4. Победительница Конкурса Мисс Интеграл-65

НА СНИМКЕ: Герман Безносов


Об этом Конкурсе на звание «Мисс Интеграл», проведенном 7 марта 1965 года ходили легенды. Это объяснялось двумя причинами.

Во-первых, тогда конкурсы подобного рода почему-то не проводились. Возможно, это властями считалось неприличным. Но девушки откликнулись на приглашение поучаствовать в таком конкурсе охотно.

Всех, однако ждал сюрприз, – устроители конкурса решили, что одна из участниц конкурса будет переодетым мужчиной.

Так случилось, что эта участь выпала на долю Геры Безносова. И он так замечательно сыграл эту роль, что никто не распознал под личиной балерины-красавицы Земфиры представителя мужского пола, даже Бурштейн, который на полном серьёзе в личной беседе призвал «конкурсантку» укреплять «...связь между мегагородом и академдеревней, крепить дружбу науки и культуры», а после беседы поделился впечатлениями с джазменами, сказав: «Как можно такую корову поднимать в балете?»

Более того, именно Земфира стала «Мисс Интеграл-65».

Этот рассказ, но конечно, более подробно рассказан Герой Безносовым в сборнике воспоминаний старожилов Академгородка к 50-летию новосибирского Академгородка «И забыть по-прежнему нельзя».

он есть и на интернете [1], и я приведу из него отрывок, где рассказывается о первом Конкурсе красоты.

Приближалась весна 1964 года [2] с её сексуальными праздниками. «В СССР секса не было» [3], но половая дифференциация была официально отмечена Международным женским днем красным цветом в календарях.

Эмансипированные революцией советские женщины самоотверженно боролись за справедливость и самостоятельно реорганизовали день Красной армии 23 февраля в праздничный мужской день. Теперь он тоже выходной.

Можно заметить, что между этими любимыми народом праздниками две недели, столько же, сколько и между новым и старым годами. Мудрая лучшая половина, взяв инициативу, за две недели тонизирует «ленивый и нелюбопытный» народ. Обласканные в феврале мужчины раскошеливаются сполна в марте.

Такая последовательность мужского и женского праздников обеспечивает незатухающий процесс омоложения общества.

Интегральцы тоже любили эти торжества и старались отгулять их на уровне мировых стандартов. Восьмого марта 1964 года был объявлен Первый конкурс красоты [4]. 

Наслушавшись запрещённых тогда иностранных «голосов» и насмотревшись тайно ввезённых в страну глянцевых журналов для мужчин и женщин, продвинутые министры клуба («клубни») решили облегчить себе жизнь и напрячь «клубничек». Развесили по институтам призывы на конкурс красоты «Мисс-Интеграл», заготовили призы, назначили себя членами жюри и стали ждать экспромтов.

Не будучи уверенными в дамской смелости, решили пригласить профессиональных артисток для затравки.

Я дружил с артистами Театра оперы и балета. В свои выходные понедельники они приезжали ко мне в гости, чтобы покататься на лыжах зимой или покупаться в Обском море летом, а вечером попить хорошего вина.

Поддержав идею конкурса, несколько балерин согласились стать претендентками на звание мисс-интеграл. Этим уже был гарантирован успех шоу.

В то время появилась кинокомедия «В джазе только девушки», в которой двое мужчин скрываются под женскими одеяниями. Решили разыграть на конкурсе и этот вариант.

Я уговорил танцовщика театра выступить в женской роли. Но на конкурс по какой-то неизвестной причине он не приехал. А артисты привезли белые парики с косичками Петровских времен для мужского жюри и один высокий женский парик, про грим забыли.

Ценители красоты в напудренных париках во главе с председателем Львом Сабининым (зятем академика С.Л. Соболева) расположились в маленькой комнате, на дверях которой было написано «Антропометрические измерения». А перед дверью образовалась очередь жаждущих успеха красоток – около тридцати энтузиасток.

Беспокойство организаторов оказалось напрасным. Конкурс успешно начался. Привратник с сантиметровой лентой и фонендоскопом на шее, а также с большим штангенциркулем в руках для измерения размеров головы, приглашал очередную конкурсантку.

Она скрывалась за дверью и оказывалась на «скамье подсудимых» перед столом с бутылками напитков. Галантные судьи, измерив высоту ее каблуков и расстояние между ее ушами, предлагали тост за ее успех и просили хранить тайну о процедуре «антропометрических измерений».

Никто не проболтался. Я же в это время пытался найти исполнителя главной роли. Бесцеремонно надевал парик на наших министров и выслушивал мнения остальных.
Когда же они напялили парик на меня, то единогласно приговорили «жертву» к подвигу. Инициатива наказуема.

Недалеко от кафе жили друзья Лосевы, мой однокурсник Юрий «Лось» с женой Натальей (врач) с дочерью Мариной.

<...> … Наталья Лосева дала мне какое-то выходное платье, шаль и туфли на среднем каблуке 39-го размера - на мои ступни 42-го размера! Вот тогда-то я и осознал, что значит фраза «искусство требует жертв».

Прима балерина Флора Койдани [5] декорировала меня своей косметикой и благословила на конкурс задержавшуюся, как было объявлено, «артистку балета» под именем Земфира.

Жюри уже знало её подноготную и «лоббировало» выигрыш. Тем не менее, нужно было держать марку прославленного театра, напрягать не только зажатые «в кулак» пальцы ног, но и голосовые связки, и мозговые извилины в конкурсах: литературном (буриме), художественном (рецензирование абстрактных картин Славы Воронина), танцевальном (белый вальс) и ещё каких-то.

Счётная комиссия информировала собравшихся, что Земфира в лидерах. Последний танцевальный конкурс открыл мне глаза на представителей своего пола. Когда я «дефилировал» в центре зала, выбирая партнера для вальса со своим ростом 182 см, не считая каблуков и высокого кока парика, то сразу помельчавшие «клубни» стали съёживаться и прятаться за спины своих подружек.

После двух еще не почётных кругов пришлось остановиться на стройном председателе жюри и заработать победные баллы.

Самым интересным был диалог с Президентом клуба. Хорошо информированные судьи, они же министры: фото-информации Владимир Давыдов, бардовской песни Валерий Меньшиков и юмора Александр Нариньяни – решили познакомить Земфиру с Бурштейном в кулуарах между конкурсами. Глаза под очками президента находились на уровне «моей» скромной груди.

Он серьезно заговорил, что нужно развивать связь между мега-городом и академ-деревней, крепить дружбу науки и культуры. Я ему поддакивал своим обычным, тогда еще не прокуренным голосом.

(Впервые закурить мне предложили в 6-ти летнем возрасте на пляжном берегу реки Лены, и до 30 лет я был уверен, что курить мне не нравится. Постоянным курильщиком стал во дни взятия по частям «Интеграла» в конце 60-х годов, и теперь курю как бы в память о нём).

После разговора с «представительницей театра» Анатолий сказал джазменам, игравшим в кафе под управлением талантливого пианиста – научного сотрудника ИАиЭ Владимира Виттиха: «Как можно такую корову поднимать в балете?». Если президент не распознал своего премьер-министра, несмотря на наше ежедневное общение, то премьер и кабинет ликовали: «Успех премьеры!»

Я же был сражён финалом конкурса – «раздачей слонов». Знал, что Вова Давыдов добыл живые призы: лабораторную мышь, кролика и петуха.

Сначала утешительный приз – в коробке с надписью «Пылесос» оказался клубный веник. Потом живые призы раздали третьей, второй и первой производным «мисскам Под интегралом». И, наконец, громогласно, под туш, объявили: «Первая мисс-Интеграл 1964 – Земфира!» [6].

Вместо короны, мне на голову (и на плечи) водрузили инвентарь клуба – тяжелый катушечный магнитофон размером со стул. Шатаясь на тонких каблуках, я побыстрее скрылся.

Большая часть «питательной среды» клуба-кафе разошлась по домам в неведении.
Назавтра противоречивые слухи начали распространяться по городку и городу, пока новорожденная радиостанция «Маяк» не дала в прямом эфире интервью со мной" - заканчивает свой рассказ Гера Безносов.

гера Безносов, безусловно, великолепно сыграл женскую роль И совершенно справедливо гордится этим. Но, как выяснилось не только. Свою статью о конкурсе красоты он заканчивает так:

"P.S. Уже перед пенсией смотрел по телевидению мировой конкурс красоты и любовался его победительницей — турчанкой «Мисс Очарование». Услышал ее параметры: 182/70 и еще три числа, но не классические 90-60-90. Про себя отметил, что у меня такие же рост и вес, а три параметра быстро записал. Измерил себя и обнаружил, что одно число из пяти у меня меньше. Какое? Последнее".

Но тут, мне кажется, Гера опять ошибся. Третий показатель - длина окружности бёдер у девушек меньше 90 -  это хуже, а не лучше.

Примечание.

1. Воспоминания Геры Безносова об «Интеграле» названы «Конкурсы красоты и песни свободы в Академгородке 60-х»: Сайт http://www.galichclub.narod.ru/gbez.htm

2. Гера ошибся на год: первый конкурс был в марте 1965 года.

3. «В СССР секса нет» — крылатая фраза, произнесённая  Людмилой Николаевной Ивановой (в то время она была администратором гостиницы «Ленинград» и членом «Комитета советских женщин»), советской участницей   телемоста Ленинград — Бостон («Женщины говорят с женщинами»), записанного 28 июня и вышедшего в эфир 17 июля 1986 года.

Более подробно об этом эпизоде пишет Википедия.

Л.Н. Иванова произнесла: "Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!"
А когда аудитория рассмеялась, какая-то из советских участниц уточнила: "Секс у нас есть, у нас нет рекламы!". В обиход вошла чуть паодправленная первая часть фразы: «В СССР секса нет».

Очевидная абсурдность фразы «В СССР секса нет» привела к широкому распространению её в в СССР, а затем и в России не только для ссылок на ханжество и антисексуальность советской культуры, на табуированность публичного упоминания тем, связанных с сексом, но и для использования её и в других контекстах — при указаниях на необъективность и мифологизированность  описаний советской действительности.

4. Напоминаю ещё раз: 8 марта 1965 г.

5. Флора Ганиевна Кайдани, народная артистка РСФСР (1977), солистка новосибирского театра оперы и балета

6. К сожалению, опять должен поправить дату – «Первая мисс-Интеграл 1965 – Земфира».


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/07/16/224 


Рецензии