: Нет, мам, нас тоже не кусают! (рассматривают большую бабочку на Дереве)
Мама: Нет, вот что за жизнь - почему только меня одну комары едят, а других - хоть бы хны! (мужу, за поддержкой) Вовка!..
Папа: (разговаривает по телефону, отмахнулся) Погоди, не мешай (кому-то энергично рассказывает о своих планах, рисуя в воздухе силуэты немыслимых проектов)
Мама: (показала язык) Фу, грубиян (готовит еду) Говорила же мне мама…
Сыновья: (подбегают к отцу, один осторожно держит большую бабочку; отец продолжает говорить по телефону) Пап! Папа! А мы бабочку поймали! Гляди. Она нисколько нас не боялась и сама пошла нам в руки! У ней, наверное, домик есть на дереве.
Папа: (задумчиво) Домик, говорите? Хм, домик, домик – вот и отгадка! (убирает телефон) Кстати! Я, когда вас звал, вы почему не помогли мне разгружать багаж? За бабочками, понимаешь ли, бегаете, как девчонки. М?!
Сыновья: Так мы это… ну, там… но она же такая красивая!
Папа: Лучше бы вы того же ёжика ловили или лягушек на худой конец – вдруг царевну найдёте, хе-хе!
Мама: (презрительно) Даже не вздумайте эту гадость сюда приносить! Лягушки! Бя!..
Папа: Больше я вас никуда не возьму. Вот  так. А сейчас - брысь отсюда!..
Мама: (возмущённо) Не кричи на детей! «Макаренко»! Лучше оторвись от телефона и помоги мне стол накрыть.
Отец: (ворчит под нос) Началось в колхозе утро.
Мама: (сыновьям) Постойте-ка! Дайте сюда эту бабочку (рассматривает) Ишь ты, какая невидаль… Была красивая бабочка (положила её в книгу и силой захлопнула, потом снова открыла) а стала – замечательным гербарием (довольно смеётся)

Сыновья, чуть не плача, отходят в сторону, но потом срываются с места и с криком начинают бегать в догонялки, отчаянно пинают мухоморы

Мама: (спустя некоторое время стучит ложкой об кастрюлю) Так, дети, дети! Хватит заниматься глупостями! Быстренько идите кушать! (с удовольствием) У меня всё готово! (хлопочет у стола) Господа, закатим пир на весь мир и пусть нам обзавидуются все твои конкуренты и особенно этот, твой Антон Антоныч!
Папа: Нашла кого вспомнить! К столу-то! С другой стороны обидно, что никто не видит нас во всём этом великолепии (довольно потирает руки)Однако приступим.

Семья жадно ест, разбрасывая в разные стороны салфетки, пустые бутылки, пакеты. После откидываются в блаженстве, довольно потирая животики. Раздаётся звонок, глава семейства встрепенулся, отходит в сторону, разговаривает. В это время на поляне появляется Леший

Леший: Подайте бедному страннику (на него кричат, шикают, машут руками) Подайте страннику хоть кусочек хлеба.

Братья отдают яблоки сестре, та пытается угостить ими Странника, но отец одной рукой прячет дочь за спину, а другой выхватывает из-за пазухи пистолет и наставляет его на Странника. В свою очередь Странник  показывает на кого-то за спиной мужчины, он оглядывается, однако никого не заметив, поворачивается, но Странника и след простыл

Папа: (довольный разговором по телефону и в то же время обеспокоенный необычным визитом Странника) Ну что, братцы мои, отдохнули маленько? Собирайтесь, уезжаем – у меня срочное совещание! Давай-давай-давай!
Мама: Это что ещё за фокусы – ты же в отпуске! В кои веки выбрались на родную природу и вот на тебе – у него образовалось срочное совещание!
Папа: Ничего не поделаешь, дорогая: железная рука рынка не позволяет нам расслабиться ни на миг! Кстати, могу тебя обрадовать: я беру этот лесной участок под застройку элитного микрорайона! (обходит некоторое пространство большими шагами) Я сейчас договорился с кем надо, «там» (показывает наверх) дали «добро». Значит, не зря мы оказались в этом сказочном лесу?! (пустился в пляс вокруг жены) 5 миллиардов баксов! Счастье-то какое привалило! А?! Огребём по-полной! (показывает шелест купюр, снова дико пляшет)
Мама: Да ты что?! (топчась на месте, спёртым от радости полушёпотом) Значит, вот этот лес наш? (растерянно ходит туда-сюда) Ура! (кружится) Так, дети, дети! Наш папа сказал, что мы все скоро огребём много-много денюжков! Скажем папе: «Гип-гип! Ура»! (дети с жалостью глядят на родителей, на окружающий лес) Я что-то, не ясно сказала? Эй, забастовщики!
Дети: (через силу) Папа, тебе гип-гип, ура…
Мама: Ну, вот и славно! Семья, по машинам!

      Отъезжают, оставляя мусор на полянке

Сыновья: Стойте! Мы не затушили костёр!
Папа: (останавливает машину) Ну, не возвращаться же. И потом, мальчики мои, запомните: что сгорит – то не сгниёт. А обращать внимание на всяких там бабочек и деревца – не наш метод. Надо брать от Природы всё и брать с корнем! Учись сынки! (газуя, говоря самому себе) Да после нас хоть Потоп.

Раздаётся крики ворона, совы



Действие 3
-------------------
На Поляне появляется Леший, вслед уехавшим спокойно произносит

Леший: Потоп я, конечно, не обещаю, да и не в моей это власти, а вот ДТП средней тяжести ты точно огребёшь (раздаётся звук автоаварии) Как и обещал. И больше к нам в лес - ни ногой! (прислушивается) О, кажется, моя подруга Ёжка возвращается (претворился спящим)

СЦЕНА 2
----------------------
На сказочную поляну выбегает  Баба Яга, хватается за голову,
бегает по площадке, возмущённо кричит

Баба Яга: Ай-я-яй! Грех-то какой! Караул!  Разбойники! Неряхи!..
Леший: (выглядывает из-за куста) А?! Что такое? Чего кричишь-то, как на пожаре? Зачем будишь меня средь бела дня?
Баба Яга: (причитает) Нет, ты глянь: такие мухоморчики испортили, ироды! Из чего, скажите на милость, я буду Кащею мазь от ревматизма варить?!
Леший: О! Это, наверное, опять вредители пожаловали. Я к ним уже привыкать начал. Я вот давеча на съезде Лесного Братства был, так там один мой знакомый, тоже Леший, рассказывал, как у них в тайге целые болота осушают, леса горят. Вот это беда так беда, не чета твоим мухоморчикам! Х-хе, мухоморчики!
Баба Яга: Ага, ты ещё людей начни защищать! Они вот, неугомонные, подгонят бульдозер и снесут мою избушку, а твой шалаш спалят и куда мы потом?.. То-то. Я помню, в былые времена ты ни одного дурного человека в лес не впускал и не выпускал. Обленился ты, братец, даже стыдно за тебя.
Леший: (копается в мусоре) Мадам, куда мы с тобой против их Прогресса? Тока пошалить по мелочи и можем. В последнее время люди настолько расчеловечились, так я тебе, как на духу сознаюсь: я их стал бояться. Честно. Похоже, на их фоне мы выглядим сущими Ангелами (тяжко вздыхает) Эх, тем и утешимся (пьёт остатки из брошенных бутылок) Ммм…
Баба Яга: Немедленно брось это заморское пойло – а то в козлёночка превратишься!
Леший: (выбрасывает бутылку) Да я так, только попробовать. Не пропадать же…
Б.Я.: Тихо ты! (прислушивается) Кажись, кто-то идёт! Ну, сейчас я им задам, чтоб у них повылазило!..
Леший: Побойся чёрта – это же - люди! Прячемся, старая (прячутся в кустах)



СЦЕНА 3

Действие 1
---------------------
Компания  “крутых” появляются на поляне, у одного на руке магнитофон, из которого звучит музыка - рэп, прочие пьют напитки из банок, щелкают семечки.
 
Компания: (разноголосица) О! Гляди-гляди, пацаны, какое место прикольное!..  Ну да, клёвое!.. Да нет, стрёмно как-то – это ж надо так намусорить (бросает свою банку, начал гонять её по полянке) Давай в «американку» сыграем!.. Джентльмены, делаем ставки!..

Парни гоняют банку, по пути обламывают кусты и ветки деревьев. Девушки собрались возле Древа Жизни, навешивают на ветви Дерева пакеты, рвут цветочки на веночки, но у них ничего не получается и они  выбрасывают цветы. О чём-то оживлённо шепчутся, неожиданно заспорив, вцепились друг другу в волосы, парни разняли девчонок. Всё это время Дух Древа ходил между ребятами, пытаясь вразумить их на разумное поведение, но его никто не замечает 

Дерево Жизни: (кричит) Ай! Ой! Мне же больно! Люди, почему же вы такие жестокие?.. Одумайтесь, пока не поздно: если исчезнет красота - придёт темнота, грязь, серость!..

Лес тревожно зашумел, раздаётся карканье ворон, вой волка

Компания: (испуганно) Атас!.. Пацаны, девчата, бежим отсюда!
Дерево Жизни: (обречённо) Ни капли доброты. Это в людей чёрная сущность вселилась.
                Действие 2
Под тревожные звуки из тёмных углов выползают враги экологии – «чёрные сущности людей». Они накрывают паутиной деревья, куражатся

Говорят: мы бяки-буки,
Как выносит нас земля?
Всюду сеем мы поганки,
Мох и плесень, тру-ля-ля!
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Ах, какая красота!
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Эх, ма!!!
Никогда не убирайте
Банки, склянки за собой,
Их по лесу раскидайте
И топчите их ногой!
Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй,
Вы топчите их ногой!
Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй!
Эх, ма!!!

Нам противен чистый воздух,
Чад и вонь для нас милей,
Расползёмся мы повсюду
И задушим всех людей!
Будем мы, будем мы,
Всюду на земле одни.
Только мы, только мы!
Эх, ма!!!


СЦЕНА 4
---------------------------

Загорается яркий свет, «сущности» превращаются в кучи мусора

Ведущие:
На страже планеты - лес зелёный,
Стоит угрюмо, взывая к небу,
О том, как выжить средь люда злого,
Где всюду деньги, всё на потребу.

Так не губи же еловые рощи,
Остановись, не порть обитель!
Не дело строить в лесах жилплощадь,
А вместо ягод вкушать краситель.

Любуясь флорой, не рви цветочки,
Не трогай ветви берёз—красавиц,
Без них не сможем мы жить на свете
Пускай растут они всем на радость!

Ведь было раньше и чище, и лучше,
Сады цвели, и озёра сверкали,
А теперь только мусора кучи
И всюду дома из бетона и стали. 


         
             СЦЕНА 5

        Действие 1
--------------------------------
На поляну под барабанный бой и песню, с плакатом “Берегите природу” Организатор выводит  7«б» класс. Девушка стильно одета, вертит сумочкой, жуёт жвачку

Организатор: Дети! Нам доверена великая честь (вынимает жвачку, завернув в фантик, выбрасывает) провести в нашем загородном парке генеральную уборку! Как кто-то сказал, не помню: «Встал утром, прибери планету». Прикольно, да?!
Одноклассники: (раздался голос из толпы) Это слова Маленького принца, Экзюпери!
Орг.: А вот не надо умничать, Иванов! Я и без тебя знаю, кто это… как его (морщит лоб)
Иванов: (напоминает) Экзюпери, «Маленький принц»!
Орг.: (строго) Вот именно! Вот именно! Так, на всё про всё у вас 2 часа. Работаем раз – хорошо, два – дружно! Приду – проверю! Сейчас скоренько получаем перчатки и мешки для мусора (любезно отвечает по телефону) Да-да, уже бегу…

                Но никто из ребят не проявляет активность

Ок.: А вы разве не с нами?
Орг.:  Нет-нет, ребята, у меня отчёты! Оставляю за себя старосту класса. Староста!..
Ок.: (разноголосица) Ну, тогда нам не интересно!.. И вообще, пусть убирает тот, кто намусорил!.. Мы что самые крайние?!.. А давайте лучше в футбол погоняем!.. Да кому нужен твой футбол!..
Орг..: (кричит) Так, я не поняла?! А ну-ка быстренько получаем мешки и вперёд на мусор! Потрудимся, друзья, на общее благо!
Ок.: Не-е, на общее благо бесплатно не будем!.. Даже за компот! (раздаются аплодисменты)
Орг.: Это что вы такое говорите? На деньги, что ли намекаете?! Совсем совесть потеряли – деловые нашлись! 
Ок.: О! Пусть придут коммунальщики и сами уберут мусор, им за это деньги платят!.. Точно! Нам, что больше всех надо?!.. Сейчас рыночные отношения!.. А я вообще папе пожалуюсь за то, что вы нас заставляете работать!..

Дети разбредаются по сторонам. Девочки играют в «резиночку», мальчишки чеканят на «интерес», кто-то уткнулся в телефоны, планшеты. Организатор мечется, пытается всех уговаривать, но от него отворачиваются, а потом вообще разбегаются. Организатор махнул на всё рукой, ушёл по своим делам. Остаются только трое друзей и начинают работать. Их зовут пойти со всеми, но ребята
только отмахиваются
 

Действие 2
----------------------
Защитники Природы напевают песенку «Вместе весело шагать по просторам», убирают со сцены паутину, мусор. Их кустов появляются Баба Яга и Леший

Баба Яга: Так-так-так! И что же мы здесь творим? А?!
Саша: Как что? Мы, бабуся, мусор убираем!
Олег: Бабушка, можем и вам помочь!
Баба Яга: О! Это где вы тут бабусю увидели?! Мне всего-то 3000 лет! (прихорашивается) Я ещё барышня хоть куда. Правда, дорогой? (Леший галантно целует у Яги ручку)
Саша: (обходит вокруг странных Существ) Постойте, тётенька, откуда я вас знаю?
Олег: (шепчет другу) Точно, она мне тоже кого-то сильно  напоминает.
Баба Яга: Ха! Они ещё думают-гадают! Вы что, студенты, совсем сказок не читаете?
Маша (не веря себе): Баба… Баба…
Баба Яга, Леший: Яга! Баба Яга я! Эх ты, темнота!
Маша: А вы… Ле… Ле… Ле…
Леший: Да Леший я, Леший! Ух, как всё здесь запущено! Чему вас только учат?!
Олег: (восхищённо): Вот это да! А мы думали, что вы не существуете!
Баба Яга: Ага, ещё как существуем! Он лайн! И я даже знаю, как вас зовут: Саша, Маша,  Олег и вы все из 7 «б» - правильно? И вот знайте, ребята, если люди не прекратят травить нас и наш лес, то вот тогда мы точно исчезнем. И не только мы, а и вся Россия, и почитай - весь мир. Это вам понятно или ещё раз повторить?
Саша: Понятно, конечно. Но от нас-то, что хотите? (иронично) Мы должны Мир спасти?
Баба Яга: (гневно) А вот не надо этот самый мир уничтожать, чтобы потом не приходилось его спасать!
Леший: (обращаясь к Бабе Яге) Тихо-тихо, Ягусь, не нервничай! Это же всего лишь дети.
Баба Яга: Сегодня дети, завтра – народ! Воспитывать надо сейчас, чтобы потом не жалеть об упущенном времени! Куда не ступишь – кругом один мусор. Скоро всю Землю в одну большую свалку превратите! А всё лень-матушка - впереди людей родилась, порядок не можете у себя под носом создать (огляделась) Вон, ни одного целого мухомора уже не осталось – братцы мои, так же нельзя.
Ребята: Баба Яга, это не мы, не мы!..
Баба Яга: (распыляется) Ишь ты: мы - не мы! Всё, моё терпение лопнуло! (закипела) Леший: Ну не заводись, Ягусенька! Так, ребятки, готовьтесь, сейчас ка-ак рванёт!
Баба Яга:  (достаёт увеличительную лупу и наводит на детей) Чурака – варака - мурака! Энеки - бенеки! Шаранки - баранки - кок… ой! (хватается за спину)
Ребята: (подбегают к Б.Я., усаживают её на пенёк) Дорогая Баба Яга, ну что же вы так разволновались? Мы наоборот пришли в лес, чтобы убрать мусор! Честное слово!
Баба Яга: Правда? (приходит в себя) Так это же всё меняет! Леший, Леший, ты слышал: они пришли нам помочь, а я их чуть не заколдовала!
Леший: А я тебе сразу сказал: не горячись! Не горячись! А ребята – молодцы! Если бы все так старались, на планете был бы полный порядок!
Саша: (радостно запрыгал) А я придумал, придумал! Давайте мы из вас создадим
Б.Я., Леший: И что?
Саша: Вы станете следить за тем, чтобы никто не нарушал чистоту и покой в вашем и нашем лесу!
Б.Я., Леший: А мы и не против! Без порядка в нашем деле никак нельзя (на голове загорается мерцающая лампочка) О! Я готов! (стал строевым шагом ходить взад - вперёд)
Олег: (копаясь в разбросанных бумагах) Ух, ты! Вот это удача: я вам бланки нашёл – их кто-то выкинул, а вам - в самый раз будет! Теперь вы можете всем нарушителям штрафы выписывать.
Маша: А все вырученные деньги пойдут на очистку и охрану леса!
Баба Яга: Вот здорово! Значит так, Леший… выписываю тебе первый штраф.
Леший: Мне? За что, милая?!
Баба Яга, Леший: Как за что? Как за что?! А кто мои мухоморчики на прошлой неделе умыкнул? М?.. Не ты ль?.. Но я же лично видела! (ссорятся)
Саша: Минуточку внимания! Уважаемые, Баба Яга, Леший, но от вас тоже потребуется исполнять самую главную заповедь имени кота Леопольда, иначе у нас ничего не получится.
Б.Я., Леший: Это что такая за заповедь?..
Ок.: (выходят из кустов и деревьев) А вот какая: «Ребята, давайте жить дружно»!.. Мы вернулись!.. Нам стало очень стыдно, когда наши товарищи работают, а мы ерундой занимаемся… Вы уж простите нас за глупость…
Орг.: Да-да, простите нас! Мы сейчас весь мусор в два счёта уберём!
Ок.: (все) И вы вернулись?!
Орг.: Ну, куда же я без вас?! Прибраться в нашем лесу был наш долг, а долги нужно отдавать, а то, что же мы оставим нашим потомкам: пеньки и кучи мусора? Ну что, братцы: мы вместе? (выставляет вперёд руку)
Ок., Б.Я., Леший: (присоединяют свои руки, дружно скандируют) Да! Мы вместе! Мы можем! У нас всё получится!

Ребята дружно убирают мусор. Баба Яга и Леший врачуют-колдуют над Древом Жизни. И как только с уборкой было закончено, зазвучала торжественная мелодия, у всех на виду воспрял Дух Древа, вместо сломанных ветвей выросли новые и на них зацвели белые цветы.

Дух Древа Жизни: (выходит к ребятам) Ребята! Вы просто не представляете, какое вы сделали великое  дело – вы не только спасли наш лес, вы победили своих злейших врагов: лень и равнодушие! Отныне я спокоен за вас, вы будете творить исключительно благие дела, и потомки будут вспоминать вас только добрыми словами! А теперь, в вашу честь я объявляю Большой Хоровод! (взмахнул Священным Посохом) Музыка!

Счастливые Одноклассники встали вкруг Древа Жизни, взялись за руки и стали петь, водить хоровод, «ручеёк»


               
Ведущие:

Вот и сказке конец!
И осталось лишь сказать:
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!


Рецензии