Тайны секретного документа. Как всё начиналось. 1

      
           «Сопротивление наших земляков в период оккупации района немецко-фашистскими захватчиками». Не раз обращалась к этой теме в районной газете, в своих книгах. По большей части нашим  краеведам эти события были известны по рассказам очевидцев. Со многими встречалась и я, слушала их, записывала. Особенно важными были рассказы, тогда еще живых участников событий. Ценные сведения публиковала в районной газете А.С. Глущенко.   
      

 Однако всегда вставали вопросы,  как  возникли группы партизан, почему они были разобщены. Кто, когда назначил   командира, начальника штаба отряда? Почему ОТРЯДА, ведь были только разрозненные ГРУППЫ сопротивления и партизаны-одиночки?
Ответов не было. Многие месяцы ушли на поиски документов. Наконец,   пришел долгожданное письмо из ГУ «Центр документации новейшей истории Ростовской области». Под грифом «Сов. секретно» в архиве сохранилась  Докладная записка  секретарю Ростовского обкома ВКП (б)  тов. Александрюк П.И. «О деятельности партизанского отряда в немецком тылу, а также отдельных групп и одиночек коммунистов, беспартийных и  комсомольцев по Чертовскому  району». 
Документ подписан секретарем Чертковского ВКП (б)
тов. Мижирицким  Л. И.
( примечание автора: в то время Алексеево-Лозовский район был самостоятельной территориальной единицей).
   

Теперь можно было  исправить неточности, дополнить свои прежние повествования  о борьбе наших отважных земляков с фашистами. Глубоко в тылу, группами и в одиночку, вставали они один на один с оккупантами, не щадя себя.

      

            Итак, как все начиналось.
За несколько месяцев до прихода немцев руководство райкома ВКП (б) начало работать над формированием партизанского  отряда для противодействия на территории, занятой противником. Задолго до прихода  фашистов скомплектовали партизанский отряд. Он состоял, в основном, из коренных жителей сел и хуторов Чертковского района. Большинство из них были беспартийные граждане, старше пятидесяти лет или освобожденные от призыва по состоянию здоровья.  Предполагалось, что в хуторах отдельные группы из трех-четырех человек будут выполнять, разработанные штабом задания, под руководством командира отряда.

     В июле тысяча девятьсот сорок второго.
    Однако  планы эти пришлось на ходу корректировать. Немецко-фашистские войска стремительно продвигались к станции Чертково, крупному железнодорожному узлу. С 7 по 10 июля 1942 года Чертково и другие пункты района подверглись жесточайшей бомбардировке с воздуха. Поселок горел. 9 июля к вечеру было занято оккупантами два крупных сельских совета – Анно-Ребриковский и Щедровский, а  10 июля к вечеру территория Чертковского зерносовхоза (Маньково-Калитвенский сельский совет).
 


Секретарь райкома Мижирицкий и председатель райисполкома  Матвеенко  с пяти часов 10 июля приступили к  немедленной эвакуации района вглубь страны. Вывозили людей призывного возраста, трактора, моторы от комбайнов, угоняли скот… Скрип телег, окрики возниц, мычание коров, гул и треск моторов, тревожный материнский зов запропастившихся где-то сорванцов - все это словно перемешалось в густой июльской пыли. В тревожном предчувствии неотвратимой беды, страх  сковывал сознание мирных жителей. В отчаянии, они искали укрытия от фашистов, бежали в близлежащие от Чертково хутора Полтава, Осиково…
 
В докладной записке точно зафиксирована дата  окончательной оккупации района противником. ЭТО БЫЛО В1942 ГОДУ, 11ИЮЛЯ К ДВУМ ЧАСАМ ДНЯ. Выделяю шрифтом -  положен конец различным толкованиям этого факта истории нашими краеведами. 
В 2 часа дня 11июля Мижирицкий, Матвеенко и начальник РО НКВД  Московой вышли из Чертковского района по направлению на  Миллерово.         Партизанские группы лишились связи с районом, не знали о положении на фронте и о продвижении вражеских войск. Понятно, что в этих условиях сбор отряда в условленном месте не состоялся.  С этого времени и началась самостоятельная работа наших партизан.
 


     Кто же были эти люди, какую ответственность взяли они на себя?
  Никто не знал, что  в этот же день, 11 июля, решили приступить к работе руководители отряда, назначенные Чертковским райкомом партии. Командир отряда Шлыков Петр Никитович, 1901года рождения, беспартийный, работал до войны агрономом. Начальник штаба отряда Рогачев Павел Семенович, 1897 года рождения, член партии с 1917года. Военная специальность – политрук. До войны работал парторгом МТС (машинно-тракторная станция). Член группы Головятенко Степан Иванович, 1900 года рождения, до войны – механик МТС. В их группе непосредственно должны были работать еще 4 человека. Л.И. Мижирицкий пишет: «Однако получилось так, что военнообязанные Лебедев и Федченко сумели выйти из окружения и сражались с захватчиками в рядах Красной Армии. После месяца совместной жизни в лесу Быковский И.С., участник гражданской войны, выбыл из группы по состоянию здоровья, не выдержав тяжелых условий, но остался верным товарищем». Еще один не справился со страхом, перебрался в Алексеево-Лозовский район и стал старостой на службе у немцев.
  Крепким ядром, называет секретарь райкома Шлыкова, Рогачева, Головятенко, вступивших в неравную борьбу с противником.
   
 В разное время, начиная с июля, к этой группе примкнуло до 60 человек командиров и красноармейцев, попавших в окружение. Они активно, с оружием в руках, отражали облавы, которые регулярно проводили полицейские и немецкие оккупанты. П. С. Рогачев сохранил печать и штамп Маньково-Калитвенской МТС. От 70 до 80 справок выдал он командирам и солдатам, подтверждая, что они являлись гонщиками скота, работниками МТС. Переодевшись в гражданскую одежду эти люди, направлялись к Дону для соединения с войсками Красной армии. 

           (Продолжение следует)
 



























 


Рецензии