Быдло

ПЬЕСА В 4 ДЕЙСТВИЯХ
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Б1, бомж, собирающий подписи для референдума.
Б2, бомж, собирающий подписи для референдума.
Ж1, пожилая интеллигентная женщина, прохожая. Она З. - Зинаида.
Ж2, пожилая интеллигентная женщина, прохожая.
УП ( в форме лейтенанта полиции), участковый уполномоченный полиции, упитанный розовощёкий молодой мужчина. Он же С. - Сергей в домашней обстановке ( в гражданской одежде). Родным отцом Сергея оказывается бомж Б1.
З, Зинаида, мать Сергея.
К, Константин, брат Зинаиды.
А,  Ш — дочки Зинаиды.
В - племянница Зинаиды.
М — Михаил, сын бомжа Б2.
Н — Николай, арестант в следственном изоляторе.
Другие арестанты. Надзиратели.


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
происходит на Пушкинской площади в Москве напротив памятника Пушкину. Двое бомжей стоят на площади с повешенными на шею плакатами для сбора подписей в поддержку требования провести референдум с целью отмены «колониальных» статей 13 и 15 Конституции РФ, в основном ч.4 ст.15: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Возле бомжей задерживаются некоторые прохожие пожилого возраста.

Ж1 ( обращается к одному из бомжей):  Как Вам не стыдно?! Как можно выступать за бастрыкинское изменение конституции в условиях криминализации властей, судов и правоохранительных органов?! Что?! Мало Вам безвинно пострадавших в лагерях? Статья 15 даёт единственную, хотя и редкую, возможность достичь элементарной справедливости. У Вас в семье не было пострадавших от  государства, потерпевших от милиции и полиции, судов, следователей и прокуратуры? Вас государство не ограбило несколько раз? У Вас нет детей и внуков? Подумали бы об их судьбе. Хотите для них рабства? За какие подачки и от кого Вы тут стоите?
Ж2: Бессовестные! Вы хоть знаете смысл пятнадцатой статьи конституции? Надо не пятнадцатую статью менять, а восьмидесятую, часть вторую, где абсурдно  президент объявлен гарантом конституции, прав и свобод человека. Покажите мне человека, права и свободы которого гарантирует президент. Сколько людей к нему обращаются — кто-то получил гарантии и защиту прав и свобод? Да и может ли один человек гарантировать конституцию? Это просто невозможно. Нужно, чтобы каждый гражданин участвовал в этой гарантии, Гражданский контроль должен быть установлен над всеми ветвями власти. Судьи, правоохранительные и все другие органы власти должны быть подотчётны гражданам, должны быть под сильным гражданским контролем.И давно пора покончить с позорным крепостным правом - регистрацией по месту жительства и месту пребывания. И пора защитить государству собственность и инвестиции своих и иностранных граждан, борясь с ворами и мошенниками. Тогда и денег бы в экономику привалило.
Б1: Ишь чего захотела!  Эти международные организации — враги России, они хотят превратить Россию в свою колонию. Нам не нужны вражеские деньги!
Ж1: Сказал тоже! Долго думал? Разве не российские власти приватизируют и продают наши природные ресурсы в частные руки капиталистов? У  тебя была бы своя доля в этих ресурсах при справедливом строе и нормальном государстве, а так ты бомжуешь и побираешься. Вот сколько тебе платят за то, что ты тут стоишь с подхалимской агитацией?
Б1: Какая ты прыткая! Так тебе я всё и рассказал!
Б2: Не хотите ставить свои — проваливайте! Мы патриоты! Мы всё равно проведём референдум.
Ж2: Ну и будете и ты, и твои потомки лизоблюдами с надеждой на подачки и объедки с барского стола! (Отворачивается от бомжа и уходит).
Ж1: Я думала, вы люди. Но видно, у вас ничего человеческого, никакого сознания не возникло. Вы готовы быть рабами, вести скотскую жизнь. Быдло!(Уходит).
Б1 ( вдогонку Ж1) : Сама ты дура! Небось внуки за границей учатся. Поезжай в свой Израиль!
Б2 ( поддакивая Б1): Израиль. Там воевать нужно с арабами. Видишь, какие фифочки? Их внуки в Лондоне или Америке. Их дети нас с тобой и ограбили... (Обращаясь к прохожим) Подходите, подходите! Собираем подписи для антиколониального референдума...

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
происходит в кабинете участкового уполномоченного полиции.

УП ( обращаясь к Б1, Б2): У вас есть текст пояснительной записки?
Б1: Нет. Что за текст?
Б2: Да ведь у нас на плакате есть.
Б1: На плакате нет надписи «пояснительная записка».
УП: Тогда вот читайте (даёт лист с заготовленным напечатанным текстом).
Б1 (читает вслух): Пояснительная записка к проекту Закона Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации». Целью разработки проекта Закона Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации» является исключение из норм Конституции Российской Федерации запрета на государственную идеологию (ст.13), а также исключение из правового поля Российской Федерации так называемых «общепризнанных принципов и норм международного права» (ст.15) и укрепление суверенитета Российской Федерации. Дальше тут много написано. И этого хватит. Никто много читать не будет.
Б2: Конечно, много демагогии. Надо бы нам согреться. На выпивку и горячую еду обещали дать. Маловато дали. На чебуреки и пиво  только. Холодно. Надо бы водочки.
УП: Вот будете собирать по сотне подписей в день — получите надбавку.
Б2: Сотню?! Ты что, начальник?! Мы с трудом десяток набираем. Московская публика ушлая. Выборы-то не признаёт. Надо собирать в госучреждениях, в армии, полиции, на зоне. Там работникам некуда деваться. Начальник прикажет — все подпишут.
УП: Умник! Это и без тебя все знают. И будет сверху указ — вмиг соберут. Потому как счётные комиссии  свои. А вы нужны для показателей добровольности и публичности.
Б1: Нам бы одёжку получше. Бомжами нас называют.
Б2: Бомжами и быдлом. Нам обидно.
УП: А вы бы умылись. От вас несёт такой вонью.
Б2: Так на баню деньги нужны. Дорого всё нынче.
Б1: Ещё на одеколон.
УП: Ну да! Дай вам одеколон — тут же и выпьете! Обнаглели! В показаниях путались прошлый раз. Плохие из вас свидетели.
Б1: Мы же как понятые всё подписали.
УП: Ещё бы не подписали! Я вот вас в  лучший приют для бездомных в Москве определяю (читает):ДНП ЮАО "Канатчиково", Канатчиковский проезд, 7. .Руководители - Елена Николаевна и Станислав Сович: 925-38-40. Проезд: станция метро "Ленинский проспект", далее пешком 10 минут. Скажете, что от меня. Только пройдите санобработку. Чтобы не воняло от вас.
Б1, Б2 ( берут записку и хором в один голос): Спасибо, начальник!
УП: Идите! И чтоб с утра были на месте!
Б1: Да, начальник.
Б2: А бабло Марго даст?
УП. Как положено.
Б1,Б2 (уходят): Бывай, начальник.


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Б1 видит сон. Во сне Б1 видит УП молодым в приличном доме.
 
З. А где Сергей?
А. Он только что пришёл, переодевается. Сказал, что брат заболел.
З. Заболел? Чем?
А. Сходит с ума, нервный срыв, как всегда. Тебе его жалко?
З. Я этого не сказала…
В. Потому что боишься?
А. Зинаида становится какой-то чудачкой!
Ш. Не обижайте её, а то она не купит мне новый планшет.
В. Скажи, ведь тебе его жалко?
З. Мне надоело всё это. Тюрьмы, суды, приговоры, наказания.
К(вздыхая). С каждым днём их всё больше…
А. Это необходимо, чтобы люди могли жить спокойно.
В. Даже индусы перестают верить, что покой есть счастье…
З. Террористы заявили, что он не участвовал.
А. Разве можно верить террористам?!
С. Посмотрите мою почту! Есть мне и-мэйл?
А. Есть. Подойди, прочти.
К. Что с тобой, Зина?
З(вздрогнув). А? Я задумалась…
 Сергей, иди в столовую.
С. Да, maman? Вы — командуете?
З(печально). На тебя трудно смотреть…
С. Нет, что я слышу? Вы, maman, кажется, наконец, хотите заняться моим воспитанием?
К. Довольно, Сергей! Как ты себя ведёшь?
С. У меня просьба к тебе, дядя.
З. Он не даст денег.
С. Вы это знаете наверное?
З. Я просила его не давать.
С. Да, дядя? Она просила?
К. Конечно.
С. И — что же вы, дядя? Как вы отнеслись к её просьбе?
К. Я? Я дал слово, что исполню её просьбу.
С. И зря!
К. Ты извини меня, Серёжа, но такая жизнь, как твоя… эти ночные клубы…
С. Кто же ходит в клуб днём?
З. Ты посмотри, какое у тебя лицо. И ты уже лысеешь…
С. Лицо энергичного человека, а лысина придаёт ему солидность. Я бледен, потому что утомлён ежедневными поисками куска хлеба… Мои родители произвели меня на свет, но не позаботились обеспечить средствами для приличной жизни…
З. Я прошу тебя, перестань…
К. Ужасно, Сергей! Уйди. За что ты мучаешь Зину?
С. Дядя, сто баксов -  и я уйду!
К. Возьми… на столе под папкой. Но я спрашиваю:неужели тебе не жалко мать?
С. А кто пожалеет распутного молодого человека — участкового уполномоченного полиции? Мне предстоит бить морды человеческие, брать взятки и — получить в живот пулю бандита… Как вам нравится такая карьера?
К. Как он похож на своего отца!
З. Я не знаю, как надо говорить с ним, что сказать ему! Зачем ты дал ему денег? Он снова будет пить всю ночь.
К. Но что же делать? Надо же было, чтобы он ушёл!
З. Мы тебя грабим… Зачем ты с нами?
К. Оставь, Зина. Я хочу быть полезен тебе и сумею, ты увидишь! Вот приедет наш благодетель…
З. Твоих денег ненадолго хватит…
К. Но разве только деньги?
З. Нам ничего не нужно, кроме денег…

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
происходит в следственном изоляторе. Сын бомжа Б2 — М, Михаил. Н - Николай, арестант в следственном изоляторе. Другие арестанты.

СЦЕНА ПЕРВАЯ  происходит в камере, переполненной арестантами. У двери камеры стоят М и Н.
Н (только что избитому Михаилу, у которого на лице кровоподтёки и синяки). Чего стоять? Проходи, братуха, присаживайся. Здесь ты никому и ничем не обязан. Никто не вправе лезть в твою душу, выпытывая, кто ты и за что тебя сюда. Это там, на воле,  мусора стремятся любыми правдами и неправдами нас раскатать и выудить побольше интересующей их информации, а здесь, в камере, вполне достаточно назвать статью, по которой тебя закрыли, да имя, чтобы мы знали, как к тебе обращаться. Всё остальное — сугубо личное дело. Хочешь молчать — молчи, хочешь общаться — общайся. Живи, как подобает человеку, и поступай так, как считаешь нужным.
М (присаживаясь на нары). Я по 228ой. Подкинули мне наркоту. Я и не знал. Загребли во время митинга. В отделении полиции при понятых нашли в рюкзаке моём пакетик с белым порошком.
Н. Это худо. Кто-то на тебя имеет зуб из полиции, или просто хотели на тебе срубить бабла. У семьи, может.
М. Да нет у семьи ничего. Отец вообще бомжует. Мать померла. У меня случайные заработки.
Н. Не знаю, как ты, но я не вижу ничего странного в том, что мы встретились именно за решеткой, а не в кремлёвском дворце. Это абсолютно характерно для данного государства. Трудно найти кого-то, который хотя бы раз в жизни не ночевал на казенных нарах. Впрочем, чему удивляться? Мы родились и выросли в стране, которая сама по себе является не чем иным, а местом «не столь отдаленным». Сизо —  её копия в миниатюре. Помни, провокации, лжесвидетели и подтасовка фактов — это обычаи тюремных будней. Это трудно понять тем, кто не побывал за решеткой.
М. Спасибо тебе за соучастие!
Н. Я не соучастник. Благодарить не за что.
М. Я не думал, что так нелепо попаду сюда.
Н. Никто не думает, если не идёт осознанно на рецидив.
М. Следак намекал, что если те, кто на воле, озаботятся о моей судьбе, то ещё есть время. Да только кто озаботится?! Никому я не нужен.
Н. Главное, будь нужен себе.
Надзиратель (открывает дверь в камеру). Бычков Михаил, на выход! Без вещей. (Уводит Михаила).

СЦЕНА ВТОРАЯ. Свидание М с отцом Б2.

М. Помоги мне, вытащи меня отсюда. Мне подкинули наркоту.
Б2. Я говорил знакомому из полиции. Обещал узнать. Зачем ты пошёл на митинг?
М. Да не ходил я на митинг. Шёл мимо. Решил посмотреть. И тут загребли.
Б2. Чего смотреть?! Ты же знаешь, что от свидетеля до обвиняемого — один шаг.
М. Ну сделай что-нибудь. Объясни в полиции, что я не при делах.
Б2. Я-то объясню. Да кто поверит?
М. Пообещай следаку, что соберём деньги.
Б2. А он поверит! Придётся мне им служить осведомителем. А как знакомые узнают, что стукач,так прибьют. Хотя всё равно подыхать.
Надзиратель. Свидание окончено. (Уводит Михаила).

СЦЕНА ТРЕТЬЯ. М и Н лежат на нарах.

М. Неужели продолжают сажать невиновных людей?
Н. Даже если невиновность очевидна и подтверждается неоспоримыми доказательствами, это  не повод выпустить его из-под стражи.
Освобождение арестанта означает признание чьей-то ошибки, в результате которой побывал за решеткой и пострадал невиновный. А  признать это и отвечать за ошибку не хочет никто. Поэтому человек как сидел в тюрьме, так и продолжает сидеть. Чем дольше тянется следствие, тем больше возможностей на арестанта повесить ещё что-нибудь нераскрытое.  Какой идиот первым сказал, будто бы в любой профессии есть как хорошие, так и плохие люди?!  Каждый вид деятельности накладывает неизгладимый отпечаток на личность.
Честные люди в правоохранительных органах и судах работать не могут. Это невозможно в силу специфики их деятельности. Те, кто еще не деградировал и не потерял человеческий облик, либо добровольно уволились с работы, либо вынуждены были уйти. На сегодняшний день правоохранительные органы и суды — это самая криминализированная и опасная часть общества. Не заметить это может разве что дебильный лжепатриот, чьё восприятие правоохранительных органов и судов формировалось ложными мифами типа фильма «Рожденная революцией» да глупыми детективными историями, написанными на заказ бывшими работниками органов.
М. Никогда не думал, что может быть такая безвыходная ситуация.
Н. Как говорят, у бедного еврея всегда есть два выхода. Безвыходных ситуаций не бывает.  Тяжёлые испытания всегда возникают внезапно. Тогда нужно концентрировать волю. Тот, чья воля сломлена, не способен бороться и потому обречен. Не вера, не надежда, не просьбы, молитвы и упования, не готовность пресмыкаться, а воля и ещё раз воля. Только в ней спасение.
М. Да ты в этом прав. Придётся крепиться в любом случае. А как выдержать пытки?
Н. Главное, не говорить ничего лишнего и признательного. Стоит немного сдаться, как ты уже проиграл. А боли надо преодолеть. Один из методов  состоит в мысленных уходах и трансформациях, вплоть до преображения себя  в мазохиста, получающего наслаждение от боли.
Есть люди, которые научились выходить из собственного тела и летать в неизведанных далях, пока над их телом свистели деревянные биты.
Ещё  помогают сильные эмоции, чувства такие, как ненависть или любовь.
Важно перетерпеть нестерпимую боль -  пусть даже потерял сознание. Это как дождаться второго дыхания. Вдруг видишь себя как бы со стороны, паря над телом. Возникает удивительное ощущение невесомости и безграничной свободы. Сознание становится  ясным и чистым.
М. Спасибо тебе! Мне нужна была именно такая помощь!
Голос одного из арестантов: Вы там заткнётесь или нет? Мыслители. Философы. А слабо умереть, как Сократ?
Н. Ладно. Успокойся. Спим уже...


Рецензии