Хуана I Безумная. Сумасшедшая любовь

     Поздним декабрьским вечером 1506 года из города Бургос в направлении Гранады вышла странная процессия. Впереди, на повозке, запряженной четверкой лошадей, ехал богато украшенный катафалк. Рядом с ним, не кутаясь и почти не сгибаясь под пронизывающим ветром, шла невысокая женщина. Просторный черный балахон не мог спрятать ее большой живот, выдававший большой срок беременности. За ней шла многочисленная толпа – монахи, вооруженные рыцари, слуги.  Небольшая группа всадников то догоняла процессию, то останавливалась, поджидая отставшие повозки. Было очень холодно, а впереди расстилалась почти беспросветная мгла и бесконечная дорога, освещаемая лишь факельным светом. В свой последний путь любимого мужа Филиппа провожала королева Кастилии Хуана I, по прозвищу Безумная.
    Процессия двигалась только ночью, ведь, по словам королевы, «вдова, которая утратила солнце своей души, не должна отныне показываться при свете дня». Днем останавливались на отдых в ближайшем  мужском монастыре. Хуана приказывала открывать гроб с телом покойного мужа и подолгу оставалась с ним наедине, целую и любуясь его почти рассыпавшимися телом. Затем она велела служить поминальную службу, словно покойный только что покинул этот свет, зорко следя ревнивым взглядом, чтобы ни одна женщина не могла даже приблизиться к ее обожаемому супругу. Достаточно она терпела этих похотливых девок при жизни Филиппа, чтобы и после смерти делить его с ними.
    Такой же промозглой ночь в январе следующего года прямо в дороге Хуана родила дочь Катерину, ставшей тем последним звеном,  которое связывала ее с мужем. Почти восемнадцать последующих лет Хуана ни на минуту не расставалась со своей дочерью,   исступлённо веря, что покойный Филипп разговаривает с ней посредством дочери.
     Вскоре  Хуану, потерявшую рассудок от горя утраты, поместят в монастырь в забытом богом городке Тордесильяс,  где она, оставаясь законной королевой Кастилии, а после смерти ее отца и регента Фердинанда и королевой Арагона, проведет в заточении без малого пятьдесят лет. Она отказывалась мыться и переодеваться, покидать свою комнату и молиться. Она вообще отказалась от религии, ведь бог забрал у нее Филиппа. Хуана кричала и буйствовала, каталась по полу и билась головой об стену, ела только хлеб и сыр и бесконечно смотрела на портрет мужа. За окном проходили десятилетия,  шли войны и революции, ее  королевство под управлением старшего сына Карла превратилось в самое могущественное на земле, но ее ничего не интересовало. Только этот портрет молодого, красивого и такого любимого мужа.  По сути, она прожила свою жизнь так,  как мечтала – наедине со своим мужем в своем мире.
     Хуана была третьим ребенком у набиравших могущество и авторитет королей-католиков – Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Она росла скромной и застенчивой девочкой, радовала своих родителей успехами в латыни и любовью к чтению, любила музыку и сама неплохо играла на клавикордах и гитаре. Была такой, какой и положено быть будущей королеве. Всех своих детей Изабелла воспитывала, планируя их будущие  браки так, чтобы увеличить в Европе влияние династии Трастамаров.  Кастилия и Арагон предназначались единственному сыну Хуану, а  дочерей надо было выдать замуж с наибольшей выгодой для короны. Хуана идеально подходила для этих целей. Тихая, послушная, да к тому же еще и хорошенькая. Густые темные волосы, красивый овал бледного лица, точеный носик и пухлые губки – все это действительно произвело яркое впечатление на ее жениха, Филиппа Красивого, сына могущественного императора Священной Римской империи Максимилиана I. Увидев предназначенную ему невесту, которая прибыла в Бургундию для знакомства с женихом, он пришел в восторг и потребовал  немедленно обвенчать их. После поспешной церемонии, подхватив Хуану на руки, увлек ее в супружескую спальню, откуда молодые появились только через сутки. В эту ночь Хуана не просто стала женой, она влюбилась в своего мужа на всю жизнь, влюбилась страстно, безоглядно, безумно.
    Взаимной страсть оставалось недолго. И довольно скоро к безумной любви прибавилась безумная ревность. Филипп не отказывал себе в удовольствии подразнить свою чересчур бдительную супругу. Его часто замечали в темных уголках дворца с фрейлинами  и другими особами женского пола. Хуана устраивала истерики, закатывала скандалы, а если Филипп не являлся к ней в спальню несколько ночей, кричала и стучала в стену. Ее приступы стали напоминать настоящее безумие. Она успокаивалась только тогда, когда появлялся муж.  Во время поездки в Испанию к родителям, когда Изабелла, почувствовав, что Филипп имеет слишком большое влияние на дочь, попыталась удержать ее дома, Хуана  часами простаивала раздетой на холоде и отказалась от еды, требуя отпустить ее к мужу.  Ей, и не без основания, казалось, что там, в далекой Бургундии, Филипп проводит свое время далеко не один. Она ревновала его к любой женщине, в ее окружении даже не осталось придворных дам. Наверное, она так и осталась бы в истории, как сумасшедшая жена, если бы ни судьба.
    После смерти брата Хуана, старшей сестры Изабеллы и его маленького сына Мигеля, по завещанию Изабеллы Кастильской Хуана становится королевой Кастилии. После смерти матери Хуана унаследовала испанскую корону, но править в таком душевном состоянии, конечно, не могла. Ее истерики, патологическая ревность, избиения предполагаемых соперниц пугали придворных и давали все новую пищу для слухов и сплетен.
       Ее отец, Фердинанд Арагонский,  и муж, Филипп Красивый Габсбург,  начали битву за право установить над ней регентство и захватить власть в Испании. Мнение Хуаны уже никого не интересовало. В этом сражении соперников объединяло лишь одно: каждый из них, и отец, и муж, стремились предъявить миру как можно больше доказательств душевной болезни Хуаны. Кто может теперь сказать, что стало причиной ее недуга – сумасшедшая любовь, безумная ревность, неземная страсть или просто тяжелая наследственность, доставшаяся ей от ее бабки Изабеллы Португальской?
    А спустя короткое время Филипп умрет от таинственной болезни, а скорей всего от отравления. Для психики Хуаны это станет последней каплей. После почти полувекового затворничества в монастыре Санта Клара  она умрет в возрасте 75 лет. Уйдет в другой мир к своему мужу королевой, не отрекшейся от престола.
               


Рецензии