Франсиско Франко. От любви до ненависти

Всего в часе езды от Мадрида в глубине векового соснового леса у подножья горной гряды Сьерра-де Гвадаррама высится величественный пантеон. Сюда не долетают звуки мирской жизни, почти не слышится пение птиц, не звучат людские голоса. Наверное, так и должно быть, ведь это Долина Павших. Именно здесь похоронен человек, так обожаемый одними и столь ненавистный другим.  Чей покой охраняют огромные ангелы, сложившие в печали свои крылья? В честь кого фигуры воинов застыли в почетном карауле преклонения и скорби в глубине величественного здания базилики, вырубленной в  скале? На его могиле всегда живые цветы, и трагическая скульптура Родины, скорбящей о потери сына, напоминает о невосполнимой утрате для всей страны. Мерцающий свет приглушенных ламп, сцены Апокалипсиса на старинных гобеленах, деревянное распятие, а за ним надгробная плита. Здесь лежит Франсиско Франко.
     Никто не мог представить , что появившейся на свет  4 декабря 1892 года в небольшом городке Ферроле в Галиции мальчик, нареченный при рождении Франсиско Паулино Эрменхильдо Теодуло Франко Баамонде,  почти на сорок лет станет полновластным правителем своей страны, и что ради него в Конституции страны появится новый титул – «каудильо».
       Родившись в семье потомственного военного, он с детства мечтал о карьере морского офицера. Его даже крестили в военной церкви.  Но когда юному Франко пришла пора выбирать профессию, флота в Испании уже не было. Потерпевший разгромное поражение в ходе испано-американской войны 1898 года, испанский флот, когда-то непобедимая Испанская Армада, почти перестал существовать, и количество вакансий  для  морских офицеров уменьшилось. Именно это поражение окажет огромное влияние на молодого человека. Он принадлежал к поколению, воспринявшему эту военную неудачу как катастрофу, испытавшего на себе всю глубину отчаяния, когда империя, в которой когда-то никогда не заходило солнце,  утратила свое былое величие.
     Франко оканчивает пехотную Академию в Толедо и рвется в бой. Служба в Испанском Марокко, почти ежедневные столкновения с местными племенами,  суровый опыт по выживанию в пустыне, личная храбрость и блестящая военная карьера – майор в 23 года, через десять лет уже генерал.
     Весной 1931 года без кровопролития и беспорядков из королевства с многовековой история Испания становится  республикой. На выборах к власти пришли сторонники демократических преобразований, социалисты, левые, марксисты и  коммунисты.  Король Альфонсо XII на борту крейсера «Принц Астурийский» навсегда покидает страну, заявив на прощание, что может быть королем, только рассчитывая на любовь своего народа, а не тогда, когда испанцы отказываются от него.
        С первых дней республиканцы не только проводили реформы, но и стремительно наживали врагов. Отделение церкви от государства, отмена зарплаты священникам – и вот уже на стороне врагов церковь и верующие. Аграрная и промышленная реформа – и недовольство  состоятельной элиты страны. Появление «фаланги»,  партии фашистского толка, не заставило себя ждать, а мятеж против власти был лишь делом времени. 18 июля 1936 года по радио звучит знаменитая фраза-сигнал «Над всей Испанией безоблачное небо», в Испании начинается кровопролитная гражданская война.
    Лето 1936 года Франко встречает на посту главы Большого генерального штаба. Сорокачетырехлетний Франко становится лидером мятежа против республиканской власти и выступает в свой крестовый поход против «красных орд», заявив, что «это война – во имя защиты границ, за которыми социализм и коммунизм, угрожающие цивилизации». Страна раскалывается надвое.
     Три тяжелейших года, десятки тысяч погибших, расстрелянных, замученных в тюрьмах, убитых без суда и следствия. Девизом фалангистов стало «кредо легионеров» – пленных не брать. Генеральная репетиция грядущей большой войны. На стороне республиканцев простой народ, добровольцы интербригад со всего мира  и Советский Союз, на стороне франкистов – армия, капитал, Германия и Италия. Исход был предрешен.  Самоотверженные, не щадящие жизни, но необученный отряды народной милиции не смогли стать преградой для профессиональных военных. В конце марта 1939 года падет Мадрид. В полупустом разрушенном городе Франко будет принимать парад победителей.
    В пламени гражданской войны сгорели поэты Фредерико Гарсия Лорка и Мигэль Эрнандес. Страну покинули Пабло Пикассо и почти вся интеллектуальная элита страны.
    На развалинах республики Франко начал возводить  здание «новой Испании», такой, какой он ее себе представлял, свободной от любого проявления инакомыслия, с жестким единоначалием, одним языком и одной партией.
    До самой своей смерти в 1975 году безжалостной рукой он будет подписывать приговоры, отправляющие на смерть или многолетние тюремные заключения тысячи своих сограждан.  Не пожалеет и  брата. Под жестокий каток репрессий попадут даже дети из республиканских семей, их будут отбирать у родителей и отдавать на усыновление в «правильные» семьи.
    Когда-нибудь наши потомки смогут решить, что более матери-истории ценно, что вспомнят  испанцы, услышав имя Франсиско Франко. Сотни тысячи погибших и вынужденных покинуть Родину людей;  разрушенные семьи или чудо экономического возрождения страны; абсолютная политическая цензура на долгие годы или десятки евреев и бежавших из фашистского плена солдат, получивших убежище на территории Испании во время Второй мировой войны;  жестокое подавление свободомыслия или отказ поддержать фашистскую Германию живой силой. Что сегодня ближе  испанцам: «Vivo сaudillo!» или « No pasaran!»? А их погибшие отцы и деды покоятся вместе в общей могиле в Долине Павших под словами «Погибшим за Бога и Испанию».


Рецензии