Ретардация...

Нарезавши из бумаги ярлыков, Пушкин писал на каждом по заглавию, о чём когда-либо ему хотелось припомнить. На одном писал «Русская изба», на другом «Державин», на третьем имя тоже какого-нибудь замечательного предмета. Ярлыки накладывал он кучею в вазу, стоявшую на рабочем столе. Когда случалось свободное время, выбирал наудачу первый билет. Вспоминал всё, что у него соединялось в памяти с этим именем, и записывал на том же билете. Из этого составились те статьи, которые так интересны именно тем, что всякая мысль его там осталась живьём, как вышла из головы. Николай Гоголь. // Рассказывая о каких-либо событиях, можно придерживаться определённого алгоритма: факт (что именно произошло) – причина – повод – сопутствующее событие – аналогии и сравнения – последствия. Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным ещё Цицероном: кто – что – где – чем – зачем – как – когда. Можно разработать свои собственные. // Филдинг и Смоллетт прибегали к вставным новеллам Порой бывает невозможно ввести содержащуюся в такой новелле идею в основной текст, которую тем не менее как-то ввести надо. Мне, кажется, удалось достигнуть чего-то нового. Настолько связать вставную новеллу с самим произведением, чтобы она стала неотделимой от основного сюжета, чтобы кровь романа циркулировала по ним в равной степени. Чарльз Диккенс. // Строго говоря, по правилам сюжетосложения без этого можно было бы обойтись. Но, попирая формальную логику развития действия, автор тут одерживает победу. По сюжету уже всё ясно, и она задерживает действие, стремительно несущееся к развязке. Парадокс: сцена не нужна, но как её слушают и смотрят! И где? В конце длинного спектакля. Успех этой сцены основан на психологическом законе наслаждения воспоминанием. Александр Гладков. // Такой приём называется ассоциативно связанный с сюжетом эпизод-ретардация. Произвольно вставленная случайная история замедляет ход повествования, удаляя от читателя момент развязки. Ретардация – значит замедление. Композиционный приём в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, пространных описаний, вводных сцен и тому подобного. // Заговариваем об «Илиаде», и Гёте предлагает мне обратить вниманье на остроумный приём: Ахилл обречён на временное бездействие, для того чтобы могли выявиться и раскрыть себя другие герои. Иоганн Эккерман. // Мне кажется, что надо иногда давать отдых читателю, описывая пейзаж или одежду и тому подобное. Стендаль. // Например, приём в середине действия описывать для ясности и выпуклости рассказа прошедшие события. Лев Толстой. // Приём параллельности в чередовании настоящего, в данный миг наблюдаемого, с собственным прошлым и далёким прошлым давно умерших людей. Виктор Конецкий. // Я нарочно писал повесть так, чтобы она давала впечатление незаконченного труда. Антон Чехов. // …эффект незавершённости.


Рецензии