Накоротке о разном 1

Досужие размышления простого обывателя



Об образовании
               
               

         Заставили «вставить своё лыко в строку» о нём происшедшие там разительные метаморфозы. Плохо укладывается в голову нынешняя «модель общеобразовательной концепции». Вроде говорят, хотели как лучше, но получилось уже не вроде, а хуже чем хотелось и ещё хуже, чем было. Чем же не понравилась старая добрая советская система?
        Поголовное обезьянничание, глядя на западные образцы во многих отраслях производства, сфере культуры и многострадального образования привело к резкому ухудшению их состояния и отрицательным конечным результатам. Про дошкольное образование знаю не так много, поэтому хотелось бы начать со школы.
        Во-первых, и это особенно важно, изменились отношения «учитель -  ученик».
       Во-вторых, качество подготовки педагогических кадров упало разительно, а это в свою очередь, тоже образование, уже высшее, с которым приходят в школы, чтобы преподавать. О нём тоже поговорим.
      В третьих, появилось несколько общих программ обучения и директор школы имеет возможность выбирать ту или иную программу для своего учреждения. И как следствие, все учебники разные. Представляете какая сумятица в неокрепших детских мозгах может произойти если возникает настоятельная необходимость перевода ребёнка из одной школы в другую?
        Давайте по порядку разберём озвученные позиции.
1. Отношения «учитель – ученик». Хотелось бы попросить, чтобы читатель вспомнил, кто для него был учитель, когда он был учеником? Конечно кладезь знаний и не только по учебнику, а также искусный мастер по вкладыванию этих знаний в детские головы. Что характерно, вместе со знаниями исподволь, эпизодически, но постоянно, вкладывались нравственные понятия: о добре и зле, «что такое хорошо и что такое плохо» - независимо от того какой предмет он преподаёт. Для меня учитель был лицом, внушающим уважение только за то, что он учитель. Не говоря о завучах и директоре, те вообще были запредельными личностями. А если человека почитаешь и уважаешь – значит и веришь ему, а если веришь – то всё, сказанное им усваивается, входя в твой ум. Кому легко, кому труднее и  если что-то было непонятно – растолковывали сразу, оставляли после уроков или «прикрепляли» к неуспевающему отличников или хорошистов. Конечно же все они были разные: строгие и не очень, добродушные и занудные, но всех их объединяло одно – они пытались вырастить из нас грамотных людей. Независимо от того, какую дорогу в жизнь ты выберешь после школы. Роль классного руководства тоже имела немаловажное значение.
 
Мне повезло. Наш 4 «Б» «взяла» Антонина Николаевна Ларионова, учитель истории, школы № 4, города Верхняя Салда и «довела» до выпускных экзаменов. Наши отношения сложились так, что мы ходили к ней в гости на день учителя и день рождения почти до её кончины. Низкий поклон и светлая память, дорогая «наша классная»!

Так вот. Понятие грамотность включает в себя не только объём знаний по предметам, но и накопленный «эпизодически и исподволь» за 10 лет(нынче 11) нравственный багаж, который я считаю основой индивидуальной внутренней культуры окончивших школу юношей и девушек. Эти традиции восходили к принципам обучения в лицеях и гимназиях наших далёких и славных предков. В нынешней  же системе координат нашего российского образования вспомнили лишь о их названиях и снова появились и лицеи и гимназии, а остальное, саму суть, напрочь забыли или посчитали анахронизмом и выбросили как что-то ненужное. А получилось, что «вместе с водой вылили и младенца!» Теперь преподаватель оказывает услуги по предоставлению знаний.

Услуга, -и. ж. 1. Действие, приносящее пользу, помощь другому…
Словарь русского языка. С.И. Ожегов
В словаре В.И. Даля такого слова вообще не упоминается.

Получается что – пришла «училка», оттарабанила урок – «помогла», «принесла пользу» и всё, «давай до свидания!» Голые знания, больше ничего и не требуется, часы отработаны, зарплата начислена. Услуги и педагогика рядом не стояли никогда, но вот подуло «новыми веяниями» понятно с какой стороны света и эти чуждые понятия сблизились. Педагог не учит, оказывается, а оказывает услуги… Как просто за довольно короткий срок всё можно трансформировать.

«Заскорузли вы в своём советском, хватит вас, сейчас новая реальность, шагайте на пенсию, мы тут сами всё разрулим!»

От себя я бы высказался по этому поводу строчками одной песни.

 «…А вот мы, буйно помешанные,
А вот вы, вялотекущие, ушлые…»
(Из «Песни о Родине», группа «Воскресение»)
Такое образное сравнение того, что было – «буйно помешанные» и что есть сейчас – «вялотекущие, ушлые».
      Псевдореволюционеры 90-тых легко ломали всё старое. Ох, как досталось от них и нашему образованию. История знает много разных революций, почти все закончились плачевно. Я помню только две со знаком плюс – на Кубе великий Фидель и в Чили – Аугусто Пиночет. Первый отважно построил социализм под носом США, второй с помощью жестоких, но чётких и жёстких реформ вывел страну в экономические лидеры Латинской Америки. Ломать – не строить! Эти двое, по видимому, знали как строить в отличие от остальных. Наши «реформаторы» ( которые из «остальных») просто вынули из школы душу! Её место заняла тупая тестовая система, на которую взгромоздили «ЕГЭ» и были несказанно горды своими «инновациями». Пускать пыль в глаза научились профессионально. Выучили много умных слов и всех ими успокоили и заверили, что это «лучшее» из всего, что было до них.
2. Одно, как известно, вытекает из другого. Кадры, взрощенные на этом самом ЕГЭ и окончившие вузы уже пришли в школу и работают. Результаты показывают социальные сети, где обученные «лучшим» грамотеи в слове «ещё» делает 4(четыре) ошибки. «Исчо»! Шедевр! Бедный «великий и могучий»! Да и об остальных предметах…
Пример пятилетней давности.
Пятый класс. Творчество Ганса Христиана Андерсона. Детей попросили принести на урок книжки великого сказочника. Одна внимательная девочка заметила у соседа по парте, что в его книжке имя автора написано иначе – Ханс Христиан. Учительнице был задан естественный вопрос – почему так? Ответ не заставил долго ждать, дети поняли, но… ввели в прострацию родителей, рассказав им придя из школы, о добрых сказочниках! Оказывается, Ганс и Ханс были близнецами!?!?
Ещё «перлов»? Легко.
Учительница биологии спорила с ученицей 6-го класса, утверждая, что бензин делают не из нефти, как прочитала в учебнике та. Правильно, ну откуда ж «биологичке» знать про крекинг?
        Скажете, что сам придумал? Ничего подобного. Могу назвать точный почтовый адрес школы, с до сих пор работающими там, вышеописанными «педагогами». У них и категории какие-то имеются. По мне, самая высшая категория для таких – техничка.
        В бытность мою студентом, а заканчивал я «деревянный институт», в голову навязчиво лезла мысль почему-то – в медицинский и педагогический вузы абитуриенты перед поступлением должны проходить психологическое тестирование(вот где оно нужно), на предмет дальнейшей совместимости себя любимого с выбранной профессией. Всё-таки там не лес рубить и сталь варить, там люди в «ваши руки» даются. Думается мне, что подсознательно навела на эту мысль ходившая тогда среди «абитуры», а это был 78-тый год, присказка-поговорка: «Рук нет – иди в мед, ума нет – иди в пед, а не там и не тут – иди в горный институт» или «а некуда идти – иди в УЛТИ». Куда я и пошёл. Уральский лесотехнический институт имени Ленинского комсомола. Сейчас моя альма матер «верситетом» стал, «имени…» наверно потерял или само отпало…буду очень рад если осталось.
           Не для кого не секрет, что высшее образование также претерпело массу всяческих пертурбаций и в нынешнем виде представляет собой незавидное зрелище. С его величеством «рублём» можно получить любой диплом об окончании почти любого вуза  (думаю, что МГУ, МГИМО, ЛГУ, МАИ и ещё несколько старейших и знаменитых не клюнули на эту удочку). Зато сколько новых наплодилось! Академии, университеты разных калибров.  Вот про Пажеский корпус забыли, но не удивлюсь если появится что-либо подобное!
         Любой каприз за Ваши деньги! Стоимость обучения такая-то, за сессии отдельная плата, можно заочно и даже досрочно! Каких специалистов они наготовят и выпустят? А это сколько заплатишь! Можно за три года – тогда ты бакалавр! Если хватит денег до конца – магистр! Что такое три года обучения? Незаконченное высшее образование, раньше и справку такую давали. А сейчас бакалавр – что-то похожее на прапорщика в армии. То ли переделанный солдат, то ли недоделанный офицер! Прошу прощения у военных. С магистром вроде всё ясно – полный курс пройден, хотя название навевает что-то, связанное с масонскими ложами. Магистр, по- старому получается, инженер. Например, инженер – технолог или инженер по ремонту оборудования, инженер лесного хозяйства(у меня так в дипломе). Магистр – технолог, чудесно! Магистр лесного хозяйства, замечательно! Всю жизнь «мечтал» быть магистром!

«Какая тебе разница! Всё проплачено – держи диплом и ступай с богом, твори!»

Качество образования в вузах снизилось и не только в провинциальных.
Пример. 
М.Н. Задорнову, как известно, выпускнику МАИ, одну историю рассказал то ли однокурсник, то ли знакомый, работающий в авиационном оборонном КБ. К ним на работу устроился выпускник МАИ с красным дипломом (настоящий магистр!) и лестными рекомендациями. Первым его заданием был расчёт подъёмной силы проектируемого крыла или что-то в этом роде, в общем, прямая работа по специальности, его, так сказать, дебют. Встречный вопрос новоиспечённого специалиста поверг руководителя в ступор: «А какие есть варианты?» Он думал, что ему как обычно предложат тестовый листочек, где подумав о чём-то, нужно будет поставить галочку супротив выбранного варианта ответа! Ура! Да здравствует наше нынешнее «родное» высшее образование!
          На кого смотрим? С кого обезьянничаем? Ну как же – с передовой и самой продвинутой системы образования в мире. Сегодня прочитал в инете о «передовиках» - читайте и делайте выводы. За что купил, за то и продаю. Извольте.

         « Журналист телеканала Russia Today Калеб Мопин провел социальный эксперимент, в котором жителей Нью-Йорка спрашивали о том, как они относятся к действиям российских властей в несуществующей стране Кыргбекистан. Примечательным итогом исследования стало осуждение нью-йоркскими прохожими «агрессивных действий России» в вымышленной стране.
Участники опроса приводили следующие аргументы: «Россия известна своим агрессивным поведением», «эта страна пытается вернуться к своей старой тактике и завоевать как можно больше территорий», «то же самое они пытались устроить в Грузии, а теперь и на Украине».
В публикации на сайте телеканала отмечается, что жители Нью-Йорка оказались неспособны привести какую-либо конкретику «конфликта» в Кыргбекистане, однако, многие из них на ясном глазу заявляли, что «находятся в курсе событий».
Журналист также предлагал желающим высказать слова поддержки в адрес жителей несуществующей страны. Угнетенным «кыргбекистанцам» американцы, как водится, советовали держаться и не отступать от демократических ценностей. А заодно обнадеживали, что если не Соединенные Штаты, то кто-нибудь другой обязательно поможет бедному народу вымышленной страны, пишет РИА Новости.»
04.02. 2017г.
То, что они высказывали – дело пятое, с этим у них всё нормально, что велено госдепом и «сиэнэном», то и говорят, к этому приучены со школы. Но Кыргбекистан!? Наши вам сердечные поздравления «передовики» - сплошь бакалавры да магистры! Можно было пойти дальше и спросить их, а Рембрандта они читали? После вышесказанного допускаю что читали, и наверно опрошенных будет ближе к половине. Они с лёгкостью уверят, что его творчество им нравится и они с нетерпением ждут выхода новых книг «писателя».
           Это, так сказать, их среднестатический житель. Допустим, что и такая же среднестатическая грамотность. Но почитайте следующее.
«Конгрессвумен в США поверила в назначенного Россией президентом Лимпопо Айболита (вот тут «приплыли» по полной!)
Пранкеры Вован и Лексус разыграли члена палаты представителей Конгресса США Максин Уотерс от лица премьер министра Украины Владимира Гройсмана.
Видео разговора опубликовано на YouTube в понедельник, 13 февраля.
Речь шла о санкциях против России. По словам Уотерс, она не знает точно о планах президента США Дональда Трампа по поводу снятия ограничений, но считает, что он готов пойти на попятную в этом вопросе.
Пранкер пояснил, что тема санкций актуальна в связи с тем, что на Украине произошла эскалация конфликта: «Россия оккупировала Донецк и Львов». Когда пранкер внес ясность, что Львов — это город на западе страны, конгрессвумен уточнила: «Регулярные войска Путина уже на востоке и на западе?».
Кроме того, добавил «Гройсман», на Украине считают, что Вашингтон и Киев должны наложить новые ограничения на Россию, потому что она вмешалась во внутреннюю политику Лимпопо — там русские хакеры атаковали серверы во время выборов.с
«Взломали систему выборов в Лимпопо и установили режим своей марионетки Айболита», — отметил телефонный хулиган.
 
По его словам, президент Лимпопо хочет переехать на Украину, поскольку боится, что с ним «что-нибудь сделают». Во время беседы член Конгресса активно задавала уточняющие вопросы.»

А вот это уже «совсе-ем» другая категория тамошних граждан. Этой категории положено бы знать намного больше, чем рядовому «ситизн» Нью-Йорка. Однако результат тот же, если не хуже. Получается, что уже и «добрый доктор Айболит» может представлять угрозу безопасности  «самой передовой и демократической стране мира», а Лимпопо нужно срочно спасать. Я представить себе не могу если бы «ихние» телефонные хулиганы смогли так же «развести» нашего члена Совета федераций или чему там у нас соответствует их конгресс. Хотя отдельные ляпсусы и у нас случаются время от времени, но не такой же чудовищной безграмотной глупости! Да и кто от них разводить-то будет? Ну если только Рембрандта начитавшись… Думаю, не сладко придётся Айболиту, после того, как помогут с «демократией» Кыргбекистану и «возьмутся» за Лимпопо!   
          Результаты «ЕГЭшной» системы уже начали явственно проявляться. Не так давно мой родственник покупал сотовый телефон. В салоне, на шутливый вопрос: «А до Камчатки с него я дозвонюсь?» - вежливо-улыбчивая сотрудница, лет 20-22-х, задала встречный, «вежливый» вопрос: «А это Россия?» Так как телефон был уже куплен, из салона он вышел с разинутым ртом, в частичной кратковременной прострации.
          Подытоживая написанное в этом разделе хочется сказать следующее. Учителя дают не только объём знаний средней школы и нравственную составляющую, но ещё должны по «отечески» или «матерински» дать советы, чтобы окончившие школу юноши и девушки могли правильно распорядиться этими знаниями в своей дальнейшей жизни. Вот тогда они имеют право называться педагогами.
3. Программы обучения. Как-то, давненько уже, находясь в городе, увидел ребятишек, в «школьное» время свободно бегающих по улицам. Оказалось, что каникулы «разные». У одних в одно время, у других в другое. Одни учатся по системе какого-то, а другие просто обычно учатся. Интересно, что и «прохождение» учебного материала с разной скоростью получалось. Соответственно и учебники разные. Какая-то странная альтернатива. Похожая на раздрай. Более того, каждый директор имеет право выбирать по каким программам обучать подопечных школяров. Директора все разные,  каждый (каждая будет правильнее) устраивает в своей «епархии» так, как считает нужным, в первую очередь, («чего греха таить, так же спокойнее) для собственного благополучия. Как удобнее. Официально всё правильно. Городское управление образования получает правильные отчёты…
          Возникает вопрос, зачем это нужно?
Моя версия многим покажется странной и может быть глупой, но я не обижусь и озвучу. «Альтернативу» придумали высокие начальники для начальников рангом пониже. У всех есть дети. У «высоких»- то они за «бугром» учатся, а вот у тех, кто пониже, дома. Этим «на за бугром» «средствов» не хватает. Разные программы для разных школ! Есть обычные госучреждения с длинной замысловатой аббревиатурой МАОУ СОШ № (посмотришь – обычная средняя школа, какая и была раньше), а есть частные школы. В простую школу, например, углублённое изучение иностранных языков не «засунешь» и «дополнительную – не по учебнику» физику с математикой тоже. А в платную гимназию или лицей какой-нибудь крутой столичный или областной – легко. Провинции это объяснять не стали, нашли «альтернативные» программы и милостиво разрешили пользоваться. Появились действительно «разные» школы, соответственно – разное качество обучения. При вроде бы равных аттестатах. Провинция со своими баллами – это одно, а вот баллы из «тех» учебных заведений предназначены для зачисления в престижные высшие.
По конституции все равны. Конечно! Все учатся, что не так? Да не так. Ладно взрослых людей социально расслоили, а дети-то тут причём? 
          Версия спорная, знающие больше возразят, растолкуют и наверно будут правы.               
          И всё же… Справедливее было бы собрать всех авторов учебной литературы в одну кучу и дать им госзаказ на единые для всей страны учебники. Закрыть «эксперимент ЕГЭ». Вспомнить, чуть скорректировать и привести в соответствие с нынешней действительностью советскую систему образования, без всяких там тестовых убожеств и портфолио с собранными всякими «правдами» достижениями.
 Но на сегодня это всего лишь мечты и слабая надежда на нового министра.
          Куда идём? К чему стремимся? К великому славному будущему великой страны? Так Великое славное будущее опять же – это дети наши с вами и внуки!!!


Рецензии