генка и чёрт
(Карт. Генка на велосипеде рис.1)
Гена Симбирцев учился в 5 классе. Больше всего любил ездить на своём красивом стальном коне – голубом велосипеде ( рис. 1). Больше всего не любил – учить уроки. Раньше, когда была жива бабушка, она строгим голосом говорила:
- Геннадий, за уроки!- и при этом поджимала губы. Всем своим видом давала понять: вот придут с работы родители – тебе достанется!
Сейчас бабушки нет, и мальчишка предоставлен самому себе. Каждый день принимает решение: вот сделаю русский и пойду кататься. Или: выучу историю и – на велосипед, а остальные уроки потом, подождут. Но до русского или до истории обычно так и не доходило.
Он садился на своего коня и ехал в Центральный парк отдыха. Там сделали новые велосипедные дорожки. Но сегодня парк закрыт, и он поехал в лес. Прямая дорога вела в соседнюю деревню Лаврово. А косая в какую-то тайну. Ему не разрешали туда ходить. А очень хотелось посмотреть, что же там, в конце косой дороги. И решил по ней проехать. Становилось всё темнее – то ли на улице темнело, то ли лес становился гуще. Дорога делала развилку. Остановился, огляделся: по какой из двух тропок ехать? Выбрал правую. Только собрался сесть на велосипед, услышал вдруг сильный шорох. Посмотрел по сторонам – никого. Опять собрался сесть на своего коня – опять сильный шорох. Кто-то большой, крупный в кустах.… Стало страшно. Может, волк или медведь… И вдруг услышал голос, не человеческий, но на человеческий похож. Увидел большую чёрную тень. Подумал: «Откуда тень, ведь солнца нет?» Тень шевельнулась, и Генка услышал:
- Не бойся меня. Я – твой друг. Я – Черт. Не пугайся. Я предлагаю тебе сделку: ты отдаёшь мне после смерти свою душу, а я тебе взамен то, о чем ты мечтаешь. Ты ведь не хочешь учить уроки. Вот и не будешь их учить, а отметки получать будешь хорошие. Согласен?
(Рис. 2).
Генка не помнил себя от радости:
- И не надо будет учить эти проклятые уроки!? Конечно, согласен!
- А теперь поезжай домой, и держи наш договор в тайне. Никому ни слова!
Первый урок геометрия. Генка не знает ничего. Только бы не вызвали к доске!
А учительница спокойно с какой-то дьявольской зловредной улыбкой сказала:
- Ну, Гена Симбирцев иди к доске. Расскажи нам о трапеции. Какие её свойства ты знаешь?
Генка хотел отказаться. Сказать, не выучил, виноват. Но почему-то вышел к доске и что-то нарисовал мелом. Потом что-то говорил. Что говорил, не помнит, не знает. После уроков посмотрел в дневник: стоит «пятёрка!» Вот радость! Наверное, это работает Чёрт!
На следующий день на уроке истории его вызвали к доске. А он прокатался весь день на своём велике и не успел ничего даже прочитать. О чём говорить? Вышел к доске, молчит. А Катерина Николаевна с иезуитской улыбочкой:
- Ну, расскажи нам, Гена, про Александра Невского. Почему он получил такое имя?
Генка дерзко подумал: «А чёрт его знает! Мать так назвала!» Но вслух свои мысли выразить не успел. Неожиданно для себя вдруг заговорил. Что говорил, не знает. Пересказать не может ни за что! А в дневнике 5-ка.
В понедельник контрольная работа по алгебре. На доске написаны примеры – надо их решить. Генка засопел носом. Он впервые видит такие сложные примеры. Рядом сидит Вовка Иванцов, шепчет:
- «А» квадрат минус «Б» квадрат сколько? Ген, скажи скорей.
Но Генка и сам не знает. А на листе бумаги всё написал, формулы раскрыл, получил «пятёрку».
На следующий день – диктовка. Ленка Петрова поворачивается к нему, спрашивает:
- Как пишется «нежданный», «не» отдельно или вместе?
Генка молчит, не знает. А Ленка шипит:
- У-у, вредина!
Утром перед уроками Вовка обращается ко всем:
- Ребята, кто решил задачу с трубами: в одну натекает, из двух вытекает? Кто может рассказать?
Все молчат и Генка тоже. Но Надежда Викторовна вызвала его к доске, и он всё решил и объяснил.
А после уроков целой компанией подошли одноклассники.
- Ты вредный и поганый, и дурной! Из тебя надо дурь выбить.
Домой пришёл в синяках. Голова побаливала.
На следующий день пришлось не ходить в школу. На все мамины вопросы отвечал упрямо:
- Подрался.
Через два дня опять пришёл домой с разбитым носом и выбитым зубом. Мама делала примочки, компрессы и решила идти школу – что за хулиганство?
Директор вызвал классного руководителя Клавдию Ивановну. Та пообещала собрать классное собрание, поговорить с ребятами, разобраться.
А Гена пошёл в лес, на то место, где встретил чёрта. Сел на пенёк и позвал:
- Чёрт, выходи, надо с тобой поговорить.
Чёрт выслушал Генку, помолчал и сказал:
- Ну что ж, я готов тебе помочь. Слушай внимательно. Мы заключаем дополнительное соглашение к нашему договору. Я помогаю тебе в любой драке. Ты всегда всех побьёшь. Никто не будет тебе страшен. Но ты мне свою душу отдаёшь не после смерти, как договаривались раньше, а сейчас. Согласен?
- Конечно, согласен!
- Учти, что я уже сейчас забираю твою душу!
- Ну и забирай! Зачем она мне? Не нужна! Бери её!
Прошло три дня. Дорога домой из школы шла через парк. С двух сторон из кустов вдруг вышли ребята-одноклассники:
- Ты ещё и ябеда! Фискал! Мамочке нажаловался, она побежала к директору: „моего сыночка обижают!“ Мы сейчас покажем, как можно обижать, будешь бояться жаловаться мамочке!
Первый, кто дотронулся до Генки, сильным ударом был отброшен прямо в густой куст крапивы. Второй – к дубу, ударился головой о ствол. Третий полетел кувырком на газон. А Генка тихо, спокойно, будто ничего не произошло, продолжал свой путь.
Как-то осенью в классе случилась большая неприятность. У девочки Гали Васильевой мама попала в больницу. Идут осенние дожди. Надо выбирать картошку – в земле она вымокнет. Галя не ходит в школу. Ей одной не осилить участок с картофелем. Кроме картошки, в огороде надо собрать и морковку, и капусту. Необходимо ей помочь. Клавдия Ивановна объявила классное собрание, призвала ребят к помощи. Кроме огородных дел, надо и дрова колоть, и в сарай их уложить. На вопрос, кто готов в выходной пойти помогать Васильевой откликнулся весь класс. Только Симбирцев сидел, насупившись, ни на кого не глядя. Староста класса Вера Белова попросила слова:
- Давайте составим список по фамилиям, кто что будет делать. Кто будет колоть дрова? – она взяла авторучку и записала несколько человек.
- Кто на картошку? Кто в огород на капусту и морковку? – Вера облегчённо вздохнула. – Ну, вот теперь каждый знает своё место.
Она передала список Клавдии Ивановне. Та посмотрела, перечитала и воскликнула:
- Всё прекрасно. Весь класс записался, нет только Геннадия. Ты, Гена, не сможешь пойти? Ты занят?
Мальчик долго молчал. Молчал весь класс. Все ждали, что ответит Симбирцев?
- А почему я должен идти к Васильевой? Я не хочу!
- Надо помочь. Одноклассница в беде. Мама в больнице. Тебе не жалко Галю?
- Нет, не жалко.
Геннадий резко повернулся и вышел из класса.
В воскресенье ребята возвращались от Гали, довольные своим участием, удовлетворённые трудом. На боковой парковой дорожке вдруг увидели Генку на велосипеде. Окружили его, повалили с велосипеда. Начался крик, шум:
- Ты – бесстыжая рожа! Как тебе не стыдно?
Кто-то попытался толкнуть его, и сам отлетел в сторону.
А самый высокий и крупный Вовка Синицын ударил кулаком, но тут же ответным ударом получил синяк в переносицу и кровь из носа. А Вадик Семёнов ударил Генку в плечо и получил удар в зубы. Изо рта бежала кровь. Больше к нему никто не приставал, но и никто с ним не разговаривал. Он был, как волк-одиночка.
Прошло две недели. Математик, Сергей Иванович, пришёл в учительскую сам не свой от удивления и восторга.
- Что за ученик, что за человек Симбирцев? - громко воскликнул он.- На любой вопрос отвечает без запинки и всё правильно! Я специально спросил у него то, что мы не проходили. Это материал 9го класса. И он, не адумываясь, ответил.
Завуч вела уроки химии. Она встала и сказала во весь голос:
- Да, это что-то удивительное. Я думаю, надо написать в газету. У нас учится вундеркинд!
Через несколько дней в школу приехал корреспондент из районного центра, побеседовал с Симбирцевым, и в газете появилась статья о гениальном мальчике, одарённом ребёнке, редком таланте, к которому нужно относиться бережно.
Геннадий закончил учебный год на одни «пятёрки». В зале повесили его портрет с надписью: почётный ученик. Он уже и сам привык к тому, что он – талант, гений. Хотя и терзало его дикое сомнение. Ведь Чёрт не будет всю жизнь его опекать, только пока учится в школе. А после школы надо ведь учиться дальше… И вообще как работать, если он ничего не знает?
Друзей не было. Были когда-то друзьями они с соседским Славкой. Но теперь и Славка отвернулся. Собрался Генка один на рыбалку. Пошёл по берегу подальше, устроился возле густых кустов и закинул удочку. Сидит на берегу, насвистывает песенку. Рыба не клюёт. Читать он не любит, просто смотрит на плывущие облака и ни о чём не думает.
Лёг на спину, руки за голову. Посмотрел вокруг. По лопухам, по крапиве, да и по всей траве рассыпаны белые лепестки – отцветает черёмуха. И расцветает бузина, раскрываются бутоны ландышей. Возле берега на отмели вертятся жучки-вертунки, летают и пляшут голубые стрекозы. Послышался тревожный крик – это молодые дрозды гонят хищную ворону прочь от гнезда.
И вдруг … что это? Какой-то серебряный шар опускается к реке. Генка испугался, убежал в кусты. Оттуда стал наблюдать за шаром. А от шара к воде опустились три луча. Потом один луч направился в сторону, пробежал по кустам, где сидел Генка. Мальчик почувствовал, что его будто засасывает этот луч. Он потерял сознание на какое-то время. А когда пришёл в себя, оказался внутри странного помещения. Все блестело необыкновенной белизной. Раздался тихий голос:
- Кто ты? Ты человек? Ты мальчик?
Генка закрутился во все стороны, но никого не увидел.
- Посмотри вперёд на стену. Ты видишь треугольник.
Генка увидел прямоугольный треугольник. Стороны треугольника были отмечены буквами а, в, с. Возникла надпись: а; + в; = ? Тихий голос продолжал: «Скажи, какое это равенство, чему это равно». Генка молчал. Он помнил, что когда-то, наверное, в прошлом году они это учили по геометрии. Но чему что равно, он не знал. Голос произнёс: «Не знаешь? Ну, тогда перейдём к алгебре. Скажи чему равно а; - в;» Генка мысленно позвал Черта: «Черт, Черт, помоги!» И поймал мысли: «Я вижу, но я не могу помочь тебе, потому что это инопланетный корабль. Я имею силу только на Земле, а на другой планете я бессилен». Голос в корабле продолжал говорить: «Странно. Внешне ты – человек. Но по развитию ты – низшее существо. Ты не знаешь элементарных вещей. Кто же ты? Пожалуй, мы увезём тебя на нашу планету, и будем изучать. Надо определить, к какому классу земных существ ты относишься. В нашем каталоге нет такого существа, чтоб так похож был на человека, но явно не человек». И Генка закричал:
- Нет! Я человек! Только я не знаю ничего, потому что не учу ничего ни в школе, ни дома. Отпустите меня домой, я буду теперь учить!
Наступила тишина. После длинной паузы Гена услышал два тихих голоса:
- Давайте здесь его просветим, посмотрим, все ли его органы соответствуют человеческим.
- Нет, надо просвечивать не все органы, а только мозг. Он не соображает.
И к нему:
- Как звать тебя? Сколько лет тебе? А в каком году ты родился? Как звать твою маму? Сколько ей лет? В каком городе ты живёшь? Какой твой адрес? Как твоя фамилия?
Симбирцев ответил на все вопросы и опять раздался голос:
- Сколько лет? В каком году родился? Что больше пять или сто пять?
И после длинной паузы:
- Ладно, иди домой. Учись в школе, пока тебя учат. Иначе ты будешь относиться к низшему классу земных существ. Прощай.
Геннадий почувствовал что-то незнакомое, неизвестное и – очутился на земле. Лёг на спину, руки за голову, закрыл глаза. Прошло какое-то время, он быстро вскочил и побежал к тому месту, где встречался с Чёртом. Как в прошлый раз, сел на пенёк:
- Чёрт, Чёрт, выйди! Надо поговорить. Я разрываю с тобой договор! Мне не нужны твои дары: незаслуженные пятёрки и неведомая сила. Верни мне мою душу. Без души мне никого не жаль – ни Галю Васильеву, ни маму, когда она устаёт и просит о помощи. Я не хочу больше жить без души.
В ответ Чёрт громко рассмеялся:
- Нет, душу я тебе не верну. Ты её продал мне за свои пятёрки. Прощай!
Генке очень не хотелось идти домой. Вспомнил, как всё время мама удивляется:
- Геня, что случилось? Ты был такой ласковый и добрый! А теперь злой. Никого тебе не жаль. Даже на похоронах дяди Вити не прослезился! А ведь дядя Витя тебя так любил! Вспомни его. Помнишь, как вы с ним на пони катались? Ты какой-то бездушный!
Но мальчик отворачивался с безразличным видом. Ему не было жаль дядю Витю.
В тяжких раздумьях зашёл он в лесную чащу. Сел на пенёк и горько заплакал. (рис 3 Фея)
- Что случилось? Почему ты плачешь? Расскажи мне, я, может быть, смогу тебе помочь. Перед ним стояла прекрасная фея в длинном белом платье с волшебной палочкой в руках.
Генка не поверил своим глазам:
- Ты кто?
- Я лесная Фея.
Гена рассказал свою историю с начала до конца. Фея присела на соседний пенёк и задумчиво сказала:
- С Чёртом дело иметь трудно. Что же придумать? Как тебе помочь? Попробуем вызвать его и с ним побеседовать.
Она повернулась вокруг оси четыре раза и взмахнула три раза своей палочкой. Долго никого не было.
Фея грустно сказала:
- Наверное, не придёт, забыл меня.
В тот же миг раздался голос:
- Нет, не забыл тебя, лесная Фея. Я готов тебя выслушать.
- Ты знаешь всё, что связано с этим мальчиком. Я хочу, чтоб ты разорвал с ним договор.
- Ну, что ж, раз ты просишь… Завтра 13 число. У нас, у Чертей будет бал. Если он к празднику сошьёт мне такое платье, в котором я понравлюсь тебе, лесной Фее, и ты об этом скажешь вслух, то я верну ему наш договор.
Но, если этого не произойдёт, то я договор не верну, но помогать ему ни в чём не буду. И если ребята будут поколачивать его, он будет ходить с синяками, – ко мне не обращаться. Согласен?
Генка согласно кивнул, и Чёрт исчез.
Фея весело сказала:
- Это не так трудно. Сейчас вызовем эльфов. Они смастерят тебе фехтовальный костюм. Она проговорила какие-то волшебные слова, махнула палочкой, и Генка увидел несколько маленьких волшебниц – эльфов. Они летели по воздуху, как прелестные бабочки. Окружили Генку, что-то пели тонкими, ласковыми голосами. (Рис 4 Эльфы)
Фея обратилась к ним:
- Надо помочь этому мальчику, Генке. Он попал в беду. Смастерите к празднику Чёрту фехтовальный костюм, да так, чтобы вся его чёртова морда была закрыта. И если я не увижу её, то смогу сказать, что он мне нравится. И как только я эти слова скажу, договор с Геной будет разорван! Но, если он свою морду откроет, он перестанет мне нравиться!
Все весело засмеялись: придумала Фея, как обмануть Чёрта!
Договор с Чёртом был разорван, а Генка стал обычным мальчишкой, который учил уроки, получал отметки всякие. Но учил уроки сам. И гордился тем, что если иногда получал пятёрку, то заслуженную!
А в учительской часто можно было услышать такие разговоры:
- Куда делся наш гений, наш вундеркинд??
- Это что-то непонятное! – и учителя разводили руками…
Свидетельство о публикации №217030702181