вникни в контекст

В 42 главе книги Иова, 7-м стихом, Бог, как бы подводя итог всем событиям этой чУдной истории, объявляет приговор: "...сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двоих друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов."

Мало того, что они говорили неверно, речи друзей довели долготерпеливого Бога до состояния гнева. А это уже не шутка. Только обильные жертвоприношения и ходатайственная молитва их оппонента смогла этот гнев утихомирить.

Что же неверного мы можем усмотреть в их речах? Везде присутствует Бог и все вроде сказано правильно.

Вот например тут: "Бог говорит однажды и, если того не заметят в другой раз...что бы отвесть его от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, что бы отвесть душу его пропасти и жизнь его от поражения мечом." Иов 33/14-17
Или тут: "Блажен человек. которого вразумляет Бог, и потому наказания от Вседержителя не отвергай. Ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его руки врачуют." Иова 5/17,18
Еще тут: "Неужели Бог извращает суд и Вседержитель превращает правду? Если сыновья твои согрешили прелд Ним, то Он и предал их в руку беззакония их." Иова 8/3,4

Все на первый взгляд звучит верно, плохо то, что эти слова вырваны из небесного и скрытого от друзей Иова контекста, от тех событий, которые произошли на небе.
Что же там происходило? Там состоялся разговор более крупного масштаба и иного содержания.

С одной стороны мы видим Бога, с другой - о чем-то просящего Его сатану. В этих небесных дебатах нам открывается, что инициатором страданий и поражения Иова являлся не Бог, а его оппонент - сатана. Лукавый клевещет, обвиняет, настаивает. Бог, стоя в стороне, лишь допускает. Действия дявола направлены на погибель, Божья воля - на испытания и восстановление.

А что мы слышим в земном диалоге? Друзья настаивают, что инициатором смертельных страданий Иова и смерти его сыновей являлся Бог, Который якобы устроил над ним расправу за соделанные им страшные грехи. Все это, в совокупности со словами жены, было направлено на то, чтобы Иов не выдержал и похулил Бога.

Ведь если бы праведник Иов повелся на эти слова, он мог подумать следующее: "Я не грешил, а Ты, Господи, меня поражаешь?" В соответствии с этими представлениями он мог занять неверную позицию. Слава Богу, он устоял. У него, как у левиафана, оказалась очень  "толстая кожа", о которую обломались все брошенные в его тело и душу копья: "Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?" Иов 40/26

Мы можем уподобляться друзьям Иова, если о чем-то поспешно судим, не вникая в закулисный контекст происходящего. Это может проявляться как дома, в семье, так и в церкви, на членских собраниях (да и вообще где угодно,на улице, при взгляде на события происходящие в мире). Этот контекст, может быть, по каким-то не зависящим от нас причинам, сокрыт, например, как в случае со слепорожденным человеком: кто согрешил, он или его родители? или с Павлом на острове Мелит: видно этот человек грешник, раз с ним такое случилось(ехидна повисшая на руке апостола).

Даже на кафедре, проповедуя другим Божественные слова, мы можем подвергаться опасности доведения Бога до гнева. Например, вырывая стихи из контекста, тем самым строя шаткую и неверную конструкцию назидания. Кроме того, что еще более судьбоносно и трагично, вводим в заблуждение слушающих нас, учим других проповедников неверным подходам толкования библейского текста. Эти наученные, в свою очередь, начнут вводить заблуждение других и передавать неправильный подход следующим. Некая цепочка, которую нужно разорвать. 


Рецензии
Как раз тема контекста и занимает меня последние дни.
Два человека, написавшие два значительно отличающихся комментария, думали, что они объяснили библейский текст в соответствии с контекстом. Я стал искать причину расхождений и обнаружил, что они использовали разные контексты. Интуитивно я знал, в каком контексте нужно объяснять текст, но убедительных доказательств не имел. Позже нашел статью о контексте. Оказывается, контексты бывают разных видов. И значит, результат зависит от того, какой контекст будет выбран - правильный или неправильный.
Контекст - это условия, среда существования объекта, позволяющие уточнить его значение. Информация, которая находится непосредственно вокруг исследуемого текста, не всегда является контекстом.
В языковедении есть различные определения контекста, как-то: узкий и широкий контекст, линейный и вертикальный контекст
Вальдемар Богер
Имейл: w.boger56@googlemail.com
Сайт Библейское слово на русском языке: http://bibelwort-ru.net

Вальдемар Богер   30.10.2020 01:02     Заявить о нарушении