Дать артрозу пинка. Личный опыт преодоления

Испытано на себе. Не могла присесть, а теперь покоряю горы



Артроз коленного сустава – это болезнь, при которой суставные ткани теряют свою прочность вследствие травмы или ушиба. Симптомы артроза зависят от текущей стадии заболевания и начинаются с легкой боли в колене, которая поначалу терпима и внешне никак не выражена, до опухания сустава, хруста при резком движении и ощущения скованности. В тяжелых и запущенных случаях грозит инвалидность.

Современная медицина бессильна перед полным излечением артроза. Лекарства лишь маскируют его симптомы. Мази и кремы дают кратковременный эффект. Массаж способен как помочь, так и навредить. Гимнастика, движение, бег? Как выразился один врач: «Лежишь в постели – сустав разрушается медленно. Двигаешься – сустав разрушается быстро...»



Нога лентой Мебиуса

В 30 лет мне поставили диагноз «посттравматический артроз коленного сустава».
Такой вот подарочек к юбилею.

За полтора года до этого я впервые встала на коньки. Тогда был бум массового катания. Я встала на лед и сразу поехала, влилась в хоровод. Помогла лыжная выучка – прошлой зимой я самостоятельно освоила коньковый ход. Конечно, я была совершенным «чайником», но «чайником», который не боится льда. Неслась, раскинув руки, в диком восторге... и все было благополучно. А на третий день я получила травму. В толпе меня подрезали, словно на автотрассе, и я опрокинулась навзничь. Лезвия коньков сцепились, правая нога извернулась лентой Мебиуса (такое я даже у гимнасток не видела), и готово: сильнейшее растяжение коленных связок. Возможно, даже надрыв. Еле домой доковыляла.

По идее, нога в таком положении должна была сломаться. Спасло то, что осенью я усиленно налегала на продукты, богатые кальцием, даже ела по ложке в день толченной яичной скорлупы. Но, как я узнала впоследствии, переизбыток кальция в организме способен вызвать окостенение хрящей. Таким образом, предотвратив одно, я спровоцировала другое, а последующими безграмотными действиями загнала себя практически в инвалидное кресло.



Боль – постоянная спутница

К врачам я сразу не обратилась. С районной поликлиникой у меня в ту пору были свои счеты и, намытарившись по одному заболеванию, я уже не верила, что эскулапы способны хоть в чем-то помочь. Занялась самолечением. Осторожно массажировала ногу, стягивала эластичным бинтом и старалась максимально снять с нее нагрузку. Соответственно, нажимала на левую.

Как назло, та зима была щедра на снег, утоптанных тропинок не существовало в природе, а в сугробы можно было провалиться по уши. Хромая и опираясь на руку провожатого, я добиралась до работы и домой. Потом стала ездить самостоятельно. Снег растаял, тротуары очистились, связки зажили, хромота прошла. Но по привычке я все еще берегла правую ногу и, например, стоя в транспорте, старалась перенести вес тела на левую. Если поднималась по лестнице, то левой ноге доставались две трети ступеней, а не половина, как положено при нормальной ходьбе. И так далее.

Травма моя зажила, но с правым коленом все равно творилось что-то неладное. Оно уже не было полностью моим. Спускаясь с горки или приседая, я чувствовала боль, поначалу легкую, затем усиливающуюся. Колено трудно было согнуть и разогнуть, сустав громко хрустел, как у столетней бабки, сначала безболезненно, а потом – ой, как больно! Боль стала моей постоянной спутницей. Даже при минимальной физической нагрузке изнеженное колено бунтовало. Решив, что «движение – это жизнь», я попробовала делать специальные упражнения для правой ноги, по глупости переусердствовала и достигла противоположенного эффекта.

А вскоре произошло то, что я сочла предательством, но, по сути, было совершенно закономерным развитием событий. Моя левая нога – «труженица», как я ее называла, – тоже взбунтовалась. «Как же так? – думала я. – Она ведь без травмы!» Забывая при этом, что много месяцев заставляла ее работать за двоих. И у механических, и у живых деталей при чрезмерной нагрузке наступает износ. Только живые не заменить так просто, как механические...



Геройство или глупость?

Я дождалась температуры 39 и общего воспаления суставов, прежде чем обратилась к врачу. Пожилой эскулап равнодушно меня выслушал. Поинтересовался, что больнее – подниматься или спускаться. Такой мини-тест: непосвященный, конечно, ответит «подниматься» и промахнется. Спускаться ГОРАЗДО больнее! При проблемах с коленями даже легкий наклон способен причинить неудобство, а ступени в подъездах и общественном транспорте превращаются в настоящую пытку. Думаете, почему бабушки так кряхтят?.. Все это я испытала на себе гораздо раньше положенного природой срока.

Эскулап пощупал правое колено (поскольку на него я больше жаловалась), послал меня на рентген и вынес вердикт: «Посттравматический артроз коленного сустава». Сказал, что в воспалительный период физпроцедуры запрещены, выписал какие-то мази и напоследок «обнадежил» заявлением, что это неизлечимо.

Именно в тот период я никак не могла взять больничный. Меня только что назначили заведующей филиалом библиотеки. Филиал был после ремонта, в таком состоянии, что, впервые в него заглянув, я одну ногу поставила, а вторую уже не смогла – некуда. Какие-то доски, железки, нагромождение стеллажей, меловая пыль в воздухе и огромная бесформенная куча книг в углу. Если и был в моей жизни подвиг преодоления, то именно в тот период, когда с температурой и дикими болями в коленях я работала по 8 – 10 часов как грузчик и чернорабочий. Рассказываю не для того, чтобы себя похвалить (теперь я понимаю, что глупость это, а не геройство), а чтобы объяснить все последующее. Почему в самом расцвете лет я на какой-то период превратилась в старую развалину.

Через два месяца библиотека начала функционировать в обычном режиме, чего не скажешь о моих ногах. Даже сесть и встать было пыткой. Стоять на месте – тоже пыткой. Бордюры я старалась обойти. Ступени преодолевала с криком. В общественном транспорте без напоминаний «заранее готовилась на выход», и не просто готовилась, а, повиснув на поручне, спускалась на нижнюю ступеньку и так ехала остановку. И на улице, и дома носила на коленях специальные фиксаторы. Но они мало помогали. Сев на пол, чтобы разобрать какую-то полку, я уже не могла встать без посторонней помощи. Я вообще мало что могла.

Вездесущий Интернет так прямо и указывает: «На данной стадии пациенту уже рекомендуется палочка или костыли для сохранения равновесия». Палочка в 30 лет? А что тогда в 60?..



Жить, а не лечиться

Толчком к моему выздоровлению, как ни странно, послужило ужасное лето 2010 года. Для счастливчиков, кто не помнит: жара была такая, что асфальт плавился, трава желтела, березы и ели горели, и даже в полночь было + 30. Но именно такая сушь благотворно действует на больные суставы.

Три недели мы с семьей провели на базе отдыха близ села Рождественно. Ходьба босиком, плаванье, качели (где слегка болтаешь ногами), катамаран (где крутишь педали) и банальные положительные эмоции – все это дало потрясающий эффект и воодушевило меня на дальнейшую борьбу с «неизлечимым» недугом.

Вернувшись в город, я продолжила регулярно плавать, хотя дорога до пляжа и обратно занимала два часа. Поднакопив денег, я купила велотренажер – не роскошь, а средство передвижения!.. Его вклад трудно переоценить. Начинала я крутить педали с 1 – 2 минут на «воздушном» режиме и постепенно усложняла себе задачу.

Попутно я решила избавиться от надоевших наколенников. Сначала отпустила на свободу левую ногу, затем – правую. В течении нескольких месяцев снимала фиксатор на полчаса, на час, на два в день, пока не почувствовала, что ноги окрепли и в постоянной помощи больше не нуждаются.

Сейчас у меня и «моего» артроза, если можно так выразиться, вооруженный до зубов нейтралитет. Я стараюсь его не провоцировать, то есть избегаю холода, сырости, чрезмерной физической нагрузки, а если такая случается, временно надеваю наколенники, периодически выполняю нужные упражнения и не горюю, если иногда еще слегка болит. Артроз, в свою очередь, не мешает мне вести активный образ жизни, танцевать, ходить на дальние расстояния и покорять небольшие горы. Даже ступенькой трамвая меня теперь не испугаешь!..



Подытожу то, что помогло лично мне:

1. Длительный отдых на природе. (Что стресс – союзник любой болезни, истина для младенцев).

2. Упражнения с умеренной нагрузкой или так называемой «нагрузкой без нагрузки»: плаванье, качели, катамаран, велотренажер.

3. Постепенный отказ от наколенников (палочек, костылей). Применение их изредка, по необходимости.

4. «Держите голову в холоде, а ноги – в тепле». Народная мудрость по-прежнему актуальна.

5. Верьте в себя. Вы гораздо сильнее болезни, и ей не следует диктовать вам свои условия.


Опубликовано: Самарские известия от 24.07.2015


Исповедь неопытного дачника: http://www.proza.ru/2017/03/06/778 


Рецензии