Ярослав 78. Вместе 60 лет

На фото: Я, Нона, дочь Ира, младший внук Роман


 2017 год. Сплошные юбилеи!
Только представить – мне 80 лет! А Ноне осенью 85 лет! А со дня нашей свадьбы 60 лет!
И все юбилеи связаны со знаковыми днями.
Моё имя несущее, солнечный и весенний блеск славянского бога. И мой день рождения, 20 марта,  открывает  астрономическую весну.
У Ноны – мать школьная учительница. Нужно всё успеть к началу учебного года, к 1 сентября. И её день рождения, 31 августа, закрывает летние каникулы, а завтра мальчикам и девочкам идти в школу.

А день свадьбы исчез из наших паспортов.  Была возможность прописаться в Евпатории. Одинокий отец нуждался в уходе, и чтобы обойти подводные камни при оформлении прописки мы с Ноной оформили развод. Но фокус не удался, мы снова зарегистрировали брак, и в паспорте оказалась новая дата, которая нам ничего не говорит.

Но всё же 60 лет совместной жизни остались с нами и никуда от нас не денутся. Конечно, хватало там и грозовых туч, и взаимных упрёков! А в какой семье их удаётся избежать? Тем более у нас такие различные характеры и взгляды на жизнь.
У меня такое впечатление, что семейные скандалы для Ноны, как живительная свежесть озона во время грозы. Как будто она получает энергетическую подпитку от своего крика, от попытки доказать свою правоту маленькими кулачками. Я давно понял, что доказывать свою правоту –подливать масло в огонь, и стараюсь отмолчаться. Но моё молчание бесит её ещё больше:
- Да ты не слушаешь меня!
Изредка мы ходим вдвоём на базар. Покупка какого-то пучка моркови – это маленький спектакль. Покупай я сам – я бы взял этот пучок, долго не разглядывая. Но когда покупает Нона, я стараюсь отойти в сторонку и наблюдать со стороны. Этот пучок переходит из рук в руки, в конце концов, продавщица не выдерживает:
- Возьмите Ваши деньги и только отойдите от меня.
А покупка сметаны! Не забыта ни одна торговка, проба снимается с каждой банки, потом обход повторяется, и  наконец покупается самая плохая сметана (с моей точки зрения). Я предпочитаю сметану, где ощущается молочная кислота, Нона ни за что не возьмёт сметаны с кислинкой.
При покупке сыра, колбасы, сливочного масла выставляются требования:
- Только не заветренную крайнюю сторону!
Но ведь кому-то всё равно достанется край!

Возможно, разность характеров заложена в наших именах и гороскопах.
Моё имя «Ярослав» смущало меня блеском ослепительного русского бога Ярило. Я старался поглубже запахнуться, но нет-нет и какой-то солнечный лучик прорвётся сквозь плотно запахнутые полы. Стараюсь никого не учить жить, не давать нравоучительных советов, и всё же замечаю, что в какой-то мере в сложной ситуации  окружающие вопросительно смотрят на меня: «а как поступлю я?».  Но верно каждому порой приходится брать на себя функции лидера.
И по гороскопу я «Рыба», под этим знаком скрывается вроде  нечто переменчивое, хранящее тайну в глубинах вод. Особой таинственности во мне, пожалуй, нет, вот только изредка пишу стихи. И тут я уж не всегда знаю, где в моём подсознании находятся нужные слова и рифмы. Впрочем, это ощущение, верно, знакомо всем пишущим стихи.

Имени Нонна дают разную трактовку: Нона – девятая, Нонна в итальянском – бабушка. Хотя на поверхности же лежит - Нона от римской Юноны, потерявшей по дороге к нам первую заглавную букву.  Соответственно и характер достаточно противный: не терпящая возражений, всегда считающая себя правой.
Да и по гороскопу «Дева» – хранительница домашнего очага и супружества – тоже не сулит райской жизни.
Воевать и делать из семейного очага постоянное поле битвы я не собирался, хотя её упрямство и не понимание повседневной ситуации наносило нам значительный материальный ущерб, да и матушке пришлось несладко.  Хотя мама всегда и всем всё прощала.
Как-то мама застала у меня в гостях сотрудницу, и после её ухода отчитала меня. Я пытался апеллировать к её чувству ущемлённости в нашей семье, но получил отповедь:
- Со своими обидами я как-то справлюсь сама, а ты муж и отец!
И хотя я был не такой уж грешник, по крайнеё мере не более чем другие мужчины, тем не менее постарался впредь не попадать в подобную ситуацию.
А вот когда мамы не стало, Нона не раз ходила на её могилку и просила прощения:
- Как же я была не права, как я виновата перед ней!
Искала в маминых записках и книгах рецепты от всяких болячек, при случае пыталась сама лечить кого-либо. Часто в разговоре ссылалась по какому либо поводу на мамин авторитет.
Вообще, с годами у Ноны проявилось влечение к чтению литературы, обещающей избавление от всяких недугов и почти вечной жизни. Она выписывает «Эскулап» и «ЗОЖ» (Здоровый образ жизни), читает книги по народной и нетрадиционной медицине и всякую (с моей точки зрения) чушь. Чердак был замусорен всяким мешочками с высушенными травами, на полках холодильника какие-то баночки со снадобьями. Если верить всем этим рекомендациям, то мы просто обречены на вечную жизнь. Все домашние настороже: не дай Бог проговориться о каком либо недомогании.

Сказывается и разное отношение у меня с Ноной к решению бытовых проблем. Ей стоила увидеть какую-то трещинку с стене, или пятнышко ржавчины на трубах парового отопления, как она уже в панике: трещинка пойдёт дальше и в конце концов стена обвалится, пятнышко ржавчины сулит о вероятности течи в январе месяце и так далее. И я возился с цементным раствором, разбирал трубы, лез на крышу уплотнять щели между листами шифера. А потом как-то в меня внедрилось сознание, что если не кидаться моментально всё исправлять, глядишь, и всё устроится само собой. И это, кажется, можно отнести к любой жизненной проблеме
Впрочем, я и раньше уповал на ангела-хранителя, веря в то, что его рука отведёт от меня беды-напасти, и всё что не происходит – всё в воле Божьей. Нет, я не был особенно набожным, полагая, что наши молитвы и соблюдения религиозных ритуалов не имеют высокой цены в глазах Всевышнего. Цену имеют только наши поступки в отношении окружающих. Только с нашими человеческими суетными душами можно получать удовольствие от того, что перед нами униженно ползают на коленках и подобострастно поют псалмы в нашу честь. Бог наверное выше этого.
Но несмотря на мои такие еретические мысли, у меня нет никаких сомнений в отношении наличия Высшего Разума, управляющего миром. Тому подтверждение – жизненный опыт.

Милая моя скромная жёнушка, мы прожили с ней 60 лет, и как трогательна её неосведомленность в косметике и прочих женских хитростях, в том, в чём такие искусницы нынешние соблазнительницы мужчин.

Я услышал упрёк от одной их сотрудниц:
-Ну почему вы, мужики, так беспечно, неуважительно относитесь к своей внешности.  Мы женщины прилагаем столько усилий, чтобы выглядеть прилично! Тратим деньги на кремы, на дорогую косметику, следим за каждой новой морщинкой на лице.
И действительно, сколько раз я наблюдал эту сотрудницу в состоянии полного отчаяния. И причиной отчаяния было появление на её лице какой-либо абсолютно незаметной морщинки. Её простым глазом и не увидишь, а тут почти истерика:
-Ну как Вы не понимаете? Как вы меня не понимаете?
Какое-то время эта сотрудница взялась распространять продукцию фирмы Avon. Одним из рекламных приёмов был момент, когда она задавала вопрос своим клиентам:
-Как Вы полагаете, сколько мне лет?
И её лицо  было действительно моложе возраста лет на 20, что служило убедительным фактором для клиентов, приписывающим этот феномен продукции фирмы.
Вот она и вручила мне «чудодейственные» кремы: мыльный крем для бритья и крем после бритья, а также крем для ежедневного пользования и принудила меня взять на себя обязательство ими пользоваться.
А мне, как и большинству мужиков, эти кремы как зайцу пятая нога. Брился электробритвой порой даже не зажигая света, наощупь..
И лежали кремы на комоде возле зеркала, пока я по какому-то торжественному случаю решил в кои-то веки попробовать свою щетину сбрить лезвием фирмы Juliet. Открываю тюбик, накладываю пену на щёки, а мне жена:
- Что ты делаешь? С какой стати ты пользуешься моими кремами?
Как трудно мне было её убедить, что это крем именно для бритья, подарены мне сотрудницами 23 февраля. Она полагала, что этот крем ей оставила дочь и даже несколько раз пользовалась им и убедилась в высокой его эффективности.

Единственное, Нона чуть-чуть подкрашивала губы какой-нибудь не яркой помадой, а с годами начала красить волосы.

С годами мы привыкаем, забываем, что наши жёны были когда то первыми красавицами.
Но вот поехали мы в Донецк по какому-то торжественному случаю. Она одела платье из Секонд-хонда, которое изящно облегало фигуру.  Не утратила, не потеряла женской прелести.
При её фигуре ей бы бегать по магазинам ив поисках модных тряпок, как другие дамы. А она всё беспокоилась о том, что купить нам с Игорем: то ботинки, то брюки.

Так потихонечку и дожили до пенсии.
Зятёк работал зам директора в научном институте, вот он мне и предложил:
- Батя, иди работать  ко мне в котельную! А по совместительству можно ещё и дворником.
Прелесть работы в котельной: одиночество, мерцание газового факела в окошке котла, тишина. Конечно не обходилось без ЧП, но ЧП – явление временное, как-то ликвидируются и вновь прелесть одиночества. Как же мало в жизни мне приходилось наслаждаться одиночеством!


Рецензии