Легенда P. S. Дополнение

       После окончания публикаций на Проза.ру своей «Легенды …» я взялся за ее переработку. Для своих потомков необходимо оставить что-то более приземленное, а не набор множества ошибочных версий. Название самиздатовской семейной книги пришлось изменить. Она будет называться: «От АбакУмова до АввАкума» (Итог). В процессе осмысления и редактирования глав «Легенды …» возникли новые важные уточнения.

       Эта разношерстная глава состоит из четырех выдержек. Никаких новых фактов мне найти не удалось, но для полноты картины я обязан рассказать о своих умозаключениях. Они принципиально почти ничего не меняют, однако я чувствую ответственность за достоверность своих «фантазий», а без этих «мелочей» у читателей может сложиться неверная картина.

       Приношу извинения за отрывочность  и возможную не связанность между собой ниже представленного. Сочувствую тем немногочисленным читателям, кто не осилил ход  моих мыслей и не смог разобраться в сложностях поведения членов семьи протопопа АввАкума. Рад за тех немногочисленных читателей, кто меня понял.


      Летоисчисление (выдержка из книги)

История появления, точнее становления, моей семьи захватывает тот промежуток времени, когда в Российском государстве произошло принципиальное изменение в летоисчислении. Поэтому, сразу же необходимо дать пояснения по переводу одного календаря в другой, т.к. здесь возможны ошибки или могут возникнуть вопросы и непонимание. Обращусь за помощью к интернету, но в своем изложении.

Начну с 7000 года, просто потому что это круглая дата. Она соответствует в обратном переводе календаря 1491 и 1492 годам одновременно. Это  был год «от сотворения мира» и каждый Новый год отмечался  на Руси (Российском царстве) первого сентября(!) еще два века, а точнее 208 лет.

        Царь и император Петр I  решил перевести Российское летоисчисление на европейский календарь. Поэтому,  20 декабря 7208 года (1699) на Красной площади в Москве, он «указал сказать», вместо 1 января 7208 года «от сотворения мира» считать этот день 1-ым января 1700 года «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа»,  и началом «нового столетнего века». А праздновать его с 1-го по 7-е января. Т.е. наступление светского или гражданского Нового года было перенесено с 1 сентября  на 1 января. Календарный  7208 год (но не 1669) остался в истории России самым коротким – всего 4 месяца. Следующим годом стал 1700 и с него пошло уже новое современное летоисчисление на Руси. Тем не менее, Петр Первый здраво не запретил и старое написание лет: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно …». Современным историкам не мешало бы придерживаться этого правила в своих работах, хотя бы с датами XVII века.

При цитировании некоторых оригинальных источников будут попадаться написания годов «от сотворения мира». Часто в исторических документах семнадцатого века первая цифра 7 вообще опускалась. И чтобы читателю самому не производить постоянно вычислений, в тексте книги события, произошедшие до 1700 года, часто приводятся уже в соответствии с новым календарем, просто отнимая число 5508. Здесь возможны искажения, т.к. надо бы учитывать и месяцы, в которые они произошли, но я этого не делаю, т.к. зачастую конкретные даты редко указываются в документах. «Цена ошибки» - плюс, минус эти самые четыре месяца. Считаю, что для решения моей основной задачи такая точность вполне допустима. Тем более что, в различных опубликованных научных работах и исторической литературе, года XVII века уже переведены авторами на наше современное восприятие. И при описании одних и тех же фактов иногда присутствует разнобой в датах, единства нет. Поэтому, я считаю такой подход ошибочным. Историкам, в своих работах, следовало бы указывать даты до XVII века включительно как в оригиналах, в старом исчислении «от сотворения мира», а рядом, в скобках, современные – «от Рождества Христова». Этим самым мы бы приучались уважать историю своей страны через понимание календаря того времени. Обратный перевод мог привести к новым неточностям, пришлось оставить все как есть. Но, в некоторых местах я все-таки не стал себя сдерживать, т.к. это придавало определенный колорит описываемому событию. В тоже время, я старался проверять «арифметическую правильность дат» авторов публикаций, на которые приходилось ссылаться.

      А один случай неправильной квалификации временного промежутка все-таки заставил меня очень тщательно подойти к рассмотрению и описанию этого вопроса. Мне потребовалось исправлять одну очень существенную ошибку автора статьи (в данном случае, Румянцевой В.С.), допущенную ей при первичном цитировании  важного исторического документа. Она будет разобрана и озвучена в свое время. К сожалению, эта ошибка чисто автоматически была позднее растиражирована другими историками в своих работах. Слепая вера в непогрешимость научного источника информации часто играет с нами злую шутку. Причина заключалась в том, что во всех тех работах дата этого события никак не влияла на другие ситуации, она преподносилась как частный, вырванный из общего контекста,  исторический эпизод. Нельзя же каждый раз подозревать и проверять автора на добросовестность. Впрочем, и я не сразу это понял, пока у меня у самого не проявились противоречия в последовательности жизнеописания старшей дочери протопопа АввАкума – Агриппины.

Что же касается «старого (Юлианского) и нового (Григорианского) стилей (календарей)», то в данном случае я не обращал на них никакого внимания из-за их «малости» по историческим временным меркам. Все  даты приводятся в тексте без перевода стиля.



      Протопоп АввАкум (выдержка их книги)

      …

      Состав немаленькой, по нашим современным меркам, семьи протопопа АввАкума в Мезенской ссылке на 7173 год (1665) известен из сохранившихся документов: жена Анастасия Марковна (1624), сыновья: Иван (1644) и Прокопий (1648), дочери: Агриппина (1645), Акулина и Ксения (обе родились в сибирской ссылке где-то между 1658 и 1662 годами?), жена Ивана (сноха АввАкума) Неонила Петровна с дочкой Марией (ок.1663?) и четверо домочадцев: Тимофей, Григорий, Фетиния (по Демковой Н.С. –  вдова) и Ксения («девица»). Возраста домочадцев и снохи не известны. Всего 13 человек.  Зимой 7173 года  (самом конце  1664, или начале января 1665 года) на Мезени родился последний сын АввАкума – Афанасий – четырнадцатый член семьи.

      И вот тут-то возникло одно противоречие. Согласно челобитной протопопа АввАкума, написанной  царю где-то сразу по прибытию на Мезень в январе 7173 года (1665), в его семье было вместе с ним всего 12(!) человек («Житие …»). Был ли к тому времени Афанасий среди них, т.е. включал  ли отец в это число только что родившегося сына или нет? Если включал, то два домочадца должны были бы присоединиться к его семье только после прибытия их на Мезень. Кто они? Если нет, то три. И снова, кто они?

      Фетиния еще в Москве попала в семью АввАкума. Она упоминается протопопом в своем «Житие …». Поэтому, она отпадает.

      Остается выбор небольшой – это  могли  быть: Григорий, Тимофей и Аксинья, либо кто-то из них.

      Григорий?

      Его и Фетинию АввАкум  упоминает в  письме к игумену Феоктисту, написанному сразу же по приезду на Мезень. «Посем мир ти, господине и брате, и отче! И жена моя и дети благословения просят, и Фетинья и Григорей» («Житие …»). Он мог бы просто назвать их обезличенным словом, домочадцы, но нет, АввАкум озвучивает их имена. Значит, Феоктист (умер до начала церковного собора 7174 года), игумен московского Златоустовского монастыря должен был лично знать и Григория и Фетинию по именам. Поэтому, Григорий, также как и Фетиния мог присоединиться к семье протопопа в самой Москве. Другой вопрос, когда? Думаю, что перед самой отправкой семьи в ссылку. Вполне возможно, что они оба как-то были связаны с монастырем, где игуменом служил Феоктист. Может быть, именно тот рекомендовал Григория АввАкуму в домочадцы. Я за этот, последний вариант.

      Остались: Тимофей и Аксинья. Именно они могли официально присоединиться к семье протопопа на Мезени. Я не утверждаю, что  оба были  ее жителями, скорее наоборот. Они могли «пристать» к ним где-то по дороге чуть раньше, как до Холмогор, так и после них, т.е. осенью-зимой 7173 года (1664-1665). Мест довольно много. В Холмогорах же они почему-то не смогли получить статус домочадцев.И, хотя АввАкум с семьей около месяца (ноябрь) и провел там, но двинской воевода князь Осип Иванович Щербатов не сделал этого. То ли АввАкум не просил, то ли Тимофея и Аксиньи еще не было в семье. А по прибытию на Мезень протопопу стал благоволить местный воевода поляк Алексей Цехановецкий.  Поэтому статус домочадцев Тимофей и Аксинья смогли получить только через какое-то время по прибытию туда. Видимо, это случилось после отправки АввАкумом челобитной царю Алексею Михайловичу. Отсюда следует, что тот включал новорожденного Афанасия в число двенадцати.

      Почему я здесь так подробно разбираю эту ситуацию? Не все ли нам равно, кто, где и когда вошел в семью протопопа в качестве домочадца? Ведь это не главные лица в нашей истории. Как оказалось, в дальнейших моих поисках, именно определение точного времени, последовательности и места присоединения домочадцев к семье АввАкума могло сыграть ключевую роль в понимании способа образования нашей фамилии. К этому мы еще вернемся.

      …


      Агриппина (выдержка их книги)


      Старшая и любимая дочь протопопа АввАкума (1645).

      В наших  поисках она, даже теоретически, не могла повлиять на причины образование фамилии АввАкумовых. И все-таки ее жизнь оказалась удивительно неразрывной с другими членами семьи. Коснусь только нескольких моментов.

      Что мы знаем о ней?

      По  Мезенской ссылке – не много. Только один исторический эпизод, который был связан с ее самовольной поездкой  в Холмогоры в декабре 7192 года. Воеводой был даже «учинен розыск» и проведено расследование этой ее отлучки с Мезени.

      Проведу-ка и я свое расследование этого таинственного момента в жизни Агриппины и ее семьи.

      Сразу же надо разобраться с датами. Здесь не все ясно, и даже запутано. Видимо, это связано с небрежностью ряда авторов публикаций при переводе одного летоисчисления в другое. В исходных документах указаны года от «сотворения мира» с переходом на новый год 1 сентября, а современные историки «переводят» их в года от «рождества Христова» с переходом на новый год 1 января. Их помыслы понятны, они якобы облегчили нам понимание и восприятие исторических дат. И заблудились! Один и тот же год, например: 7192 может быть и 1683 и 1684, в зависимости от месяца, когда произошло то или иное событие: до 1 января, но после 1 сентября или после 1 января, но до 31 августа. Соответственно, например, 1684 год может быть как 7192-ым, так и 7193-им, но только после 1 сентября.

      В оригинале «отписки» воеводы зафиксирована дата «отлучки»: «… в нынешнем-де во 192-м году декабря …» (Румянцева В.С., «Неизвестные материалы о семье протопопа Аввакума», Русская литература, 1970г., №2), что соответствует декабрю 1683 года, а не декабрю 1684(?), как автор указал в скобках, запутав всех читателей и меня в том числе! Это подтверждается самим же автором: в заглавии документа названа дата его написания: «1684 год, январь-февраль.»  Но ведь такого быть не может, чтобы событие произошло позже даты отправки документа в Москву, где оно упоминается.

      Этот факт чрезвычайно важен в моих изысканиях, т.к. он сдвигает на один год назад побег Агриппины в Холмогоры. Вся жизнь состоит из последовательности поступков, и они взаимосвязаны между собой.

      Итак. Воевода обнаруживает отсутствие Агриппины на Мезени. Он берет «скаску» с ее матери и узнает подробности. Результаты доносит по инстанции «отпиской».

      В качестве причины этого чрезвычайного события семья протопопа  объявляет о бедственном положении их детей и необходимости обмена вещей на продукты питания, что и было, видимо, принято в качестве объяснений. Современные историки, особо не задумываясь, тоже придерживаются  этого мнения, но больно уж тут все «шито белыми нитками». Почему мы должны считать людей того времени глупыми и бесхитростными?  А что еще можно было быстро и с ходу придумать в свое оправдание, чтобы скрыть  какой-то другой, истинный, мотив побега? А он ведь был. Да и документы говорят, что буквально в 1683 году семье была выдана в качестве задолженности за предыдущие года довольно значительная  сумма денег – 84 рубля, 26 алтын и 3 деньги. Дополнительно, на ежедневное содержание 2-х домочадцев выделялось по 3 деньги на человека, а на 6 чад семьи АввАкума – по 6 денег каждому («деньга» равнялась половине копейки, алтын – три копейки). Это кроме старших сыновей и  вдовы протопопа.  Не берусь рассуждать много это или мало для того времени, наверное мало. Для такой оценки мне не на что опереться.

      И все-таки, для сравнения: я нашел любопытный документ, в котором говорится, что четверым стрельцам, сопровождавшим «БлаговЪщенскаго собору роздьякона Федька» в ссылку в «Пустоозеро» в «176 году февраля в 21 день» (1668), в качестве зарплаты указано было выдать «на корм на шесть недЪль по четыре деньги  человЪку на день»! (Барсковъ Я.Л., «Памятники первыхъ лЪтъ русскаго старообрядчества», «XXIV. Указы о ссылкЪ въ Пустозерскъ», С.-Петербургъ, 1912)

      …



      Тимофей и Аксиния (выдержка их книги)


      Домочадцы семьи протопопа АввАкума.

      О них я, вообще, кроме имен, ничего найти не смог. Тем не менее, как раз они-то и могли сыграть свою главную роль в истории образования сначала прозвища, а затем и фамилии нашего рода.
 
      Для меня эта мысль оказалась настолько неожиданной, что я сам с трудом понял логику этого варианта. Правда, я шел к этому очень долго и если бы я зациклился только на своем Моржегорском роде, а не стал изучать весь ареал Абакумовых-Аввакумовых на севере, то до истины никогда бы не смог добраться.
Вспомните. Ранее,  при описании противоречий в количественном составе семьи протопопа АввАкума на 1664-1665 годы, я уже чуть-чуть разбирался о времени и месте получения статуса домочадцев Тимофеем и Аксиньей.
 
      Что мной установлено?

1. Оба могли присоединиться к семье только после Москвы, но до прибытия на Мезень. Саму Мезень я исключаю.

2. Оба могли получить статус домочадцев только на Мезени. Холмогоры отпадают.

3. Скорее всего, они «прибились» к семье порознь (примем за аксиому). Но могли и вместе.

      Любое прозвище «прилипает» к человеку: если оно точно характеризует этого человека (или его семью). Если оно подходит ему. Если человек находится в среде себе подобных. Или, если с этим человеком (его семьей) приключилось  какое-то исключительно запоминающееся событие.

      Не могло ли таким редким событием стать переход из какой-то крестьянской семьи, ее члена в семью протопопа АввАкума? Оно то и могло послужить поводом для появления соответствующего прозвища в 1664 году?

      Порассуждаем.

      Мало вероятно, что решение о таком переходе из одной семьи в другую могло приниматься скоропалительно и мимоходом.  Не думаю, что обозы или лодки с арестантами периодически останавливались только на короткий период времени для отдыха, например, на ночь. Должны были быть где-то и длительные стоянки по нескольку дней: распутица, непогода, болезни, проблемы с транспортом, церковные праздники и т.п. Время в пути в ссылку на Мезень семьи протопопа составило в 7173 году (1664) фактически 4 месяца, с начала сентября по конец декабря. До Холмогор они добирались по воде два месяца, сентябрь и октябрь. Ноябрь просидели в Холмогорах, дожидаясь решения царя о дальнейшей судьбе. Наступила зима и в декабре они далее добирались до места уже зимниками. Вот на некоторых таких длительных остановках в каких-то небольших деревнях и могли возникнуть некие запоминающиеся случаи, связанные с пребыванием там большого семейства АввАкума. Например, остановка на отдых в какой-то крестьянской избе. И в каком-то месте к такой семье после этого вполне могло прилипнуть прозвище АввАкумовы. События такого рода были очень редки в небольших селениях.

      Теперь можно задаться вопросом, где конкретно могли возникнуть именно такие обстоятельства?

      Только там, где «проявилась» наша фамилия по Холмогорскому тракту! Ответ, в принципе, аналогичен месту рождения внебрачного сына у Фетинии и Прокопия.


Рецензии